Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии по теме

Сучкова Мария Викторовна
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы  с ФФНР
 
Тема: «Звук [н]. Буква Н».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx25.56 КБ
PDF icon n.pdf2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы  с ФФНР

Тема: «Звук [н]. Буква Н».

ЦЕЛЬ:   Познакомить детей со звуком [н] и буквой н.

ЗАДАЧИ:

 Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звука [н] и буквой н.

Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую моторику;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие графомоторных навыков;
  • развитие внимания, мышления и памяти;
  • развитие зрительного восприятия буквы;
  • развитие тактильных ощущений;
  • тренировка чтения по слогам.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к занятиям;
  • воспитывать контроль за собственной речью;
  • формировать навык сотрудничества, умение слышать собеседника.

Оборудование: игрушка Незнайка, картинка «замок», картинный материал: бельчонок, теленок, зайчонок, медвежонок, лисенок, носорог, картинка с изображением трехэтажного дома, картинный материал: нитки, ручка, ножницы, носки, тетрадь, лента, пенал, апельсин, прищепки и лента для определения звука в слове, счетные палочки, поднос с песком(для тренировки тактильных ощущений), фломастеры и цветные карандаши, картинка «Незнайка и шарики», буква-мозаика, картинка-пропись, картинки со слогами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, посмотрите  кто пришел на наше занятие. Это Незнайка. Сегодня мы отправимся в путешествие!  Нам нужно помочь Незнайке добраться в Замок одной интересной буквы.  Незнайка нам подготовил загадку. Давайте сейчас попытаемся ее отгадать. Отгадкой будет наша интересная буква, к которой мы сегодня отправимся в путешествие.

Носорог нашёл носок,        
Но надеть его не смог.        
Он к носку попался в плен        
На картинке с буквой ... 

Дети: буква Н

Логопед: Правильно! Наш путь в Замок буквы Н будет очень увлекательным. На нашем пути нам встретится много интересных заданий.

Вы  готовы отправиться в путешествие?

Дети: да.

Логопед: Тогда, мы отправляемся!

  1. Характеристика звука Н.

Логопед: давайте вспомним, какое положение занимают  губы, зубы и язык, когда  мы произносим звук Н.

Напряженным языком

На десну, наверх нажмем.

Н! – мы звонко произносим

Звуку помогает носик.

(губы разомкнуты, зубы на расстоянии 2—3 мм (или сближены), голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка; воздушная струя встречает во рту преграду. Язык упирается в верхние зубы)

звук [ н ]  – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается), звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание), твёрдый.

  1. Речевая гимнастика

Логопед: Для того, чтобы быстрее добраться до замка буквы Н, нам нужно выполнить речевую гимнастику. Повторяйте за мной!

 Но, но, но – в нашей комнате темно.

На, на, на – стоит стена.

Ны, ны, ны – идут слоны.

Он, он, он – возьми бидон.

  1. Игра «Четвертый лишний».

Логопед: а теперь, послушайте меня внимательно. Я допущу ошибки, исправьте меня. Догадайтесь, какой лишний слог я произношу:

На-но-ну-ма;

Ну-на са-но;

Со-ну-ни-на.

5.  Игра Новоселы

Логопед: Замок буквы Н очень большой!  И сегодня в замок вселяются новые жильцы. Это животные, в названии которых есть звук [н]. Давайте поможем новоселам вселиться в замок.

Детям предоставляются картинки с изображением трехэтажного дома с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки: теленок — бельчонок, зайчонок — медвежонок, лисенок — носорог. Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме, сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева» и т д.

  1. Задание « Выбираем подарки»

Логопед:, мы  справились с заданием, расселили всех гостей по комнатам. Теперь нам нужно выполнить еще одно интересное задание. Незнайка подготовил новоселам подарки. Он принес целую коробку подарков. Давайте посмотрим, все ли подарки подходят. Нам нужно выбрать те, к которых есть звук [н].

(нитки, ручка, ножницы, носки, тетрадь, лента, пенал, апельсин) 

Я буду показывать картинки, а вы хлопните в ладоши, если услышите наш звук.

  1. Физкультминутка «Незнайка»

Логопед: давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку вместе с Незнайкой!

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал  легонько.

И за парту сел тихонько.

  1. Развитие фонематических процессов.

Логопед: а теперь давайте поможем нашему Незнайке определить место звука [н] в словах.  

нитки, ручка, ножницы, носки, тетрадь, лента, пенал, апельсин

   9.  Знакомство с буквой Н

1) Ножка, ножка

Поперек наложили поясок.

Сижу я, как на лесенке

И распеваю песенки.

Логопед:  С чем можно сравнить эту букву? На что похожа буква «Н»?

2) Сложите из счетных палочек.

Логопед: давайте попробуем из палочек сложить букву Н.

Надо букву Н построить,

Палочки побеспокоить.

Поскорей две ровно встали,

Вместе третью приподняли.

10.  Тактильные ощущения. Написание пальчиком на песке буквы Н.

  1. Пальчиковая гимнастика

На моей руке пять пальцев, 
Пять хватальцев, пять держальцев. 
Чтоб строгать и чтоб пилить, 
Чтобы брать и чтоб дарить. 
Их не трудно сосчитать: 
Раз, два, три, четыре, пять!
 
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках. 

    12. Тренировка зрительного восприятия буквы

Логопед: Обведите и раскрасьте только те шарики, на которых написана буква Н. Соедините их ниточками с Незнайкой.

  1.  Мозаика

Логопед: давайте попробуем собрать мозаику. У нас должна получится буква Н.

  1. Тренировка графомоторных навыков
  2. Чтение слогов с изучаемой буквой
  3. Итог занятия


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с элементами методики Монтессори «Черепаха-путешественница» в подготовительной группе.

Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конеспект логопедического занятия "Звуки Т и Ть, букава Т". В данном конспекте предлашаются новые игоровые примемы для оптимизации коррекционной работы с детьми....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...