Годовой отчет коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год
материал по логопедии по теме

Мустафина Фирюза Шагидулловна

Итоговая диагностика. Динамика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_2017-2018.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Годовой отчет

коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда МДОАУ д/с «Белочка»

Мустафиной Фирюзы Шагидулловны

за 2017 – 2018 учебный год

г. Пыть-Ях

Основная цель логопедической службы создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи:

  • коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
  • активизация познавательной деятельности детей;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям),
  • пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

Деятельность логопедической службы в ДОУосуществляется по нескольким направлениям:

Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление индивидуального перспективного плана коррекционно-логопедической работы; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе ПМПк.

Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) логопедических занятий. Результаты логопедической диагностики вносятся в речевые карты детей.

Консультативно-просветительская работа – консультирование педагогов, родителей (законных представителей) по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения, пропаганда логопедических знаний. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, семинаров-практикумов, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.

Организационно-методическая работалогопеданаправлена на:

  • повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;
  • обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
  • повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
  • совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективное планирование деятельности; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск оптимальных средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей-логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары-практикумы, открытые занятия, выступает на родительских собраниях.

Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а также родителей воспитанников:

  • выявление детей «группы риска» (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);
  • предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;

Логопедическая диагностика

Логопедическая диагностика в учреждении ведётся по следующим методикам:

- Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей (4-5, 5-6, 6-7 лет) (авторы: Романович О.А., Кольцова Е.П.);

- Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями (Кабанова Т.В., Домнина О.В.);

- Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет (речевое развитие) (автор: Ткаченко Т.А.);

- Альбом для логопеда (составитель: Иншакова Т.Б.).

Изучение уровня речи ребёнка проводится по нескольким направлениям:

1. Определение уровня понимания речи, сформированности предпосылок к её развитию. Проводится обследование:

- фонематического слуха;

- готовности артикуляционного аппарата, обеспечивающего становление звуковой стороны речи.

2. Изучение уровня активной речи предполагает обследование:

- состояния звукопроизношения;

- наличия фразовой речи;

- предметного и глагольного словаря по темам;

- состояние сформированности грамматического строя;

 - состояния связной речи.

3. Анализ состояния мелкой моторики.

4. Анкетирование родителей с целью изучения данных о раннем речевом развитии детей.

Коррекционно-развивающая деятельность  представлена системой подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с частотой проведения – 2 раза в неделю.

Коррекционно-развивающие занятия были направлены на коррекцию общего недоразвития речи (I, II,III - уровня речевого развития), системного недоразвития речи.

Согласно ПМПк ДОУ по зачислению детей на логопункт было зачислено 13 детей с речевыми нарушениями (с ограниченными возможностями здоровья):

  • с тяжелыми нарушениями речи – 7 детей из подготовительной группы, 3 ребенка из старшей группы, 3 ребёнка из средней  группы;
  • с задержкой психического развития – 2 ребёнка средней группы,1 ребёнок из старшей группы и 2 ребёнка из подготовительной группы.

В коррекционно-развивающей деятельности  применяются элементы здоровьесберегающей технологии (пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев рук, дыхательные упражнения).

В коррекционно-образовательном процессе осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику– разноуровневый подбор материала, учёт возможностей каждого ребёнка, индивидуальных особенностей психического развития, его возрастных особенностей, запаса знаний и представлений.

В процессе коррекционной работы с детьми с ОНР реализуются следующие задачи:

  • расширение и активизация словаря;
  • развитие грамматического строя речи;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие речевого дыхания и голоса;
  • развитие связной речи;
  • формирование правильного произношения звуков.

В процессе формирования произносительных умений и навыков осуществляются следующие задачи:

  • устранение дефектного звукопроизношения;
  • развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

Коррекция звукопроизношения осуществляется основными способами постановки звуков:

  • постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи;
  • постановка звука по подражанию, когда он напоминает другой звук;
  • постановка звука по показу артикуляции;
  • постановка звука с механической помощью;
  • постановка звука с использованием базового звука.

На этапе автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь используется лексический материал разной степени сложности: слог, слово, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи, рассказы, сказки. Логопедическая работа ведётся с использованием речевого материала в нужной особой последовательности с учётом принципа «от простого к сложному».

После завершения логопедических занятий за 2017-2018 учебного года были проанализированы результаты работы с точки зрения динамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных навыков в целом. Положительная динамика наблюдается у 8 воспитанников.

Незначительная положительная динамика отмечалась у троих воспитанников, что обусловлено структурой дефекта (задержка психического развития).

На конец 2017-2018 учебного года два воспитанника подготовительной группы выпускаются с нормой.  

Вывод:

В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: уровень развития речи некоторых детей хоть и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет. Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, состояние фонематических процессов и связной речи дошкольников.

Таким образом, годовой план коррекционно-развивающей деятельности и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической  работы на учебный год выполнялись.

При работе с детьми соблюдались санитарно-гигиенические правила организации коррекционно-развивающего процесса.

Работа логопедической службы в ДОУ за прошедший учебный год была активной и продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики, по всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями.

КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей у детей. Работа с детьми проводится в форме коррекционно-развивающих занятий, создание в групповых комнатах центров речевого развития. Также в целях профилактики тяжелых нарушений речи проводится диагностика речевого развития детей средней возрастной группы.

Работа с педагогами и родителями (законными представителями) направлена на повышение компетентности в вопросах речевого развития детей. Планируется и проводится в виде консультаций.

В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада проводились групповые и индивидуальные консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась систематическая помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

  • «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
  • «Речевые игры дома».
  • «Речевая готовность ребенка к школе».
  • «Влияние соски-пустышки на речевое развитие ребёнка».
  • «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
  • «Как организовать логопедические занятия дома».
  • «Развитие связной речи детей в семье».
  • «Речевое дыхание – основа правильной речи».
  • «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • «Приёмы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников».

Буклеты:

- «Речевое развитие ребёнка» - родители 10.

Консультации (индивидуальные):

Проведено 20 индивидуальных консультаций с родителями по проблемам обращения.

На каждый запрос родителей (зачисление в логопункт, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.

Консультации (индивидуальные) с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Проведено 7 индивидуальных консультации с родителями по проблемам обращения.

Выводы: В результате проделанной работы произошло повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах развития речи детей, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

Консультативный пункт

Проводится организация и координация, методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Задачи на следующий учебный год:

1. Логопедическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Проведение индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с учетом их речевого статуса.

3. Выявление детей, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Учитель-логопед

МДОАУ д/с «Белочка»                                                      Мустафина Ф.Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы на 2017-2018 учебный год

В данной программе отражены основные этапы коррекционной работы учителя-логопеда на учебный год с ребенком подготовительной к школе группы....

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в 2017-2018 учебном году

Приказ 04-02 У от 04.06.2018 г. «О проведении педагогического мониторинга индивидуального развития детей в МБОУ ЦДиК».Итоговый отчёт о результативности коррекционно-развивающей деятельност...

Годовой отчет учителя-логопеда за 2017-2018 учебный год

Заслушано на педагогическом совете....

ИТОГОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД «НАШИ УСПЕХИ»

ИТОГОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД «НАШИ УСПЕХИ»...

Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год. Группа №2 «Пчёлки»

Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год....

Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год.

Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год....

Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год. Группа №2 «Пчёлки».

Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год. Группа №2 «Пчёлки»....