РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ РЕБЕНКА
консультация по логопедии на тему

Крюкова Мария Алексеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_diagnoz_rebenka.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ РЕБЕНКА

Наряду с возрастными несовершенствами речи уже с раннего детства встречаются речевые недостатки явно патологического происхождения.

Как показывает опыт работы с родителями детей с задержкой речевого развития, диагнозы часто пугают их, дезориентируют, приводят в состояние растерянности.

          В данной статье эту теоретическую тему, профессиональную и непростую, я решила изложить ясным и доступным языком, чтобы интересующиеся родители не пробирались сквозь дебри терминов.

Четкое понимание того, что стоит за пугающими незнакомыми терминами, поможет родителям ребенка не пугаться, не отрицать поставленный диагноз, а искать адекватные пути решения проблем ребенка.

Диагноз «Задержка речевого развития» - ЗРР

         Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии. ЗРР – это отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы (в возрасте до 4 лет). Расшифровка диагноза говорит о том, что это речевое нарушение возможно компенсировать, ведь речь ребенка развивается не по особому, искаженному пути, а лишь по какой-либо причине отстает в своем развитии.     Тем не менее нельзя расслабляться и просто ждать, когда речь малыша выправиться сама. Занятия важно начинать как можно раньше, чтобы иметь возможность не исправлять нарушенную речь, а направлять ее развитие в нужное русло.

Диагноз «Общее недоразвитие речи» - ОНР

           Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, когда при нормальном слухе и интеллекте страдает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются:

  • Нарушение звукопроизношения;
  • Недоразвитие фонематического слуха;
  • Выраженное отставание в формирование словарного запаса;
  • Несформированность грамматического строя речи.

            Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.

ФФН (фонетико-фонематические нарушения), или ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), или дислалия

             Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка. Нарушения произношения наблюдаются у детей с различными речевыми нарушениями в следствии дефектов восприятия и произношения звуков речи. Проявляются нарушения звукопроизношения либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

              Причины нарушения звукопроизношения могут быть как органического характера (изменения в строении челюстей, укорочение подъязычной связки (уздечки), неправильное строение нёба), так и функционального характера (неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье), подражание плохо говорящим сверстникам, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение чувствовать свой язык и его положение в полости рта, владеть им), снижение слуха, отклонения в умственном развитии ребенка). По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушено пять и более звуков).

             Считается, что звуковая сторона речи полностью формируется у ребенка к пяти годам. Поэтому исправление подобных нарушений рекомендовано логопедами по достижении ребенком 4-5 лет.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии следующие:

  • Расстройство артикуляции звуков;
  • Нарушение голосообразования;
  • Изменение интонации;
  • Изменение темпа и ритма речи.

        Дизартрия бывает разной степени выраженности, но в целом это сложное нарушение речи. Работа по коррекции речи при дизартрии – длительный и сложный процесс, который требует тесного сотрудничества логопеда и родителей.

        Естественно, что лечение детей с дизартрией возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.

Самыми важными из них являются:

  • Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС;
  • Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движения конечностей, а также органов артикуляции;
  • общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом;
  • лечение сопутствующих заболеваний;
  • логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка – дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям (аккуратность и точность выполнения рекомендаций специалистов). Прежде всего, это относится  к логопедическим занятиям.

В основном логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции (логопедический массаж);
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Заикание

          Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а так же в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения. Коррекция заикания требует комплексного подхода и включает следующие этапы:

  • Диагностика;
  • Медикаментозное воздействие (укрепление нервной системы), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающие благоприятный фон для активной логопедической работы и психотерапии (назначается врачом невропатологом, психиатром);
  • Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое направлено на восстановление уверенности в себе, собственных силах, в возможности преодолеть речевые трудности, снимается патологически фиксированное внимание на запинках, фиксация внимания переключается на успехи;
  • Логопедическое воздействие осуществляется на протяжении длительного курса занятий.

       Заикание – это одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Оно трудно устраняется, травмирует психику ребенка, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Речевое развитие и речевая коммуникация ребенка. Рекомендации психолога педагогам по самоанализу деятельности

В статье-консультации рассматриваются пункты самопроверки педагогов, даётся их содержательное наполнение...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.

цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...

Длительность коррекционного процесса в зависимости от тяжести речевого диагноза у детей?

От чего зависит длительность коррекционного процесса у детей с речевыми нарушениями....

Выступление на родительском собрании (средняя группа) «Ребенок с речевыми проблемами в семье. Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»

Выступление на родительском собрании (средняя группа)«Ребенок с речевыми проблемами в семье.Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»...

Особенности речи детей с разными речевыми диагнозами

Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка. Дети с ФФНР зачисляются на логопункт на 1...

Консультация для родителей и педагогов "Речевой диагноз ребенка"

Краткое описание речнвых диагнозов и способы их выявления...