Программа по коррекции произносительной стороны речи.
рабочая программа по логопедии по теме

Фирсанова Елена Юрьевна

Программа предназначена для учителей-логопедов, работающих с детьми испытывающими трудности в освоении основных программ,  развитии и социальной адаптации. Срок реализации  - 18 академических часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы “Школа № 538 имени С.В. Гришина”

Рабочая программа

по коррекции произносительной стороны речи

у детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Красивая речь»

(18 академических часов)

Автор-составитель:

канд. психол.н., учитель-логопед  высшей квалификационной категории

Е.Ю. Фирсанова.

Москва   2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                3

Целевые ориентиры                                                                                7                                                                        

Содержание программы по разделам:                                                9

 Диагностика                                                                                      9  

Система коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения                                                                               15

Примерное планирование работы по коррекции    произносительной    стороны речи                                                                                            20                                                                  

Список литературы                                                                        23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                        26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                        28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                        30

Пояснительная записка

         Актуальность. В последние годы заметно увеличилось количество детей, страдающих расстройствами речи. Одним из проявлений речевых нарушений в 90% случаев является неправильное произнесение звуков родного языка.  Известно, что нарушения звукопроизношения могут привести к целому ряду серьезных осложнений и вызвать расстройства устной и письменной речи (нарушения фонематического восприятия, грамматического строя речи, дисграфии и др.).

        Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в системе комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной  работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи детям  в коррекции недостатков речевого развития, их социальную адаптацию.    

   Программа разработана в соответствии с требованиями:

  • Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  • Постановления Правительства Российской Федерации г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 15 августа 2013 г. N 706
  • Федерального государственного образовательного стандарта для дошкольных образовательных учреждений, начального и среднего общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"; 
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. 
  • Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

         Научно-методической базой данной программы являются  методические рекомендации по формированию произносительной стороны речи: Е.Ф. Архиповой [1], Е.Н. Винарской [5,6], Б.М. Гриншпуна [9], И.И. Ермаковой [11], Л.В. Лопатиной [18], О.В. Правдиной [28], Ф.Ф. Рау [31], Л.Ф. Спировой [35],  Т.Б. Филичевой [38], М.Ф. Фомичевой [40], Н.А. Чевелевой [38], Г.В. Чиркиной  [38], М.Е. Хватцева [41] и др.

          Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза.

             Коррекционные задачи:

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2.  Формирование правильного речевого дыхания.
  3.  Формирование навыка правильной голосоподачи.
  4. Развитие фонематического восприятия.
  5. Постановка и введение в речь поставленных звуков.
  6. Совершенствование звукослоговой структуры слова.
  7.  Дифференциация на слух и в произношении  смешиваемых и близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков.
  8. Развитие выразительности речи.
  9. Воспитание правильного умеренного темпа речи.

           

Воспитательные задачи:

  1.  Воспитывать интерес к родному языку как средству общения и способу познания окружающего мира.
  2. Способствовать формированию толерантности по отношению к детям с более тяжелыми нарушениями речи.

     Здоровьесберегающие задачи:

  1. Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
  2. Следить за равномерным распределением учебных нагрузок на отдельно взятом занятии и в течение учебного года.
  3. Чередовать различные виды деятельности на каждом занятии.
  4. Создавать благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Принципы построения работы:

1. Принцип гуманизма.  Вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода.

2. Принцип системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.

3. Принцип реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы.

4. Принцип деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

5. Принцип индивидуально — дифференцированного подхода. Изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы.

6. Принцип системного подхода. Взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

 

   Сроки и реализация программы:

Первые 1-2 занятия – проведение логопедической диагностики.

Занятия, направленные на коррекцию произносительной стороны речи. Срок реализации зависит   18 академических часов. Программа направлена на работу с детьми, не имеющих тяжелых нарушений речи (или заключения ЦМППк). Работа по программе может быть продолжена после диагностики, внутришкольного консилиума и консультирования родителей. Необходимость продления занятий зависит от ряда причин: тяжести основного дефекта (простая или сложная дислалия, дизартрия, ринолалия); этиологии речевого нарушения; наличия вторичных нарушений; индивидуальных и возрастных особенностей детей; адекватности используемых коррекционных методов и приемов (соответствие уровню речевого развития, возрасту детей и пр.).    

В конце учебного цикла занятий проводится итоговая диагностика.

Целевые ориентиры

     В течение 18 академических часов ведется работа по постановке и автоматизации одной группы звуков, или 1 – 2 звуков разных групп.  

     Результатом проведенной логопедической работы является исправление нарушений произносительной стороны речи, или приближение ее к нормальным показателям при полиморфном нарушении фонетической стороны речи. (при тяжелых случаях фонетических нарушений – анартрия, тяжелая степень дизартрии).

           Формой работы являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 20-30 мин. В занятия включается: 1)  организационный момент; 2) коррекционные игры, упражнения, задания и пр.; 3) динамические паузы; 4) консультирование родителей по вопросам выполнения рекомендаций специалиста.     

 Формы контроля:

1. Первичная диагностика. Цель – выявление речевых нарушений и разработка индивидуального маршрута по коррекции произносительной стороны речи.

2. Промежуточная диагностика. Цель – изучение наличия положительной динамики в произносительной стороне речи, при необходимости внесение изменений в коррекционный маршрут. Проводится при длительной коррекционной работе (более 1 года) или по запросу родителей.

3. Итоговая диагностика. Цель – анализ результатов проведенной логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий:

  • логопедического кабинета для занятий;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • методической литературы;
  • зеркал;
  • средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

 

Содержание программы по разделам

Диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Сбор общих сведений и анамнестических данных

     На данном этапе проводится изучение медицинской документации, беседа с родителями.

1. Сбор анкетных данных

    Уточняются следующие данные:  фамилия, имя ребенка; возраст; школа, класс; национальность, родной язык, на каком языке общаются в семье.

2. Анамнестические данные

1. Данные о наличии у родителей и родственников нервнопсихических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.  

2. Протекание 1-й и 2-й половин беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний - особенно краснухи, гриппа и др., - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности.)

3. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес., нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др., использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов).

4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов, кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой); когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

     Сбор анамнестических данных позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые невозможно изучить логопеду в ходе диагностики речевого развития.

Диагностика устной речи.

1. Состояние звукопроизношения

          Цель: Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях: а) при изолированном произнесении звуков;  б) в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;  в) в начале, середине и конце слов; г) во фразах; д) в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произнесение которого исследуется.

     Детям предлагаются следующие задания:

1) повторение слогов;

2) называние картинок, содержащих в названии данный звук;

3) для исследования произношения звука во фразах предлагается либо придумывание предложений по картинкам, либо повторение предложений;

4) при изучении произношения звука в тексте предлагается: чтение стихотворения; пересказ текста (на материале одно стихотворения или текста можно проследить состояние  нескольких или всех звуков).

2. Исследование умения  воспроизводить

звуко-слоговую структуру слова

        Цель: определить наличие/отсутствие нарушений звуко-слоговой структуры слова в словах разной сложности.

       Детям предлагается назвать картинки или повторить слова различной звуко-слоговой структуры.

3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата 

Отмечаются наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении.

4. Особенности речевой моторики

Определяются особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам: а) наличие или отсутствие движений;  2) тонус, т. е. нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус;  3) активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность);  4) объем движений (полный, неполный); 5) точность (точное или неточное выполнение движения); 6)  способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени; 7) переключаемость движений;  8) темп движения (нормальный, быстрый, замедленный); 9) замены одного движения другим; 10) наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений.

Исследуется возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной конструкции, спонтанных движений. Изучается также координация движений, одновременное выполнение движений языка и губ.

5. Особенности динамической (просодической) стороны речи

Изучаются: 1) темп и ритм речи; 2)  употребление ударений (словесного, логического); 3) употребление пауз в потоке речи; 4)  особенности голоса (сила, высота, тембр); 4) употребление основных видов интонации, их оттенков; 5) выразительность речи.

6. Исследование фонематического восприятия

(дифференциация фонем)

Определение  способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.

Задания: 1) повторение серий слогов; 2) показать картинки (исследование проводится по альбому картинок слов-квазиомонимов); 3) придумать предложения со словами-квазиомонимами.

7. Исследование языкового анализа и синтеза (для детей старшего дошкольного возраста и старше)

Предлагаются следующие задания:

1. Определение количества, последовательности и места слов в предложении (анализ состава предложения).

2. Определение количества слогов в слове (слоговой анализ и синтез): а) определить количество слов в слове, произнесенном логопедом; б) отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются педагогом); в) произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

3. Фонематический анализ. Задания: а) выделение звука из слова; б) выделение первого звука в слове; в) выделение последнего звука в слове; г) определение места звука в слове; д) определение количества звуков в словах; е) определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

4. Фонематический синтез. Задания: а) произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений). Задания: а) назвать слова, в которых есть заданный звук; б) назвать слова, в которых 4 звука,  5 звуков; в) отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

8. Исследование словарного запаса

Детям предлагается назвать предметы, действия, цвет, форму предметов - по картинкам (с учетом возраста ребенка).

9. Исследование грамматического строя речи

Изучаются следующие показатели:

1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

2. Состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в числе и роде).

3. Состояние словообразования (образование названий профессий женского рода, названий детенышей животных, образование прилагательных от существительных).

     Задания: называние картинок; ответы на вопросы; продолжение предложений; составление предложений по сюжетным картинкам, повторение предложений, верификация предложений.

      Изучается не только правильность употребления грамматических категорий, но и их понимание.

10. Изучение состояния связной речи.

   1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с 4 лет).

  Оцениваются: 1) смысловая целостность; 2) лексико-грамматическое оформление высказывания; 3) самостоятельность выполнения задания.

2. Пересказ прослушанного текста.

 Оцениваются: 1) смысловая целостность; 2) лексико-грамматическое оформление; 3) самостоятельность выполнения задания.

     

Диагностика уровня функционального базиса речи

1. Внимание.

1.Исследование особенностей распределения внимания.

2. Исследование концентрации и устойчивости внимания.

3. Исследование объема внимания.

2. Память.

 1. Исследование логической и механической памяти.

 2. Методика «Заучивания 10 слов» (методика А.Р. Лурия).

 3. Проба на зрительно-пространственную память (запоминание невербализуемых фигур).

3. Восприятие и представления. 

1. Распознавание целого предмета по его части.

2. Распознавание наложенных друг на друга предметов. Ребенку предлагается назвать предметы, которые он видит на рисунке.

3. Срисовывание серии фигур. Ребенку предлагается срисовать фигуры и их взаимоположение на листе бумаги.

 4. Понимание логико-грамматических конструкций (Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, 2008) (для детей школьного возраста).

4. Мышление.

1. Методика «Четвертый лишний».

 2. Методика «Простые аналогии» (для детей старшего дошкольного возраста и старше).

 3. Сериация картинок (для детей старшего дошкольного возраста и старше).

Система коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношению  можно условно разделить на два этапа:

I этап - подготовительный. Основными его задачами являются:

а)        развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б)        устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап - формирование произносительных умений и навыков.

В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I        этап - узнавание неречевых звуков.

II        этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III        этап - различение слов, близких по звуковому составу.

IV        этап - дифференциация слогов.

V        этап - дифференциация фонем.

VI        этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

Артикуляционная гимнастика

В процессе предварительного логопедического обследования часть обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Формирование произносительных умений и навыков

Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторах возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам:

1)        постановка звука;

2)        автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);

3)        автоматизация навыка произношения звука в словах;

4)        автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

5)        дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;

6)        автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1)        автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2)        автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3)        автоматизация звука в предложениях;

4)        автоматизация звука в чистоговорках' и стихах;

5)        автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6)        автоматизация звука в разговорной речи.

Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности в работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным - от элементарного повторения слов за логопедом к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.

С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой необходимо широко использовать для проговаривания наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Он помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

Для ведения логопедических занятий нужны зеркало,  шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопедов.

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

Первый способ основан на подражании.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зондозаменители).

Третий способ - смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.

Примерное планирование работы

по коррекции произносительной стороны речи

         Данное планирование ведется учителем-логопедом самостоятельно и заполняется на 1 занятие вперед на каждого ребенка. Примерная форма планирования индивидуальных занятий  по коррекции звукопроизношения представлена ниже.

      Планирование индивидуальной логопедической работы с ребенком  (ФИО)__________________________________________                

дата рождения ребенка                                                                                

по направлению работы (например, коррекция звукопроизношения)______________________________________                _

Учитель-логопед_________________________________________                        

Основные задачи коррекционной работы:

  1. Учить…………………………………………
  2. Развивать……………………………………..
  3. Формировать ………………………………..
  4. Воспитывать …………………………………    

№ занятия

  Тема

             Дата

           Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.  

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Подготовка органов артикуляционного аппарата к постанове звуков.

Постановка звука [р].

Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

Автоматизация звука [р] в прямых слогах и словах (начало слова).

Автоматизация звука [р] в прямых слогах и словах (начало слова).

Автоматизация звука [р] в прямых слогах и словах (середина слова).

Автоматизация звука [р] в прямых слогах и словах (середина слова).

Автоматизация звука [р] в обратных  слогах и словах (конец слова).

Автоматизация звука [р] в обратных  слогах и словах (конец слова).

Автоматизация звука [р] в обратных  слогах и словах (середина  слова).

Автоматизация звука [р] в обратных  слогах со стечением согласныз  (середина слова).

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных и словах.

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных и словах.

Автоматизация звука [р] в предложениях.

Автоматизация звука [р] в предложениях.

Автоматизация звука [р] в самостоятельной речи.

Автоматизация звука [р] в самостоятельной речи.

В примечании указывается причина длительных пропусков или изменения темы занятия

   

Список литературы        

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей.  – М., 2010.
  2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Каисса, 2008.
  3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М., 2009.
  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
  5. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент, 1989.
  6. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
  7. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2009.
  8. Диагностика нарушений речи у детей  и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  9. Закон  РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  10. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
  11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
  12. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
  14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
  15. Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
  16. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
  17. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв. ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
  18.  Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет// Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО// САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014.
  19. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
  20. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
  21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
  22. Постановление Правительства Российской Федерации г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 15 августа 2013 г. N 706
  23. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
  24. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
  25. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  26. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
  27. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
  28. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М: Просвещение, 1989.
  29. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
  30. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
  31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
  32. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
  33. http://logoportal.ru/kursyi-povyisheniya-kvalifikatsii-dlya-logopedov/.html

                                               

                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Статические подготовительные упражнения

1.        «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с (рис. 9).

2.        «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с (рис. 10).

3.        «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 11).

4.        «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 12).

5.        «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть' в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз (рис. 13).

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8-10 раз.

Динамические подготовительные упражнения

1.        «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз (рис. 14).

2.        «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

3.        «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрыва язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба (рис. 15).

4.        «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз (рис. 16).        

5.        «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз (рис. 17).

6.        «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз (рис. 18).

7.        «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (рис. 19).

8.        «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад (рис.20).

При подготовке к «остановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарат ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть II Обследование звукопроизношения гласных звуков.

Подробное обследование звукопроизношения гласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть III Обследование произношения согласных звуков.

Обследование произношения согласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов, примеров игр и игровых приёмов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....