Артикуляционная гимнастика для логопеда
учебно-методический материал по логопедии на тему

Барабонина Анна Андреевна

Артикуляционная гимнастика для учителей-логопедов,воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_g.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения.

  1. «Улыбочка» или «Заборчик»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы.

Губы удерживать в таком положении следует 10-15сек.

  1. «Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

  1. «Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

  1. «Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Сердитая кошечка» или «Горка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Парус»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

  1. «Чашечка»

Рот широко раскрыт, широкий кончик языка приподнят, подтянуть его к верхним зубам (но не касаясь их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

  1. «Грибок»

Цокаем язычком как лошадка, делаем это действие медленно и затем присосать к небу. Рот открыт, губы слегка растянуты, видна подъязычная связка. Удерживаем в таком положении язычок на счет от 1 до 15.

  1. «Окошко» или «бублик»

Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.

Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» — «Трубочка», «Улыбка» — «Бублик»), меняя порядок.

Динамические упражнения.

  1. «Улыбка-дудочка»

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком, затем губы складываются в трубочку. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5-7 раз.

  1. «Помыть нижний заборчик»

Губы растянуты в улыбке. Рог приоткрыт. Кончиком языка «моем» нижние зубы (корневую шейку зубов). Внимание, нижняя челюсть не двигается!

  1. «Помыть верхний заборчик»

Г убы растянуты в улыбке. Рот приоткрыт. Кончиком языка «моем» нижние зубы (корневую шейку зубов).

  1. «Трубочку влево, вправо и по кругу»

Сделали губы трубочкой. Поворачиваем трубочку налево, затем направо. Делаем таким образом 5-7 раз. Нижняя челюсть не двигается.

  1. «Утиный клювик».

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуты, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

  1. «Шторки».

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Лошадка»

Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно- быстро- очень быстро). Выполнить 10-15 раз.

  1. «Лошадка + Улыбка-дудочка»

Пощелкивание производится с изменением положения губ Выполнить 10-15 раз.


  1. «Гармошка»

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Нижнюю челюсть поднимать- опускать. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Маляр»

Широко раскрыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

  1. «Дятел»

Широко раскрыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д- Д-Д (15- 20 секунд).

  1. «Покусывание кончика языка», (самомассаж язычка).

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика и до середины языка и обратно до кончика производится 8-10 раз.

  1. «Катание шарика»

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движение выполняется сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); потом против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

  1. «Конфетка»

Рот закрыт, челюсти разомкнуты. Кончик языка упирается а одну щеку, затем в другую. Делать 5-7 раз. Челюсть не ходит.

  1. «Часики»

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик- так, тик-так, тик-так. Время выполнения- 20 секунд.

  1. «Качели». Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.
  1. «Мясорубка»

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Преодолей сопротивление широким язычком. Кончик язычка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

  1. «Прятки»

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется».

  1. «Вкусное варенье»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта.
  2. «Индюки». Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперед-назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл...Постепенно убыстрять темп.

Артикуляционная гимнастика №2 (для развития дикции).

«Трубочка» челюсти плотно сомкнуты; вытянуть губы «трубочкой» и напрячь их. Упражнение длится от 30 сек. до 1 минуты.

«Иголочка 1» упирается в нижние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны. Выполнять 20-30 сек.

«Иголочка 2» упирается в верхние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны. Выполнять 20-30 сек.

«Горка» кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны; середина языка выгнута и касается верхнего неба (язык напряжен); держать язык в таком положении от 30 сек. до 1 минуты.

Мягко опустить до отказа нижнюю челюсть (проверяя пальцем образование околоушной впадины), затем закрыть рог. Повторить упражнение 8-10 раз.

Сжать челюсти как можно сильней, затем расслабить их, мысленно «подвесив» к нижней челюсти гирю. Повторить упражнение 6-8 раз.

Опустить подбородок на ладонь, собранную в кулак, упираясь в кулак нижней челюстью, давить на него; одновременно кулак «давит» на


нижнюю челюсть. Повторить упражнение 8-10 раз (расслабляет нижнюю челюсть).

Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (не допускать резких движений). Повторить упражнение 10-20 раз.

«Трубочка 2» вправо-влево (на большой скорости). Выполнять упражнение от 30 сек. до 1 минуты.

«Трубочка 3» вверх-вниз (на большой скорости). Выполнять упражнение от 30 сек. до 1 минуты.

«Поцелуй» «трубочка» - вправо - поцелуй, влево-поцелуй. Выполнять упражнение от 30 сек. до 1 минуты.

«Скольжение 1» натянуть верхнюю губу на верхние зубы затем плавно приподнять ее «на» улыбку; начинать упражнение нужно плавно, медленно, постепенно увеличивая скорость. Повторить 8-10 раз.

«Скольжение 2» натянуть нижнюю губу на нижние зубы затем плавно оттянуть ее вниз. Повторить 8-10 раз.

«Скольжение 3» рот полуоткрыт, одновременно натянуть на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскрыть губы «на улыбку». Повторите 8-10 раз.

«Конфетка 2» упираться языком попеременно в правую и левую щеки (на большой скорости). Выполнять упражнение 1 минуту.

«Часовая стрелка» язык поднять к верхней губе - вправо - к нижней губе - влево. Теперь часы испортились, и часовая стрелка пошла в обратную сторону: влево - к нижней губе - вправо - к верхней губе. Выполнить 8-10 кругов.

Упражнения на развитие речевого дыхания

. «Подуем на султанчики». По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2. «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.

. «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

  1. «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, по строенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает.
  2. «Фокус». На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.
  3. «Подуй на лонагку». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф] сдуть ватку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. Советы логопеда.

Краткое описание положительных аспектов артикуляционной гимнастики....

28.02.2024 г. Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика. Советы логопеда.»

Речь - психический процесс формирования, передачи и понимания информации посредством языка. В развитии речи ведущую роль занимает артикуляция - работа органов речи для произнесения того или иного звук...

Мастер - класс для родителей по артикуляционной гимнастике учителя-логопеда

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы дети н...

Артикуляционная гимнастика. Советы логопеда.

Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.Чтобы малыш научился правильно произнос...

Роль артикуляционной гимнастики в логопедии

это информация будет полезна для родителей, узнать для чего нужна артикуляционная гимнастика, приятного просмотра....