Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Лесическая тема "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬ, 1 неделя

Занятие 1

Тема «Посуда»

Коррекционно-образовательные задачи: Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, представлений о посуде, её деталях; материалах, из которых она сделана. Расширение, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка образования слов с суффиксами - иц-, -к. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных).  Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов. Составление и чтение слов с пройденными буквами.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного внимания, творческого воображения.

Оборудование: Магнитная доска, контейнеры - синий, белый, жёлтый; предметные картинки с изображением мебели, фишки, карточки со словом КОВШ, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, 4 маленькие куклы, кукольная посуда, карточки со слогами.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сегодня мы будем говорить о посуде, деталях посуды и материалах из которых они сделаны. И первая игра называется «Лесенка». Вы должны разделить названия посуды на слоги и выложить лесенку, начиная со слова из одного слога до слова из четырёх слогов. (Нож, дур-шлаг, кас-трю-ля, ско-во-ро-да)

2. Игра соревнование «Виды посуды»

Давайте проведём соревнование. Девочки соберут в белый контейнер чайную посуду, а мальчики в синий контейнер соберут столовую посуду.

Молодцы, теперь расскажите, какую посуду вы выбрали, чтобы накрыть стол к чаю, а к обеду.

Дети называют.

 Молодцы. Но у нас осталась ещё кухонная посуда. Перечислите её.

Дети называют.

 Отлично!

3. Упражнение «Составь схему»

  Произнесите слово КОВШ и составьте звуковую схему этого слова. Сколько всего звуков в слове. Перечислите их по порядку. Расскажите о каждом звуке(первый К –согласный глухой, твёрдый, второй О –гласный, третий Ф согласный глухой, твёрдый, четвёртый Ш- согласный глухой, твёрдый) теперь обратите внимание как пишется слово КОВШ третья буква В, хотя слышится Ф.

4.Работа в тетради.

Откройте тетради, выполните штриховку дуршлага, как показано стрелочками, а потом раскрасьте как вам хочется.

5.Пальчиковая гимнастика «Машина каша».

Маша каши наварила,                  Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке                                                             

Маша кашей всех кормила,         левой руки.

Положила Маша кашу                Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с

Кошке в чашку,                                больших, на каждое название посуды. 

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам.

А в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                     Разжимают кулаки.

Всё до крошки раздала.               Сдувают воображаемые крошки с ладошек.

6. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Сейчас вы будите ловить мяч и говорить, какая посуда получается из материала, который я назову.

Из серебра делают (серебряные ложки)

Из металла сделан острый (металлический нож)

Из фарфора сделана кофейная (кофейная чашка)                                                

Из хрусталя сделано круглое (хрустальное блюдо)

7. Игра «Помоги куклам»

У на с в гостях две куклы ИРА и АЛЛА

Помогите Ире собрать посуду со звуком Р и Р’, а Алле со звуком Л и Л’

( Ире мы дадим сковородку, поварёшку…, а Алле салатницу, ложку..)

8.Загадывание загадок о посуде.

Без языка, а разговаривает.  (Это стеклянная и хрустальная посуда, если её ударить она издаёт звон)

То в стороне стоит молчком,

Задрав носишко, чванится,

То угощает всех чайком,

Не уставая кланяться.  (Это чайник, если он стоит на столе, его носик задран вверх. Если из него наливают чай, он как будто кланяется)

С глубокими и мелкими

Знакома я тарелками

И если в них еда,

Проворна я тогда.   (Это ложка. Ею едят из тарелок)

При виде еды не считают ворон

Бросаются дружно с обеих сторон.   (Это вилка и нож. Их держат в обеих руках, когда едят второе).  Молодцы, вы давали точное объяснение.

9.Упражнение «Раздели на слоги»

(Но-жик, ста-кан, мис-ка, ков-шик…)

10.Окончание занятия. Оценка работы детей.

НОЯБРЬ, 1 неделя

Занятие 2

Тема: «Звуки и буквы Вв»

Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуками и буквами Вв. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.

Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи  (закрепление понятий предложение).

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Карточки для чтения, фишки, карточки для звукового анализа, цветок с четырьмя лепестками, магнитная доска, тетради, буквари по количеству детей, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные шары». Педагог организует приветствие с детьми, раздает им по желтому и оранжевому шарику.

Мы с вами познакомились с буквой Ф и  звуками  [ф] - [ф’],  ко-ые она обозначает. Поиграем в игру «Разноцветные шары». Услышав звук [ф], вы будете поднимать желтый шар. Услышав звук [ф’] – оранжевый шар.

Материал: фи, фо, фа, фе, фу, фы, фя; фиалка, туфли, кофта, кефир, кофе, футболка, фонарь, магнитофон, фестиваль.

Сегодня мы познакомились с новой буквой и звуками, ко-ые она обозначает.

2. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]».

Послушайте стихотворение:

В ванне Вовочку купают

И водою поливают.

Какой звук вы слышите чаще др.? (Звук [в])

Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите всё об этом звуке. (….). Сейчас я буду произносить слова, а вы будете приседать, когда услышите звук [в].

Материал: ворона, сова, совок, воскресенье, хутор, воск, флаг, варенье, фикус, диван.

Хорошо. Молодцы.

3. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я еще раз прочитаю вам стихотворение к ней. Послушайте и подумайте, в каких словах этого стихотворения есть звук [в]?

В ванне Вовочку купают

И водою поливают.

(В, ванне, Вовочку, водою, поливают).

Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Вв. Что обозначают синий и зеленый кружки под ними? (Значит, буква Вв обозначает два звука: [в] и [в’])

Верно. Давайте выполним задание в нижней части страницы. Придумайте каждому из детей имя, ко-ое начинается с буквы, написанной на его одежде. (… .)

Молодцы! Соедините с каждым ребенком мячик с той буквой, с ко-ой начинается имя ребенка.

Дети выполняют задание.

Отлично. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.

Дети составляют по одной букве В.

Какие детали вам потребовались? (… .)

С какой стороны от палочки расположены полукруги?  (С правой).

Правильно. Переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (… .)

Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.  (… .)

Обратите внимание: слова Вова, Вика, Вита написаны с большой буквы. Почему? (… .)

Хочу обратить ваше внимание на то, что … прочитала предложения.  Мы свами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложение. (… .). Молодцы!

4. Игра-пятнашки «Пес».

Дремлет в будке старый пес.    Водящий сидит на карточках.

Как зовут его? Барбос!

Сад вишневый охраняет,          Дети весело прыгают вокруг него, дразнят «пса».

Если кто войдет, поймает.

Мы его перехитрим,

Мимо будки пробежим.

Раз! Два! Три! Лови!            На слово «лови» водящий пытается запятнать как

                                                      можно больше детей. Дети убегают.

5. Работа в тетради. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?  (...)

Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?   (… .)

Дети раскрашивают буквы.

А теперь подумайте, как правильно раскрасить волка и ванну. Выполняйте задание.

Теперь давайте «напишем»  букву В в воздухе.

Посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее – два полукруга, сначала верхний, потом нижний. Напишите 4 больших и 3 маленьких буквы по точкам.  

6. Игра «Волшебный цветок».

Вот какой у меня волшебный цветок. Все лепестки у него разные. А сколько всего лепестков? (4).

Всем вам по одному лепестку. Оторвите их. Переверните лепестки. Что вы видите? (Слова). Прочитайте свои слова.  (… .). Пройдите к доске и попробуйте составить предложение из этих слов. Не забудьте поставить в конце предложения точка.  (… .) Молодцы!

7. Игра  «Веселый поезд».

Педагог помещает на доску изображение паровозика и трех вагончиков. Вместо номеров на них закреплены буквы. Перед доской педагог раскладывает предметные картинки.

Вы видите на паровозике и вагончиках буквы. Вы должны поместить в паровозик машиниста, а в вагончики – пассажиров. Их названия должны начинаться с указанных букв.   (Я посадил в паровоз кота, потому что на паровозе написана буква К. (П, Т, В)). Замечательно. «Веселый поезд» отправляется  в дорогу, а нам пора подводить итоги занятия.

8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.

НОЯБРЬ, 1 неделя

Занятие 3

Тема «Посуда»

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование  навыка звукобуквенного анализа. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых предложений для того, чтобы).

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, речевого слуха, общих речевых навыков.

Оборудование: Доска, цветные палочки, карточка шифровка, карточки с зашумлёнными картинками посуды, плоскостные картинки посуды, карточки  с буквами.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

  Сегодня мы снова будем говорить о посуде. Послушайте стихи Г.А. Мауры.

В доме ёлочка паркета

Солнцем утренним согрета

В доме плещутся о стены

Волны розового цвета

С кухни звон ножей и кружек,

Запах кофе и ватрушек

Развалился кот в истоме…

Мирно-мирно в нашем доме.

У ложек, блестящих и гладких,

Приятные очень повадки

И будь их хоть десять, хоть двадцать,

Мне весело с ними плескаться

Но мою нечасто я вилки зубастые:

Когда они в мойке купаются,

На пальцы всегда натыкаются

А ножик , что режет больно,

Мне трогать вообще не позволено.

Однажды, укрывшись в буфете старинном,

Шептался мышонок с хрустальным кувшином:

- Я чуть было в лапы коту не попался!

А ты? Почему ты в потёмки забрался?

Ведь ты не съедобный, нарядный и звучный!

Что делаешь тут, одинокий и скучный?

Кувшин отвечал, запинаясь от злости:

Меня достают, когда в доме есть гости.

А гости бывают два раза в году

Два раза в году, я стою на виду.

Я люблю встречать гостей

Всех и взрослых и детей

Вместе с бабушкою скатерть

Расстилаем поскорей,

Из буфета мелкие

Достаю тарелки я.

И варенье на три цвета-

Вынимаю из буфета.

Чашечки-красавицы

В плаванье пускаются:

Сели в блюдца-лодочки,

Рядом вёсла ложечки

В середине остров блюдо,

Тёплый пар идёт от туда:

Там гора из пирожков…Всё!

Садитесь чай готов!

2.Упражнение  «Кто самый внимательный?»

Вспомните 4 стихотворения,  которые вы услышали. Положите перед собой столько палочек, сколько названий посуды вы в них услышали. Давайте их перечислим.(Ножи, кружки, ложки, вилки, кувшин, мелкие тарелки, чашки, блюдца, блюдо). Молодцы!

3.Игра « Шифровка»

Попробуйте разгадать одно из названий посуды, которое мы только, что слышали. В этом слове есть гласные О, И и три согласных Н,Ж,К.

с

О

с

И

с

- НОЖИК

4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,                  Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке                                                             

Маша кашей всех кормила,         левой руки.

Положила Маша кашу                Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с

Кошке в чашку,                                больших, на каждое название посуды. 

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам.

А в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                     Разжимают кулаки.

Всё до крошки раздала.               Сдувают воображаемые крошки с ладошек.

5.Упражнение «У Федоры в чулане»

В чулане у нашей Федоры стоит на полках посуда, заплетённая паутиной. Какую посуду вы видите. Назовите.

6.Упражнение «Для чего?»

Посмотрите на изображения посуды, которые вам достались. Составьте предложение о том, для чего нужна эта посуда ( Кувшин нужен, чтобы в него наливать морс, компот, молоко, миска нужна для того, чтобы месить в ней тесто).

7.Упражнение «Четвёртый лишний»

Определите лишний предмет и объясните свой выбор. (Стакан лишний потому, что он стеклянный, а миска, кружка и ложка металлические…)

8.Упражнение «Определи место звука в слове»

Что вы видите на странице?  (Мы видим огурец, курицу и цыплёнка)

Звук Ц находится в начале, середине или в конце слова?

9.Игра «Весёлые грузовички»

Расставить буквы по местам, чтобы получилось слово, обозначающее название  посуды.

10.Окончание занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....