Обследование фонематического восприятия
учебно-методический материал по логопедии на тему

Воскресенская Марина Олеговна

Задания с инструкциями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №41 «Золотой петушок»

Обследование фонематического восприятия

Учитель-логопед:

Воскресенская М.О.

        

I. Узнавание неречевых звуков.

Цель: выявить умения узнавать неречевые звуки.

Задание 1.

Инструкция: посмотри, что я делаю и запомни звуки, которые услышишь, а теперь отвернись и узнай, что я буду делать.

Действия:

-смятие бумаги;

-разрывание газеты;

-шуршание пакета;

-перекатывание стеклянного шарика в стеклянной банке;

-переливание воды из стакана в стакан;

-пересыпание сахарного песка из стакана в стакан.

Материал: бумага, газета, пакет, стеклянная банка, шарик, стеклянные стаканы, сахарный песок.

Задание 2. «Шумовые баночки»

Инструкция: подбери к каждой баночке такую пару, чтобы они звучали одинаково.

Материал: баночки с крупой.

Задание 3. Музыкальные инструменты.

Инструкция: Давай поиграем на музыкальных инструментах, а потом ты отвернёшься и угадаешь, на каком инструменте я играю.

Материал: бубен, ксилофон, барабан, дудочка.

II. Различение высоты и силы голоса.

Цель: исследовать умение различать высоту и силу голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Задание 1.

Инструкция: послушай и угадай, кто как кричит. Подними нужную картинку.

1) кошка (высоко), котёнок (низко) - мяу

2) свинья (высоко), поросёнок (низко) - хрю

3) корова (высоко), телёнок (низко) - му

4) собака (высоко), щенок (низко) — гав

Материал: картинки с изображением животных и их детёнышей.

III. Различение слов близких по звуковому составу.

Цель: исследовать умение различать на слух слова-квазиомонимы.

Задание 1. Используется наглядно-действенный способ, т. е. показ изображения слова.

Инструкция: посмотри на картинку и покажи, где лук-люк; бочка-почка; кора-гора; галка-гайка; рожки-ложки; Марина-малина; суп-зуб; коза-коса; ус-уж; усы-уши; мишка-мышка.

Материал: картинки

Задание 2.

Инструкция: посмотри на картинки и разложи их в таком порядке, в котором я их буду называть.

Мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

Материал: картинки.

IV. Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки.

Задание 1.

Инструкция: покажи кружок, когда услышишь новый слог.

-на-на-на-па;

-ка-ка-ка-га;

-па-па-па-ба;

-да-да-да-та.

Материал: кружочки

Задание 2.

Инструкция: покажи кружок, когда услышишь «чужой» слог.

-па-па-пу-па;

-ка-ка-ку-ка;

-на-на-ну-на;

-да-да-ду-да.

Материал: кружочки

Задание 3.

Инструкция: слушай и повторяй за мной.

Да-та-да; ба-па-ба; га-ка-га; та-да-та; ка-га-ка; са-ша-са; за-са-за; жа-ша-жа; ща-ча-ща; ра-ла-ра; ла-ра-ла.

Материал: кружочки.

V. Дифференциация фонем.

Задание 1.

Инструкция: давай посмотрим на картинки и проговорим вместе

-поезд гудит у-у-у;

-девочка плачет а-а-а;

-корова мычит м-м-м;

-молоток стучит т-т-т;

-птичка поёт и-и-и.

Теперь я буду говорить звуки, а ты подними нужную картинку.

Материал: картинки (поезд, девочка, корова, молоток, птичка).

Задание 2.

Инструкция: хлопни, когда услышишь звук А.

( о-у-а-и-э-а-ы-у-э-а)

Инструкция: хлопни, когда услышишь звук М

(м-н-л-к-м-т-н-м)

Залание 3.  

Инструкция: слушай и повторяй.

Ао-уа-аи-ио-аиу-иао-уао.

VI. Навыки элементарного звукового анализа.

Задание 1.

Инструкция:

1) хлопни, когда услышишь слово, в котором живёт звук А.

( автобус, куст, чашка, тарелка, лист, дерево, тапок, телефон, лампа.)

2) хлопни, когда услышишь слово, в котором живёт звук Ш.

(шапка, корзина, школа, сад, порошок, щенок, кошка, шкаф, коробка)

3) хлопни, когда услышишь слово, в котором живет звук Р.

(помидор, карандаш, кошка, ботинок, сарафан, ручка, календарь)

4) хлопни, когда услышишь слово, в котором живёт звук М.

(машина, апельсин, помидор, тарелка, миска, мышка, телефон, мармелад)

Задание 2.

Инструкция:

1) Назови первый звук в слове (утро, кошка, апельсин, машина)

2) Назови последний звук в слове (тапок, игрушка, мандарин, парус).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"

Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....

Обследование фонематического восприятия у дошкольников

Консультация для логопедов и воспитателей....

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и  внимание у  обследуем...

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и  внимание у  обследуем...

Описание экспериментальных методик по обследованию фонематического восприятия

в материале представлено описание возможных методик по обследованию фонематического восприятия...

методическая разработка по обследованию фонематического восприятия детей (5-6 лет)

материал для обследования фонематического восприятия и зрительного анализатора детей (5-6 лет)...

обследование фонематического восприятия

карточки для обследования фонематических процессов...