Проект "В мире сказок"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Формировать у детей первичные представления о сказке как эпическом жанре, о русских народных сказках, о многообразии стран и народов мира и их сказках, приобщать к социокультурным ценностям нашего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_mire_skazok.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 48

«Незабудка»  города Невинномысска

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:  «В МИРЕ СКАЗОК»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОНР

СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

Образовательные  области: Социализация. Коммуникация. Познание. Речевое развитие. Коррекционно- развивающая.

(Проводился проект со 2 апреля по 27 апреля 2018 года)

                                                                        Разработала и провела:

                                                                                             учитель- логопед Ширяева Е.И.

                                                                                             27 апреля 2018 года

                                             

                                                      г. Невинномысск, 2018 г.

 Участники проекта:
- дети старшей и подготовительной комбинированных групп;
- учитель- логопед;
- родители воспитанников.

Вид проекта:

Познавательный, информационно- творческий, групповой, краткосрочный.

Проблема:

 Недостаток словарного запаса по данной теме.

 

Актуальность:

Сказка как эпический жанр является приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане.

Формирование первичных представлений о сказке как эпическом жанре, о русских народных сказках, о многообразии стран и народов мира и их сказках, приобщение к социокультурным ценностям нашего народа является важной составляющей  развития интересов детей с ОВЗ, их любознательности и познавательной мотивации, становления сознания, развития речи, воображения и творческой активности.

Этапы реализации проекта:        

1.   Организационный (подготовительный):

  • Подбор художественной литературы (сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок) по теме.
  • Подбор иллюстративного материала по теме.
  • Разработка мероприятий по теме проекта.
  • Ознакомление детей и родителей с целями, задачами проекта и его практическим осуществлением.

2. Основной:

Формы и методы работы:

  • Коррекционно- развивающие занятия по темам проекта.
  • Познавательные беседы по теме: «Какие бывают сказки?», «Что такое волшебные, бытовые, докучные сказки?», «Кто придумал сказки?».
  • Просмотр иллюстраций по темам: «Русские народные сказки», «Сказки народов мира», «Авторские сказки».
  • Чтение литературы - книг, сборников:  «Волк и семеро козлят», «Черная курица», «12 месяцев», И.Гейченко «Ребусы, кроссворды», И.Гейченко «Пословицы и поговорки», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Мальчик с пальчик», «По щучьему велению», «Царевна – лягушка», «Тараканище», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лягушка – путешественница», «Рукавичка», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Дюймовочка», «Сивка- бурка», «Спящая красавица».
  • Игровая и театрализованная деятельность: дидактические настольно- печатные игры, пальчиковый театр, настольный театр, развивающие игры на формирование навыков словообразования, словоизменения, фонематического слуха, образования грамматических категорий.
  • Обучение детей составлению кроссвордов, разгадыванию ребусов.
  • Видеоэкскурсии: «Сказочные города России», «Животные в культуре разных народов и стран».
  • Работа над рассказыванием сказок с детьми комбинированных групп.
  • Изготовление и написание детьми приглашений для родителей.
  • Участие детей в изготовлении макетов, настольных театров, игрушек совместно с родителями.

3. Заключительный. Итоги.

  • Изготовление и написание детьми книжки- малышки «Дорога в сказку».
  • Выступление детей совместно с родителями и презентация проекта.

Работа с родителями:

  • Привлечение родителей воспитанников к:

          - оказанию помощи в сборе информации по теме проекта с    помощью    

          Интернета,   просмотра телепередач канала «Детский», прочтению перечня

          сказок;

          - созданию поделок по выбранным сказкам;

  • Консультация на тему: «Изготовление игрушек, макетов из сказок из разных материалов». 

Выводы:

  • Проведение проекта способствовало:

      - закреплению знания русских народных сказок;

          - внедрению современных методов и технологий в  коррекционную  работу;

          - повышению темпа развития речи в целом, за счет включения детей с  ОВЗ в    

          творческую деятельность;

          - автоматизации правильного произношения у детей старшей группы;

          - раскрытию творческого потенциала дошкольников;

          - речевому раскрепощению детей, несмотря на имеющиеся  у них речевые  

          возможности;

          - позитивному взаимодействию детей, учителя-логопеда и родителей.

 

Цель: Коррекция речевых нарушений и развитие связной речи детей с ОВЗ в процессе творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать и закрепить у детей знание русских народных сказок.

Продолжать формировать умение определять сказку по загадкам и знакомым отрывкам из сказок.
Обогащать речь детей образными выразительными средствами (пословицы, поговорки, загадки).
Расширять знания детей о видах сказок.

Развивающие:
Развивать связную речь: монологическую и диалогическую, интонационную выразительность речи.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.
Совершенствовать фонематический слух.
Закреплять навык чтения.

Использовать ИКТ.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине, к ее народному творчеству.

Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Создать радостное настроение от встречи с героями сказок и от общения друг с другом

Воспитывать коммуникативные и социальные качества, необходимые для полноценного развития личности.
 

Предварительная работа: чтение литературы об истории возникновения сказок разных видов; просмотр слайдов, телепередач о сказках; изучение сказок других стран; разучивание пословиц, поговорок, загадок о сказочных героях; изготовление игрушек из сказок из разных материалов совместно с родителями.

Оборудование: поделки детей по сказкам, слайды - ( картинки из сказок), золотой ключик, яйцо, ложка, миска, прутик, перстень, рыба, ведро, клубок, карточки с ребусами, панно; фонограммы, магнитофон; слайды; сундук, елочки, книжка- малышка, кроссворд, клубок, атрибуты для театральной постановки, пазлы.

                                         Ход занятия.

1.Организационный момент.

   Логопед      Здравствуйте, дорогие родители. Мы с ребятами в течение месяца    

                     проводили проект «В мире сказок» и сегодня хотим вам

                      продемонстрировать наши знания и достижения.

Логопед       В мире много сказок – грустных и смешных

                     И прожить на свете нам нельзя без них.

                     В сказке может все случиться!

                     Что-то ждет нас впереди?

                     Слышишь, сказка в дверь стучится?

                     Скажем сказке: «За-хо-ди!» ( с родителями)

      Заходят дети с макетами своих сказок под песню. Дети становятся полукругом

       перед родителями.

2. Отгадывание загадок. Развитие связной диалогической речи.

Логопед         Уважаемые родители, с вашей помощью ребята сделали такие

                        замечательные поделки. Предлагаем вам отгадать названия сказок   

                       (только, кто делал данную работу, пожалуйста, не подсказывайте).

       

               Родители называют названия и дети ставят поделки на полки.

               Дети садятся.

3. Виды сказок. Развитие связной монологической речи.

 Логопед      Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок.            

                   А какие же бывают сказки? Об этом нам расскажут сейчас ребята.

Никита        Сказки бывают народные. Народная сказка пришла к нам из глубины

                     веков. После тяжелого трудового дня или долгими зимними вечерами,  

                     при зажженной в избе лучине, люди складывали и слушали сказки. Потом

                     пересказывали их друг другу, приукрашивая, обогащая новыми героями и

                    событиями. Так они и передавались из уст в уста, из поколения в

                    поколение.

Юлиана       Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели

                     выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в

                      добро и справедливость, торжество правды над неправдой.

                     

Логопед            Народные сказки, в свою очередь, делятся на четыре вида:

Денис         1 вид- Сказки о животных. Животные испокон веков жили рядом с    

                     человеком,  поэтому не удивительно, что они часто являются главными

                     героями народных сказок. Причем в сказках животным  присущи

                     человеческие качества.  Бывают волшебные сказки о животных и сказки-

                      повторяшки, в которых  есть повторения, как, например, в «Репке» и

                     «Курочке Рябе».

Боря            2 вид - Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в

                    фантастическом, нереальном мире. Волшебные сказки делятся на:  

                    - героические сказки, в которых борются и побеждают  волшебное существо                            

                        змея, людоеда, великана, ведьму, чудовище или злого волшебника;

                     -сказки, в которых ищут  какой-то  волшебный предмет;

                        -сказки, связанные со свадебными испытаниями;

                        - сказки об угнетенных в семье (например, про падчерицу и злую мачеху).

Ева           3 вид-  Бытовые сказки. В бытовых сказках рассказывается об обычной

                 жизни людей. В них высмеиваются плохие человеческие качества и

                  поступки. Примером бытовой сказки является сказка «Мальчик с пальчик».

Катя         4 вид- Докучные сказки. Это сказки, в которых много раз повторяется    

                   один и тот же кусочек текста. Часто используется фраза – не начать ли все 

                   сначала? К таким сказкам относятся такие сказки, как сказка про белого

                   бычка и о попе и его собаке.

Аня         Есть еще литературные сказки. У таких сказок есть автор, поэтому

                  их еще называют авторскими. Это произведения, которые

                  могут быть написаны в прозе  или как стихотворение. Примерами

                  литературной сказки являются сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена,

                 братьев Гримм  и многих других замечательных авторов-сказочников.

Логопед     Несмотря на различие видов и жанров, у всех сказок есть одно

                  объединяющее начало - добро. После всех перипетий и неправды в сказке

                 всегда побеждает добро и справедливость.

                 А теперь, ребята, поднимите руки, у кого из вас поделки по русским

                 народным сказкам:

                 У кого- авторские- Лягушка- путешественница- Всеволод Гаршин,

                Снежная  Королева, Дюймовочка – Г.Х.Андерсен, 

                 Красная шапочка, Спящая красавица, Мальчик с пальчик – Ш. Перро,         

                Сказка о рыбаке и рыбке – А.С. Пушкин.                

                Тараканище    - К.И.Чуковский.

4. Игра « Угадай сказку»

  Логопед       Отправляемся, друзья,                               

                       В чудо сказку – вы и я.

                       Здесь экран волшебный есть,

                       Сказок тут не перечесть!   

                       Назовите   сказки.                      

                     слайды - ( картинки из сказок)

                  Кощей Бессмертный заточил в темницу героев сказок. Наша задача

                 освободить их, выполняя задания. Вы знаете, что сказочным героям всегда

                 приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути

                встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем.

5. Отгадывание загадок. Составление кроссвордов.

Логопед       А теперь 1- ое задание:

                     Дети старшей группы будут отгадывать загадки, а дети

                     подготовительной  группы будут из отгадок составлять кроссворд.

                       «Загадки про героев из сказки»

                       1)        В сказке небо синее,

                                  В сказке птицы страшные.

                                 Яблонька, спаси меня,

                                 Реченька, спаси меня!                    («Гуси – лебеди)

                        2)         Работать умея красиво и ловко,

                                   В деле любом проявляя сноровку,

                                    Хлеба пекла и скатерти ткала,

                                    Шила рубашки, узор вышивала,

                                    Лебедью белой в танце плыла…

                                     Кто мастерица эта была?                         (Василиса Премудрая).     

                             

                         3)         Сладкий яблок аромат

                                     Заманил ту птицу в сад.

                                     Перья светятся огнём,

                                     И светло вокруг, как днём.                    (Жар - птица)

                         4)        Парень слез с любимой печки,

                                    За водой поплелся к речке.

                                    Щуку в проруби поймал-

                                     И с тех пор забот не знал.          Как его зовут?   Емеля

                         5)        Красна девица грустна:

                                    Ей не нравится весна,

                                    Ей на солнце тяжко!

                                   Слезы льет бедняжка!                 («Снегурочка»)

                       

Логопед           Ребята, вы отгадали  загадки  Кощея и он дает вам клубочек, который    

                        покажет, какое следующее задание нужно будет выполнить. Но сначала  

                       вспомните, в каких сказках есть волшебный клубочек.            

Дети           Царевна- лягушка, Мальчик с пальчик.

5. Физминутка.

Логопед        Верно. Клубочек нас зовет куда-то. Становитесь за мной, повторяйте.

                           

                         Ты катись, катись, клубок,

                         Через поле и лесок,

                         Ты катись, катись, клубок,

                         Через поле и лесок.

                    Смотрите, а здесь сундук. Интересно, что там. Посмотрим?

                    Тут разные предметы и записка от Кощея. Слушайте.

6. Разгадывание ребусов. Деление слов на слоги.

Логопед        Вот вам 2-ое задание: 

                      Дети подготовительной группы будут разгадывать ребусы.

                      Дети старшей группы ответят, из каких сказок эти предметы. К нам

                     приползла замечательная гусеничка. Определите, сколько слогов в этих

                     словах и разложите на кружочках. Предметы: золотой ключик, яйцо,

                    ложка, миска, прутик, перстень, рыба, ведро.

7. Игра «Начни, закончи сказку». Развитие мышления.

                                               

 Логопед      Молодцы, вы справились с заданием. Поиграть хотите? Но игра будет

                     непростая. Становитесь в круг. Пока звучит музыка, вы передаете клубок

                     по кругу. Как только музыка прекращает звучать, тот человек, у которого

                     оказался клубок, должен ответить, с каких слов начинаются сказки.

                    Жили-были... В некотором царстве... В давние времена... В некотором

                   королевстве... За тридевять земель...

                   А теперь – какими словами заканчиваются сказки.

                      Стали жить-поживать, да добра наживать...

                   И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало...

                    Мирком, пирком, да за свадебку...

                    И зажили припеваючи... Жили долго и счастливо...

                   Сказочке конец, а кто слушал, молодец. 

8. Игра «Договори пословицу». Развитие диалогической речи.

Логопед      Ребята, ну а теперь пришла пора поиграть с нашими родителями.

                    Дети подготовительной группы будут говорить начало пословиц о

                   сказках, а вам нужно будет договорить их.

                   

Денис                  Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Юлиана             Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Боря                    Сказки не салазки: не сядешь, да не поедешь.

Рома                    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Ева                      В сказках все есть, да в руках ничего нет.

Катя                    Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Никита                Сказал бы еще сказку, да дома забыл.

Аня                      Это присказка, а сказка будет впереди.

               

Логопед         А теперь дети старшей группы будут называть первую часть имени

                       героев сказок, а  вы должны назвать вторую.

               

Дима              Лисичка (Сестричка)     

Даша              Зайчик – Попрыгайчик, побегайчик.

Кирилл           Мышка (Норушка)

Саша               Петушок – золотой гребешок.

Богдан            Волчок – серый бочок.

Алиса              Лягушка – поскакушка, квакушка.

Даша               Лиса – Краса.

Богдан            Мишка – косолапый, топтыжка.

                                 
Логопед      Молодцы, родители, справились с заданием.

Логопед            Хорошо. А вы знаете, в сундуке еще есть задание от Кощея.

                  Дети подготовительной группы сейчас постараются выполнить его.

                    По  этим карточкам нужно прочитать слова- по первым звукам слов.

                    Молодцы ребята. А дети старшей группы назовут первые звуки в 

                    словах.

                    Действительно молодцы, похлопаем им.

Логопед        Ребята, а кого же Кощей держал в темнице?

Дети               Василису Премудрую, Марью- Моревну.

Логопед            Давайте-ка посмотрим, что еще нам покажет волшебный экран. Что

                           это за сказка?

Дети                  Бременские музыканты.

Логопед             Кто автор?

Дети                   Братья Гримм.

Логопед              Верно. Уважаемые родители, мы с ребятами подготовили сценку по

                            мотивам сказки «Бременские музыканты» - дуэт короля и принцессы.

9. Театрализованная постановка.

                                                 

1. Детский сад шумит, гудит,

    Под угрозой аппетит.

     В старшей группе шум и гам,

     Ч то случилось, дети, там?

     Семка влюбился и не ест он кашу,

    Семка влюбился в нянечку Наташу.

2. Бабушка, дедушка

    Нянечка Наташа- чудо девушка,

    Так ему сказали бабушка и дедушка.

     Все в Наташу влюблены пацаны.

- Семка влюбился в нянечку Наташу.

3. Бабушка

      Ах, ты бедный мой Семен, лапотулечка.

    Ну смотри как исхудала фигурочка.

    Я заботами тебя охвачу.

-  Ничего я не хочу.

4. Семка - песня

5. Дедушка
    Ах ты, Семушка, ты мой горемычный.

     Скоро будут здесь девицы заграничные,

     Выбирай любую- все оплачу,

- Ничего я не хочу.  

6. Дефиле красавиц.    - Семка влюбился в нянечку Наташу.

Логопед   И в завершении нашего проекта мы хотим вам показать книжку-  

                    малышку, которую сделали вместе с ребятами.

10.  Итог занятия.

Логопед  Ребята, а в сундуке еще что-то есть, смотрите это сюрпризы- пазлы со

                      сказками в память о нашем празднике и сладкие угощения.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ответы детей.

Логопед   -Молодцы. Спасибо всем. До свидания.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "В мире сказок"

КВН "В мире сказок" Сценарий мероприятия по гендерному воспитанию...

Сценарий праздника 8 марта "В мире сказок"

сценарий разработан для поздравления мам и бабушек с международным женским днем....

Презинтация по окружающему миру " В мире сказок"

Театрализованная деятельность в детском саду вносит разнообразие в жизнь ребенка. Она дарит ему радость. Создает условиядля развития творческой активности детей, развивает воображение, память, внимани...