Сценарно-методический материал для детей с ОНР по теме: «Город мастеров»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Осташко Светлана Витальевна

Учить детей узнавать знакомые РНС с помощью атрибутов. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

                           Сценарно-методический материал     для детей с ОНР  

                                                  старшего дошкольного  возраста                                                                                            

                                                           по теме: «Город мастеров»

                                                                                                                                учитель-логопед:  Осташко  Светлана Витальевна

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с пиктограммами. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест». Учить подбирать антонимы.  Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Передавать эмоциональные состояния в рисунке путём дорисовывания пиктограмм.

Развивающие: Развивать устойчивый интерес детей к театральной деятельности. При создании проблемной ситуации в сказке вызывать желание у детей помочь героям сказок;способствовать желанию детей участвовать в театральной драматизации. Развивать воображение. Активизировать словарь детей словами: радость, удивление, гнев. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие речи детей и коррекция её нарушений;
  • Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • Развитие вербального воображения, слухового внимания;
  • Развитие связной речи.

Коррекционно – обучающие:

  • Обучение словообразованию и словоизменению.

Коррекционно – воспитывающие:

  • Воспитывать чувство сплоченности.

Атрибуты: корона, «волшебная» палочка, карта, воздушные шары с заданиями. Облака, изображающие эмоции: радость, грусть, гнев, удивление. Для сказки "Заюшкина избушка":  ширма, домик, несколько деревьев, куклы би-ба-бо: лиса, заяц, петушок и коса .

Оборудование:     фонограмма, пиктограммы, фломастеры, силуэты облаков на каждого ребенка.

               

                    Ход занятия

музыкальный зал оформлен в соответствии с темой занятия. Дети входят в зал, становятся  в круг.
 Педагог:         

 Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза.

Давайте начнем наше занятие со светлой и доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем справа, улыбнитесь мне, а я вам.        

П.: Ребята, вы любите сказки?                 

Дети: Да!        

П.: А хотите оказаться в сказке?

Дети: Да!

П.:

Тогда повторяйте за мной волшебные слова: музыка в гостях у сказки
Хлопну, топну, повернусь
В сказке тотчас окажусь.

Дети повторяют слова, а воспитатель надевает корону и берет «волшебную палочку»

Фея:

Вот и в сказке мы, друзья!
Фея Настроенья я.
В городе моем не скучно,
Тут эмоции живут,
Встретят вас они радушно,
Собирайтесь, в добрый путь!

   Но чтобы нам не заблудиться у меня есть карта, на ней наш путь проложен разноцветными шарами с заданиями. Их мы должны выполнить.   Рассматривание детьми схемы путешествия.

  1. шар  желтый

Игра «Скажи наоборот»

Веселый – грустный,
Печальный – радостный,
Трусливый – смелый,
Ленивый – трудолюбивый,
Злой – добрый,
Сердитый – спокойный,
Плакать – смеяться,
Грустить – радоваться.

перемещение к следующему шару

  1. шар  синий задание следующее: музыка

Дети передвигаются по залу, выполняя соответствующие движения по тексту стихотворения
                                    Полоса препятствия
Ой, смотрите-ка поляна
И высокая трава,

Выше ноги поднимайте,
Осторожно детвора

Впереди лежит бревно

Очень толстое оно,
Мы его перешагнем

И опять вперед пойдем.

Ручеек  бежит играя,
Мост лежит черезнего,
Друг за другом мы пойдем.
Вручеек не упадем.
Сядем мы и отдохнем.          
Сели на стулья

  1. шар красный - сказка "Заюшкина избушка"аккомпонемент

Уголок сказки оформлен: ширма, избушка, несколько ёлочек, деревья, пенек...

Ф: Ребята, в какую сказку мы попали? Что же произошло в этой сказке? Как начинается эта сказка?

Кто пытался помочь Заиньке, да не смог? /ответы детей/. Выбирается заинька.
Заинька (плачет): Никто мне не сможет помочь лису выгнать.
Ф: Кто помог Заиньке в сказке?
Дети: Петушок!

/двое детей с помощью кукол би-ба-бо и косы превращается в Петушка и лису/.

Разыгрывается сценка из сказки:

Петух: Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Пришла весна, избушка у неё растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала
Петух: Не горюй, Заинька, Я тебе лису выгоню!

Заяц: Нет, не  выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали. Серый волк гнал, гнал - не выгнал. Старый
медведь гнал, гнал - не выгнал; а ты и подавно не выгонишь.
Петух: Нет, выгоню! (подходит к избушке): Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах, В красных сапогах,

Несу косу на плечах: Хочу лису посечи! Пошла, лиса, с печи!

Петух (опять): Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах, В красных сапогах,

Несу косу на плечах: Хочу лису посечи! Пошла, лиса, с печи!
Лиса: Шубу одеваю...
Петух (в третий раз): Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах, В красных сапогах,

Несу косу на плечах: Хочу лису посечи! Пошла лиса, с печи!

Ф:Испугалась лиса, выскочила из избушки - да бежать. А заинька с петухом стали жить да поживать.

Ф: Ребята, а какие эмоции испытывали герои в этой сказке. Давайте опишем: зайка -грустный, в конце веселый,      петушок — пожалел заиньку, и рассердился на лису, лиса- удивление, страх.

Продолжим наше путешествие

  Фея:

Долго, долго так мы шли
Вот и к городу пришли.
Проходите без сомненья
В главный город Настроенья.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.

И даже у природного явления бывает настроение.
Кто веселится? Кто грустит?
Кто удивился? Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения!


4.шар  зеленый  - письмо

Отгадайте от кого?
Белое, пушистое
По небу плывет?
(Ответы детей.)

Ф. Правильно, это облако прислало стихотворение о себе. Хотите послушать? (Ответы детей.)

Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте изобразить облака в соответствии с текстом. Музыка

По небу плыли облака

Ая на них смотрела,

И два похожих облачка

Найти я захотела.

Вот облачко веселое        пиктограмма веселье

Смеется надо мной

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной

(Дети жестами, мимикой изображаютоблака.)
Ф.

Авот другое облачкопиктограмма грусть

Расстроилось всерьез -

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями дождинками

Расплакалось оно...     (Дети показывают.)

Ф.

И вдруг по небу грозное       пиктограмма злость
Страшилище летит
И кулаком громадным

Сердито мне грозит (Дети показывают.)
Ф.

Амаленькое облачко   пиктограмма удивление
Над озером плывет
И удивленно облачко

Приоткрывает рот.        (Дети показывают.)

Молодцы ребята, а теперь я приглашаю вас занять места за столами.
Ф. На силуэтах облаков, которые лежат на столах, изобразите веселое, грустное, сердитое и удивленное
облако.
(Дети рисуют.)

Ф. Ребята эти картинки - символы, которые вы нарисовали, называются пиктограммами.
-Артем, как называются эти картинки-символы?
(Ответ ребенка.)

Работы помещаются на доске.

Ф. В разных ситуациях люди испытывают разные эмоции. Поэтому все эмоции очень важны для людей,
Они помогают нам лучше понимать друг друга. Адавайте их назовем        

Молодцы, ребята!

На память о нашей встрече, я подарю вам вот эти «улыбки». Фея дарит «улыбки»

Ну что ж, вам пора возвращаться в детский сад.

Давайте скажем волшебные слова:
Хлопну, топну, повернусь,
Тотчас в детском саду окажусь.

Педагог: Ребята, вам понравилось в сказке? Что вам запомнилось?

С каким настроением мы вернемся в группу?

Ответы детей. Возвращение в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Город мастеров" (ознакомление детей с профессиями)

Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста для ознакомления с профессиями....

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Материал для родителей по тематической неделе "Город мастеров"

Материал содержит задания для совместной работы с детьми первой младшей группы по тематической теме недели....

Материал для совместной работы по теме "Город мастеров"

Рекомендации родителям для совместной работы с детьми по теме "Город мастеров"...

Материал для совместной работы родителей с детьми по теме "Город мастеров"

Программное содержание:1.Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством.2. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с декора...