Конспект занятия с использованием ИКТ. "Листёнок в гостях у осени".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Власенкова Валентина Ивановна

Для молодых специалистов (учителей - логопедов) проведено открытое комбинированное занятие с детьми подготовительной к школе группы по обучению элементам грамоты с использованием презентации  Power Point и интерактивной доски.

Авторы Власенкова Валентина Ивановна и  Конусевич Мария Леонидовна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Листёнок в гостях у осени»

Конспект

комбинированного логопедического занятия

с детьми подготовительной к школе группы

по обучению элементам грамоты

с использованием интерактивной доски.

Подготовили учителя - логопеды:

Власенкова Валентина Ивановна (Детский сад № 56 ОАО "РЖД")

Конусевич Мария Леонидовна (МБДОУ Детский сад № 76 "Звёздный")

г. Смоленск 2018 год

Цель:знакомство со звуком О и буквой О; закрепление лексико-грамматических категорийпо теме «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные цели:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи:
  • образовывать относительные прилагательные;
  • согласовывать числительные и существительные в ед. числе, мн. числе;
  • употреблять в речипростые и сложные предлоги.

  1. Обучать элементам грамоты:
  • формировать навык звукового анализа и синтеза слова:

- умение выделять гласный и согласный звук в слове;

- определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

  • формировать умение делить слово с открытыми слогами на части (КОТИК);
  • формировать умение работать со схемой слова;
  • формировать умение читать обратные и прямые слоги с заданными буквами.

Коррекционно – развивающие цели:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

Коррекционно – воспитательные  цели:

  • Формировать навыки коммуникативного общения, умение работать и играть сообща с педагогом, сверстниками.

Здоровьесберегающие цели:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка.
  • Соблюдать правильную посадку ребенка за столами. Гигиена зрения.
  • Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:интерактивная доска, кассы букв на каждого ребёнка.

Техническое оснащение: интерактивная доска, флешка с играми. (при создании презентации и  подготовке заданий для интерактивной доски  использованы ресурсы поисковой системыЯндекс).

Организационный момент

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Дети заходят в логопедический кабинет.

Логопед:Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

А теперь посмотрите  все на меня, послушайте загадку.

Прошла по лугам,

по лесам и полям.

Припасы она заготовила нам,

упрятала их в погреба, закрома.

Сказала:

- За мною нагрянет зима.

Логопед: Молодцы, ребята! Это осень. А, какие слова вам «помогли» догадаться, что это осень?

- Сядет тот, кто назовёт осеннюю примету. Будем начинать говорить со слова «осенью». Например: Осенью часто идёт дождь.

Дети здороваются, слушают загадку, дают свой ответ.

Дети называют осенние приметы, садятся на стульчики.

Загадка об осени.

Осенние приметы.

Основная часть

  1. Лексико-грамматические игры (мультимедийная презентация)

Логопед:Ребята, одна из осенних примет самая красивая, завораживающая. Догадайтесь по двум словам, о какой примете я говорю. Лист, падает? (листопад). Предлагаю вам послушать, как падает листопад и полюбоваться этим осенним явлением.

Логопед читает стихотворение(под шум ветра):

«Непоседа ветерок

у куста сорвал листок,

Долго с листиком осенним

Над деревьями кружил,

а потом мне на колени

Тихо листик положил.

Тронул ласково лицо:

- Получите, письмецо!

Логопед: Ребята, к нам в гости залетел Листёнок. Он такой шалунишка, очень любит играть. Поиграем с ним? И первая игра «Узнай листок».

Будем проговаривать все вместе: «С дуба упал – дубовый листок»и т.д.

Логопед:Листочки хотят с вами поиграть. Закройте глаза. Ребята, давайте узнаем и назовём осенний листок.Будем говорить так: « Это дубовый листок» и т. д.

Логопед: Молодцы!Все ребята правильно узнали и назвали осенние листочки.

Логопед: следующая игра называется «Весёлый счёт». Нужно не только посчитать осенние листья, но и расставить цифры. Готовы! Тогда начинаем с Матвея.

- Молодцы! Все справились и с этим заданием.

Логопед:Ребята, оправляемся вместе с Листёнком в лес. Посмотрите, какой красавец гриб-боровик нас встречает. Поиграем с ним и с листочками в прятки. Будем называть листок и, где он находится. Например,я вижу берёзовый листок. Он лежит на шляпке гриба.

Логопед:Осенью часто идут дожди. Листёнок предлагает поиграть в игру «Посмотри и прохлопай».

- Молодцы, ребята. Никто не ошибся.

  1. Физминутка

"Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

  1. Обучение элементам грамоты
  1. Выделение звука О из слова О-СЕНЬ.

Логопед: Ребята, послушайте слово «ооосень». Какой первый звук вы услышали в этом слове? Давайте его произнесём.

  1. Артикуляция звука.

Положение губ, зубов, языка. Воздух проходит свободно.

  1. Характеристика звука «О".

-  Что мы можем рассказать об этом звуке?

  1. Упражнение в умении слышать звук.

Интерактивная игра «Где спрятался звук?»

Логопед: Ребята, посмотрите сколько картинок. Давайте называть картинки и слушать звук О. Если слышите звук Овначале слова, то нужно подвинуть картинку в I квадратик, если в середине – II, если в конце, то в III квадратик.

Задание вам такое: Называй слово и говори, где ты слышишь звук «О»?

  1. Знакомство с буквой О.

Логопед:Звук «О» мы услышали и произнесли. Мы его не видим.

На письме звук О обозначается  буквой «О».Букву мы видим, пишем, рисуем. На что похожа буква «О»?

  1. Чтение стихотворения

- В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

  1. Составление слогов, чтение слогов

Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовём  знакомые согласные буквы. Сейчас согласные будут вставать на второе место. Мы попробуем прочитать слоги. А,если согласные будут вставать на первое место. Что получится? Читаем.

  1. Чтение слов: КОТ, ТОТ, ПОТ, ТОК, КТО.

  1. Звуко-буквенный анализ слова КОТИК

Логопед: Ребята, прочитаем слово и узнаем, кто здесь спрятался?

  1. Дети читают слово КОТИК.
  2. Выкладывают слово –КОТИК- из букв.
  3. Определяют, сколько в слове гласных, столько слогов.
  4. Определяют и выкладывают звуки.

Логопед:Первый слог –КО-. Какой первый звук слышим в слоге –КО-? Какой  второй звук слышим  в слоге –КО-?

(аналогично проводится работа со вторым слогом).

Включается музыка (шум ветерка).(30 сек.), появляется анимационная картинка с листопадом.

Дети слушают, любуются листопадом.

  1. Дети с логопедом называют осенние листья.

(проводится фронтальная работа)

  1. Каждый ребёнок называет осенний листок (индивидуальная работа)

(образование относительных прилагательных).

Дети по очереди считают осенние листья и записывают цифру.

(согласование числительныхи существительных в ед.ч. и мн. ч.)

Дети называют листок и где он находится.

(работа с предлогами).

Дети прохлопывают ритмический рисунок, изображённый на доске

по одному, в парах, только мальчики, только девочки

(работа над ритмом)

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и сновасадятся.

Дети произносят звук О, дают характеристику звуку О.

Дети называют все картинки-предметы, затем каждый ребёнок находит место звука в слове и располагает нужную картинку в определённое окошечко

 (в начале, середине, конце)

Рассматривание буквы «О»                                      (на что похожа)

Дети составляют и читают обратные и прямые слоги.

Один ребёнок составляет у доски, остальные работают с кассами букв.

Анимационная картинка листопад.

Музыка ветра.

Картинка осеннего листочка

(герой Листёнок)

Картинка с осенними листьями

(игра «Узнай листок»)

Картинка осенние листочки.

( Интерактивнаяигра «Весёлый счёт»)

Картинка гриб и осенние листочки.

( Интерактивнаяигра «Прятки»)

Картинка с капельками.

( Интерактивная игра «Посмотри и прохлопай»)

Интерактивная игра «Где спрятался звук?»

Картинка буква О.

Работа  с индивидуальными кассами букв.

Работа на интерактивной доске.

Слово КОТИК

Заключительная  часть

Логопед:Молодцы, ребята, все задания нашего Листёнка выполнили на отлично!Давайте вспомним, что мы делали на занятии?

-А что вам понравилось больше всего?

Листёнку тоже понравилось с вами играть, он приготовил для вас сюрприз. Каждому из вас он хочет подарить на память своих друзей – осенние листочки.

(раздать каждому ребёнкулисточек с прикреплённой конфетой).

Спасибо всем!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у осени"

Конспект совместного с родителями занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у осени" для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия с использованием ИКТ " Медвежонок в гостях у ребят"

Занятие посвещещено воспитанию основ здорового образа жизни. Цель - создать условия для развития познавательных  способностей детей....

Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность.  Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам»

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ  «В гости к сказкам»Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.Зада...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гости к осени"

ОО "Познавательное развитие " НОД  "В гости к осени"...

Конспект занятия для старшей логопедической группы " В гостях у Осени"

Цели:- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях...