"Работа над родственными словами"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) по теме

Опыт работы учителя-логопеда 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА», ЯНАО, п. ТАЗОВСКИЙ Формирование у дошкольников грамматического строя речи. Образование однокоренных родственных слов Учитель-логопед Н.Е. Кайгородова 2017г.

Слайд 2

Производные слова могут от производящего слова образовывать объединение слов из разных частей речи. Это словообразовательная парадигма. При этом, само слово, которое служит производящим для всех членов парадигмы, в состав парадигмы не входит. чернь чернота чернуха ЧЁРНЫЙ чёрненький чернеть чернить

Слайд 3

Словообразовательное гнездо - это: Совокупность упорядоченных в соответствии с мотивацией однокоренных слов. Самая крупная единица словообразовательной системы. Вершиной гнезда является исходное мотивирующее слово ( непроизводное слово ). Словообразовательные гнёзда различаются по объёму: - нулевое гнездо , если представлено одним словом ( ажур – «У меня всё в ажуре»); - слаборазвёрнутое гнездо ( майонез - майонезный ); - сильно развёрнутое гнездо – это от 3-х и более слов.

Слайд 4

Словообразовательная цепь – это линейный ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности. Полная цепь : каприз – капризник - капризный - капризничать. - Неполная цепь : земля - землянка, земляника - земляной ( нет глагола ).

Слайд 5

Выделяют три этапа работы по словообразованию: Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Эффективным средством служит метод наглядного моделирования по категориям речи. Примерный набор картинок: рука, след, усы, дорога, сад, лес, старик, кот, снег, ухо, собака, сапог, яблоко, хлеб, конь, мост, ночь, барабан, зима, гриб .

Слайд 6

В результате игры дети приобретают многое, а именно : Навыки различения и выделения частей слова на слух. Расширяют свой запас однокоренных слов. Э то в дальнейшем важно в школьном обучении при написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в середине и конце слов . Если такая работа не проведена в дошкольном возрасте, то в школе дети допускают грубые ошибки на письме, так как они не понимают смысла сложных слов.

Слайд 7

Работа над подбором родственных слов Проводится по алгоритму: 1. Слово-предмет ( существительное ). 2. Уменьшительно-ласкательное значение данного слова. 3. Слово-действие ( глагол ). 4. Слово-признак ( прилагательное ). Отрабатываются «гнёзда» однокоренных родственных слов ( тщательно, не спеша ). Если подобрать и отработать около 40 гнёзд родственных слов, то можно создать необходимую первоначальную базу, на которую ребёнок будет опираться в дальнейшем. Предварительная словарная работа ( с использованием картинок ). 1. Тема. «Деревья». 1. Дерево – это большое дерево. Деревня – это не какие-то «каменные палаты», она построена из деревьев ( дерева ). 2. Деревце – отличается от дерев «возрастом» и размером. Деревенька, деревушка ( ласковое название, либо слишком маленькая деревня ). 3. Одеревенел – стал деревянным. 4. Деревянный – сделан из дерева.

Слайд 8

2. Тема. «Вода». 1. Слово-предмет ( существительное ). - Как называются люди, которые лазают под водой? ( водолазы ) . - Что весной бывает на реке? ( наводнение ). - Когда вода падает с высоты, как это называется? ( водопад ). - Как называются люди, которые работают под водой? ( подводники ). - Чтобы в домах была вода, что люди провели? ( водопровод ) . - Как называется прибор, который нагревает воду? ( водогрей ) . - Кто возит воду ? ( водовоз ). - Как называется прибор, который измеряет воду ? ( водомер ) 2. Уменьшительно-ласкательное значение данного слова . - Как воду можно назвать ласково? ( водичка ). - А как ещё? ( водица ). 3. Слово-действие ( глагол ). - Самолёт на лыжах что сделал ? ( приводнился ). 4. Слово-признак ( прилагательное ). - Как называются цветы, которые растут в воде? ( водяные ). - Как называются лодки, которые ходят под водой? ( подводные ). - Как называются птицы, которые плавают в воде? ( водоплавающие ).

Слайд 9

Стояла дерев енька у берега реки. Дома все дерев янные, они невысоки.

Слайд 10

Рядом с дерев ушкой рос лес небольшой. Хмурый, дремучий и очень густой.

Слайд 11

Дорог и, дорож ки, песок при дорож ный, По какой же нам лучше пойти?

Слайд 12

Возьмём мы рюкзак дорож ный, Он всегда пригодится в пути.

Слайд 13

На травушке-муравушке с утра блестит рос а, Рос истою тропиночкой идём мы, не спеша. Рос иночки блестящие, как девичья слеза, Утренние рос ы, от вас поёт душа.

Слайд 14

В сос новом - много сос енок, сос ён . Сос на не сбросит листики осеннею порой, Сос няк зелёный летом и зимой.

Слайд 15

На лист венных деревьях нет иголок, Там только лист ья и лист очки.

Слайд 16

У нашей речки затравенеют берега. Всё летом в зелен и, всё летом зелен еет,

Слайд 17

А осенью пожухнет всё и пожелтеет.

Слайд 18

Лес берёз овый стоит особняком. Берёз ы в нём, берёз ки да берёз оньки. Тот светлый лес зовут берез няком, Растут грибы в нём только под берёз овики.

Слайд 19

В краю лес ном лес очки да дремучие лес а, Полянки светлые есть, пере лес ки, пере лес ье, Дом лес ника, где бродит хитрая лиса. За лес ом деревенька - с названием За лес ье.

Слайд 20

Растут на лугах и полянах ромаш ки, Мы любим ромаш ковый луг, Играем мы там в пятнашки, Ромаш ечки – верный наш друг!

Слайд 21

Попасть в лесу нетрудно и в болот о. В болот истом краю есть множество болот – Болот а крупные и мелкие болот ца. Надеясь, что тропиночка найдётся, Лишь в сапогах болот ных ходит там народ.

Слайд 22

За лесом реч ка, реч енька, рек а, Любимая реч ушенька моя. В За реч ье дальнем соловьи поют, Лягушки квакают, послушать нас зовут.

Слайд 23

Дорож еньки дальние нам предстоят, Кусты при дорож ные вдоль них стоят.

Слайд 24

В за облач ную высь подняться я готов. Как видно, облач ным сегодня будет день, На небе много облач ков и облак ов.

Слайд 25

Вдруг появились гроз овые облака, Нахмурились все тучи очень гроз но. Гроз а ещё не началась пока, Гроз ит она нам ночью поздней.

Слайд 26

Дожд ь начался с утра, В палатку спрятались скорее.

Слайд 27

В темноте зажигаем мы свеч и, Небольшой, но всё же - свет . Скорей приходи свет лый день! Скорей приходи рас свет !

Слайд 28

Дождь идёт давным-давно. Тёмн ой ночью на дворе темн о. Темн ота окутала деревья и кусты, Тёмн енькой тропинки не боишься ты?

Слайд 29

В пути встретились гор ы и при гор ки, Значит, гор истая местность появилась вдруг. Пред гор ами видим мы пред гор ье - Это небольшие гор очки вокруг.

Слайд 30

Гор цы не горожане, Что в пригород уезжают И у речки потом отдыхают.

Слайд 31

У горцев сакли – это не дом а, а дом ишки, Такие художники рисуют в книжках. http://artpoisk.info/files/images/3599.jpg

Слайд 32

Вот впереди пол е, Вольных хлебов там вволю. Пол юшко дорого нам, Пол еводы работают там.

Слайд 33

Любую мы земл ю земел ькой зовём, В одном поднебесье мы все живём. Все люди – земл яне, а кто земл яки? Живут с нами рядом? Иль от нас далеки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...

"Изучение родственных слов в работе с детьми с ОНР"

Последовательность ознакомления с родственными словами и представленный дидактический материал обеспечат коррекционный эффект в работе с детьми с общим недовазвитием речи....

Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Статья " Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи"

В статье отражены затруднения, возникающие при усвоении лексических значений у детей с ОНР. Последовательность работы над однокоренными словами у детей с ОНР....

Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР III уровня речевого развития.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значен...

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных с...

Доклад " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"

В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит  развитие речи, внимания,  памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...