Консультация "Закономерности усвоения речи"
консультация по логопедии на тему

Шувалова Ирина Анатольевна

Статья поможет раскрыть особенности усвоения ребёнком родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakonomernosti_usvoeniya_rechi_kon.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Закономерности усвоения речи.

Закономерностями усвоения родной речи называется зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т.е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Развивающий потенциал речевой среды окажется тем выше, чем точнее будут учитываться при её создании особенности языка как предмета усвоения и особенности функционирования языка как речи, а также психология усвоения речи ребёнком на разных возрастных ступенях.

Закономерности усвоения речи:

П е р в а я   з а к о н о м е р н о с т ь: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребёнка

Речь усваивается, если ребёнок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т.е. ребёнок работает органами речи.

Только после того, как ребёнок научится в какой-то степени произвольно управлять мускулами своего речевого аппарата, у него появляется речь внутренняя, т.е. способность совершать артикуляции и модуляции органов речи без звукового сопровождения их.

В т о р а я    з а к о н о м е р н о с т ь: понимание смысла речи зависит от усвоения ребёнком лексических и грамматических языковых значений разной степени обобщённости.

Родная речь усваивается, если развивается способность понимать лексические и грамматические языковые значения, если при этом ребёнок приобретает одновременно лексические и грамматические навыки.

Т р е т ь я    з а к о н о м е р н о с т ь: усвоение выразительности речи зависит от развития у ребёнка восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики.

Родная речь усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности.

Восприимчивость к выразительности речи можно привить только тогда, когда работа эта начата в самом раннем детстве. Полученная в детстве способность чувствовать выразительность речи даёт возможность взрослому человеку глубоко понимать красоту поэзии, художественной прозы, наслаждается этой красотой.

Ч е т в ё р т а я   з а к о н о м е р н о с т ь: усвоение нормы речи зависит от развития чувства языка у ребёнка.

Родная речь усваивается, если у ребёнка появляется способность з а п о м и н а т ь  норму употребления языковых знаков в речи – запоминать их сочетаемость (синтагматику), возможности взаимозаменяемости (парадигматику) и уместность в различных речевых ситуациях (стилистику).

Хорошо или плохо человек владеет речью, зависит не от того, умеет ли он осознавать свою речь, а от того, насколько полно и правильно (т.е. в соответствии с литературной традицией) он усвоил её интуитивно, т.е. на уровне чувства, а не мышления.

П я т а я    з а к о н о м е р н о с т ь: усвоение письменной речи зависит от развития координации между устной и письменной речью.

Письменная речь усваивается, если образуется способность «переводить» звучащую речь на письменную.

При обучению чтению и письму к работе органов речи подключается ещё работа  мышц глаз и пишущей руки, но глаза и рука не могут выполнять речевых функций (читать и писать) без одновременной работы мускулов речевого аппарата. «Письменная речь для ребёнка – это второй этап в овладении речью вообще». Письменная речь не может быть усвоена, если ребёнок не владеет устной речью.

Если на занятиях по обучению грамоте в подготовительной группе детей не учат читать с правильной интонацией, они, во-первых, получают неполные знания по грамматике, что ведёт к непониманию смысла слышимой речи, к неумению точно выражаться; во-вторых, не усваивают выразительной (стилистической) стороны речи; наконец, незнание ритмомелодических рисунков синтаксических конструкций затрудняет в дальнейшем усвоение пунктуации.

Ш е с т а я   з а к о н о м е р н о с т ь: темпы обогащения речи зависят от степени совершенства структуры речевых навыков.

Естественный процесс усвоения родного языка, обогащение речи ребёнка новой лексикой и новыми конструкциями происходит тем скорее, чем совершеннее его речевые (особенно фонетические и грамматические) навыки.

Эту закономерность наблюдают постоянно воспитатели детского сада: чем более развита речь ребёнка, тем легче он запоминает стихи, сказки, рассказы, тем точнее он может передать их содержание.

Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определённой познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал содержит  актуальность, цели, задачи, методы и приёмы по данной те...

Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...

Закономерности усвоения речи

В данной статье представлены основные закономерности усвоения звуков родной речи....

Развитие Речи:Звуковая культура речи(проверка усвоенного материала)

Цель:Проверить,умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их....

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: ««Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)».

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе.                                        ...