« Логопедическое сопровождение педагогического процесса в условиях ФГОС ДО»
консультация по логопедии по теме

Наша жизнь стремительно изменяется. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.  И учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам. Поэтому, ФГОС  ДО определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_soprovozhdenie.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

« Логопедическое   сопровождение  педагогического

процесса  в условиях  ФГОС  ДО»

Абубекирова Альбина  Рафаилевна, учитель – логопед ЧОУ « Татнефть-школа», г. Альметьевска

              Наша жизнь стремительно изменяется. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.  И учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам. Поэтому, ФГОС  ДО определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со    взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Сегодня я хотела бы поделиться  опытом работы по логопедическому  сопровождению  детей   нашего общеобразовательного учреждения  в условиях ФГОС.

            Логопедическая  работа осуществляется  по двум  основным направлениям:

- коррекционное;

- профилактическое.

             Коррекционная  работа  проводится учителем – логопедом, воспитателями и специалистами прогимназии (психологом, муз.руководителем, инструктором  по физическому  воспитанию, воспитателем  по ИЗО деятельности) в специальной группе для детей с нарушениями речи.

В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного  возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям. Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации. Помимо обучающих технологий, я использую здоровьесберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок   массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.

            В связи  с тем, что количество детей с речевыми нарушениями  стремительно растёт, для педагогов общеобразовательных  групп прогимназии  важно  профилактическое направление. Оно  осуществляется учителем – логопедом  через  организацию  профработы и обеспечивает индивидуальное логопедическое  сопровождение  каждого  ребёнка прогимназии.

Профилактическое направление логопедического  сопровождения  состоит  из  3 блоков:

 - диагностического;

- собственно – коррекционного;

- контрольного.

Включает разные  формы  работы:

- профилактическую коррекционную работу  с детьми;

- работу  с педагогами;

- сотрудничество  с родителями.

 Коррекция речевого  развития  детей в прогимназии начинается  с деятельности психолого – медико – педагогического  консилиума, когда выявляются дети « группы риска» раннего возраста и затем проектируется индивидуальный  образовательный маршрут сопровождения ребёнка; а также мониторинга речевого развития детей 3 – 6 лет, который проводится в прогимназии учителем – логопедом  в начале  и в конце года. Логопед также применяет метод следящей диагностики, отслеживает динамику речевой активности ребёнка во время режимных моментов, самостоятельной деятельности, на утренниках  и развлечениях,  чтобы не упустить момент своевременного выявления нарушений речевого развития ребёнка, грамотно выстроить образовательную траекторию сопровождения на период преодоления дефекта.

            После проведения мониторинга речевого развития детей, обсуждения результатов диагностики,  при необходимости внесения корректив в программу  проводятся  консультации  для воспитателей с целью повышения  уровня  профессиональной компетентности:

-  консультации по вопросу стимуляции развития  речи детей раннего  возраста;

- консультации  по  профилактике речевых нарушений  у детей младшего и старшего  дошкольного  возраста;

- показ приёмов  работы  с ребёнком, включающих обучение правильному выполнению  артикуляционной  и пальчиковой  гимнастики, закрепление  поставленных  звуков.

Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности.  

В течение  учебного  года  проводятся семинары – практикумы, презентации для воспитателей  по темам:

« Развитие артикуляционной и мелкой  моторики  детей»;

 « Развитие фонематических  процессов у детей дошкольного  возраста»;

« Формирование лексико – грамматических  средств  языка»;

 «Обучение  составлению  рассказов  как  средство  развития  связной  речи».

Все презентации учителя – логопеда, воспитатели и специалисты могут просмотреть  по  внутренней  компьютерной системе  прогимназии«pablik».

Воспитатели  посещают   открытые  занятия учителя – логопеда  по звукопроизношению и обучению грамоте.

После проведения  семинаров – практикумов  воспитатели дополнили материал  в речевых уголках   в виде  дидактических  игр  и пособий, направленных на развитие  артикуляционной и мелкой  моторики  детей, дыхания; фонематических  процессов; лексико – грамматических  средств  языка.  А  также  семинары – практикумы  учителя – логопеда  способствовали  подготовке  воспитателей  к деловой игре для педагогов  по развитию речи « Знатоки  языка».

С детьми 5 – 7 лет, которые  имеют дефекты звукопроизношения, но  не попавшими в логопедическую группу, проводятся индивидуальные занятия  2 раза в неделю в вечернее  время по постановке звуков. Обычно такие занятия начинаю проводить после Нового года. Очень приветствуются посещения этих занятий  родителями, т. к. они знакомятся с приёмами работы логопеда. Работа   по автоматизации   звуков в большей степени ложится на воспитателей  общеобразовательных групп и родителей.  И к подготовительному возрасту дети выходят с чистыми звуками.

 ФГОС ДО ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Ежегодно учитель – логопед выступает на родительских собраниях в общеобразовательных группах прогимназии.

На  родительском собрании учитель – логопед знакомит  с общими результатами обследования речи детей;  с системой логопедической помощи детям в условиях прогимназии; с графиком индивидуальных консультаций;  с особенностями речевого развития детей данной возрастной группы; даёт рекомендации по развитию речи детей дома.

Темы выступлений на родительских собраниях:

 в 1 младшей группе -  «Развитие  речи  детей  раннего  возраста» с организацией  выставки  пособий  и дидактического  материала;

во 2 – ой младшей группе - « Развитие речи ребёнка 4 – го года жизни» с организацией  выставки  пособий  и дидактического  материала;

в средней группе  - « Итоги  обследования  звукопроизношения  и лексико – грамматических   средств языка  детей. Развитие  речи детей 5 – го года  жизни»  с показом занятия – практикума  для родителей  по артикуляционной  гимнастике. Выступление  на собрании   в средней группе   заставляет задуматься родителей  о необходимости  обращения внимания на звукопроизношения, настраивает   их  на занятия с детьми по речевому  развитию;  

в  старшей  группе -  « Развитие  фонематических процессов  у детей» с организацией  выставки пособий и дидактического материала;

в подготовительной  группе -  « Подготовка  детей к обучению грамоте» с организацией  выставки пособий и дидактического материала.

              В течение  учебного  года  проводятся  индивидуальные  консультации как  для родителей логопедической  группы, так   для  родителей детей общеобразовательных  групп   прогимназии.

Так   для  родителей проводятся консультации  с показом индивидуальных занятий  с детьми по  темам:

« Артикуляционная  гимнастика»,

« Автоматизация  поставленных  звуков  в словах, предложениях, стихах»,

« Придумываем  рассказы  по сериям  сюжетных    картинок»,

«Учимся  слышать  звуки   в словах  и определять  их  место  в слове».

В  1 младшей группе  проводятся индивидуальные  консультации  для родителей детей, находящихся в « зоне риска» с показом приёмов работы  с детьми  по темам:

«Если  ребёнок  не говорит»,

«Если  ваш  ребёнок  отстаёт в развитии»,

«Особенности  сенсорного  развития  детей  раннего  возраста».

Родители получают  также  консультации о дидактическом материале, пособиях  и играх, специальной  литературе по сенсорному  и речевому  развитию детей. Об успехах или недочетах логопед говорит только с глазу на глаз с родителем, и опять же, не оценивая. Просто «знает — не знает, умеет — не умеет, делает — не делает». И без всякого «должен» или «не должен».

Консультации фиксируются в тетради.

Родители  общеобразовательных групп  имеют возможность посещать занятия логопеда как индивидуальные, так и подгрупповые  в « День открытых дверей прогимназии».

В  нашем учреждении  очень приветствуются совместные мероприятия  детей с родителями. Родителям  всегда запоминается   семинар – практикум  

« Домашняя игротека», где в доступной  и интересной  форме  они получают знания,  как пополнять лексический словарь ребёнка на кухне и по дороге домой, развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Детям же очень запоминаются мероприятия, где их родители сами становятся педагогами или артистами. Например: занятие  

« Изготовление печенья» при прохождении  темы « Женские профессии», совместные развлечения и досуговые мероприятия логопедической и старшей  групп, посвященные « Дню матери»,  « Дню защитников Отечества».

Учитель – логопед принимает участие в обновлении материала на информационном стенде учреждения и родительских уголках в общеобразовательных группах.

           Для осуществления преемственности дошкольного и школьного  возраста учитель – логопед посещает  мероприятия школьников ( как в качестве зрителя, так и в качестве жюри), уроки у первоклассников. В свою очередь, учителя начальных классов посещают  открытые занятия логопеда по произношению или обучению грамоте.

            С целью  создания развивающей образовательной  среды в  прошлом году был объявлен  конкурс на  лучший    речевой  уголок. В результате подготовки  к нему во всех группах   пополнился материал по развитию артикуляционной моторики ( комплекты индивидуальных зеркал, картотека артикуляционных упражнений), развитию дыхания ( предметы для поддувания), мелкой моторики рук ( шнуровки , застёжки, массажные мячики и картотека упражнений с ними, картотека пальчиковых игр), звукоподражанию, автоматизации звуков, лексике и грамматике, развитию связной речи. Подбор игрового и дидактического материала осуществлялся воспитателями и родителями совместно.  Появились  тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса, игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи, дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.Пособия и игры расположены в « шаговой  доступности». Также  в каждой группе, начиная со  средней, появились  стенды  « В стране букв и звуков».Такая образовательная среда  при грамотном и профессиональном применении  педагогами  способствует речевому развитию детей.

А система логопедического    сопровождения  способствует повышению уровня  речевого  развития детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

Конспект интегрированного занятия-игротренинга, направленного на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов для старшей логопедической группы.

Интегрированное занятие-игротреннинг для старшей логопедической группы, направленное на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов....

Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необхо...

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...