Лексико-грамматические упражнения по теме: «Мебель»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Полянская Светлана Владимировна

Материал для активизации и расширения словаря по теме «Мебель» с детьми 7-го года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskie_uprazhneniya_po_teme_-_mebel.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматические упражнения по теме: «Мебель»

Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

Словарь:

Слова-предметы:

мебель, стол (ножки, столешница),стул(ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка.

Слова-признаки:

деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский т.д.

Слова-действия:

покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать.

ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

«Какая бывает мебель?»

Из какого материала делают мебель?

Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная

Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная

Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая

Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая

«Для чего, для кого предназначена мебель?»

Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол

Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол

Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол

Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол

Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф

Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф

Шкаф для одежды (какой?) – Одежный шкаф

Мебель для детей (какая?) – Детская мебель

ОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

«Один – несколько»

- Я назову один предмет, а ты назови несколько предметов. (Рекомендуется использовать парные картинки)

стол – столы

шкаф – шкафы

стул – стулья

полка – полки

диван – диваны

кресло – кресла

комод – комоды

табуретка – табуретки

«Один – много» «Договори слово»

У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).

У меня один диван, а в магазине много … (диванов).

У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).

У меня одна полка, а в магазине много … (полок).

У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей).

«О чем ты думаешь?»

- Подумай, какую мебель ты хочешь купить. Скажи, о чем ты подумал.

Я подумал о диване, о кресле, о шкафе, о комоде, о столе, о стуле, …

Я подумал о диванах, о креслах, о шкафах, о комодах, о столах, …

ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО - ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ

«Большой – маленький»

- Я назову настоящую, большую мебель, назови игрушечную, маленькую мебель.

Большой шкаф – маленький шкафчик

Большой стул – маленький стульчик

Большая кровать – маленькая кроватка

Большой диван – маленький диванчик

«Договори слово»

У меня диванчик, а у тебя? – У меня диванчики

У меня табуретка, а у тебя? – У меня – табуреточки

У меня кроватка, а у тебя? – У меня кроватки

У меня полочка, а у тебя? – У меня полочки

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ

«Выполни действия» «Скажи, где находиться»

" положи кубик: на стул, под стул, за …, около …, между …, перед …, в … .

Куда ты положил кубик?

– Я положил кубик на стол.

- Я положил кубик под стул.

- Я положил кубик в ящик.

- Я положил кубик перед диваном.

" возьми кубик: из коробки, со стола, из-под …, из-за …

Откуда ты взял кубик?

– Я взял кубик со стола.

- Я взял кубик из ящика.

- Я взял кубик из-под стула.

РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

1. «Кто больше подберет слов»

Что делают с мебелью? – покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают.



УПРАЖНЕНИЕ В СОГЛАСОВАНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В МУЖСКОМ, ЖЕНСКОМ, СРЕДНЕМ РОДЕ.

Какая может быть кровать? – деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая,…

Какой может быть стол? – новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …

Какое может быть кресло? – удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …

2. «Что есть у мебели? Назови части мебели»

Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница

Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки

Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.

Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

3. «Подумай и ответь»

У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана.

У какой мебели есть сиденье? – Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана.

У какой мебели есть спинка? – Спинка есть у стула, у кресла, у дивана

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

«Для чего нужна мебель?»

Для чего нужен шкаф?

- В шкаф складывают одежду.

- В шкафу хранят посуду.

- В книжном шкафу хранят книги.

Для чего нужен стул?

- На стуле сидят.

Для чего нужен диван?

- На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.

Для чего нужен стол?

- На стол ставят посуду, за столом едят, за столом рисуют, пишут.

«Наведи порядок»

Куда ты уберешь платье? – Я уберу платье в платяной шкаф.

Куда ты положишь книгу? - Я положу книгу в книжный шкаф.

Куда ты поставишь тарелку? - Я поставлю тарелку на обеденный стол.

Куда ты положишь подушку? – Я положу подушку на кровать (на диван).

Куда ты уберешь кастрюлю? – Я уберу кастрюлю в кухонный шкаф.

Куда ты положишь журнал? – Я положу журнал на журнальный стол.

«Расскажи о мебели»

Составление описательных рассказов о мебели, ее составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).

План рассказа:

Назови что это.

Назови части.

Из какого материала сделана?

Для чего нужна?

Что с ней можно делать?

Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в магазине.

«Придумай загадку о мебели»

Это мебель. У него есть ножки, спинка и сиденье. На нем сидят. Что это?

Это мебель. У него есть спинка, сиденье, подлокотники. Он большой и мягкий. На нем можно сидеть, лежать. Что это?

ЗАГАДКИ

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу.

(вешалка)

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

(стол)

С ногами, а без рук,

с боками, а без бедер,

С сиденьем, а без живота,

Со спинкой, а без головы.

(кресло)

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется … .

(буфет)

Я хозяйкам очень нужен,

Я с посудой очень дружен

Я посуде всякой рад,

Называюсь я … .

(сервант)

Меня в комнате

Всякий приметит,

А открыв меня,

Зиму и лето встретит.

(шкаф)

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать,-

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать.

(диван)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы: формирование лексико-грамматических средств языка по теме: «МЕБЕЛЬ»

Тема: «Мебель» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора детей. Усвоение названия мебели, знакомство с различными видами помещений квартиры. Интеграция образовательн...

Развитие лексико-грамматического строя речи (Загадки) тема: Мебель

Развитие лексико-грамматического строя речи(Загадки)тема: Мебель...

Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Мебель"

У Маши и Оли много мебели в комнате. Однажды у них сломался стульчик.......

Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.

Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....

Презентация логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений на основе темы «Цветы садовые и луговые» игры и упражнения

Презентация логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений на основе темы «Цветы садовые и луговые» игры и упражнения...

конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"

Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...