Проект "Чудеса на песке"
проект по логопедии на тему

Рощина Ольга Владимировна

использование игр с песком, особенно с детьми с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно – развивающей работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_na_peske.docx112.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Проект                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

«Чудеса на песке»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-308722-1440170243.jpg

        Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру.

Подобно богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

        Актуальность проекта:

        В настоящее время возрос интерес педагогов (учителей – логопедов, педагогов – психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми.

        Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе учителю – логопеду.

        Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, развивает самооценку, учится работать в коллективе.

        Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

        Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя волшебником, сказочником, художником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно.

        На наш взгляд, использование игр с песком, особенно с детьми с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно – развивающей работе с детьми.

        В процессе песочной игротерапии решаются очень многие задачи:

        - развитие диафрагмального дыхания;

        - развитие фонематических представлений;

        - совершенствование грамматического строя речи;

        - автоматизация поставленных звуков;

        - обучение грамоте;

        - развитие связной речи;

        - развитие мелкой моторики рук.

        Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность.

        Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях.

        Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки – передвижки, информационные стенды.

        Работа с детьми проводится на занятиях.

        Цель проекта: развитие речевой активности детей с тяжелыми нарушениями речи средствами песочной  терапии.

        

Задачи:

        - создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

        - сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;

        - развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей;

        - коррекция речи и поведения;

        - повышение интереса к логопедическим занятиям.

        Методы и формы работы с песком:

        - рассказ;

        - беседа;

        - коммуникативные, ролевые игры;

        - моделирование ситуации;

        - пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения;

        

        Организация игр – занятий с песком можно разделить на три типа:

  1. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
  2. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятание в песок предметов с их последующим извлечением;
  3. Организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.

Сроки реализации проекта: проект долгосрочный (октябрь 2017г – май 2018г.)

Участники проекта: дети с тяжелыми нарушениями речи, педагоги, родители.

План реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Сроки

Подготовительный

Определение цели и задач проектной деятельности.

Привлечение родителей к сбору необходимого материала, игрушек для песочной игротерапии.

Октябрь

Основной

Изготовление наглядно – информационного материала для родителей «Что такое песочная терапия?».

Индивидуальная НОД детей средствами песочной терапии.

Информирование педагогов о возможностях песочной терапии в речевом развитии дошкольников.

Разработка картотеки игр и упражнений по использованию песочной терапии для педагогов и родителей.

Ноябрь - май

Заключительный

Подведение итогов проекта.

Презентация проекта.

Май

        Вот несколько примеров использования песка в индивидуальной коррекционной работе с детьми с нарушениями речи:

Развитие диафрагмального дыхания.

«Выровняй дорогу» - от детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой. (перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить ребенка следующим правилам: набирать воздух через нос, не поднимая плеч, надувать живот «шариком», выдыхать медленно и плавно).

«Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, долгой струей выдувает ямку в песке.

Совершенствование мелкой моторики.

- Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

- «Необыкновенные следы» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Развитие артикуляционной моторики.

«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам «скакать» по песку.

«Качели» , «Часики» - выполнять упражнения, а указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

В работе по автоматизации изолированных звуков использовала такие игры:

«Сильный мотор» - автоматизация звука Р – произносится звук, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Можно рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками.

        «горочка» - автоматизация звука С – набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.

Развитие фонематического слуха.

«Спрячь руки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Мой город» - выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Затем можно составить рассказ о жителях этого города.

Формирование грамматического строя речи:

«подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы и подбирает к их названиям прилагательные.

«Машинка» - (учить правильно употреблять в речи грамматические категории)

- предлоги от, к, над, между, из-за, у , перед

- приставочные глаголы отъехал, подъехал, переехал

- наречия далеко, близко, медленно, быстро.

Обучение грамоте.

«Напиши на песке» - ребенок пишет заданные буквы, слоги, а логопед их читает.

«Наведи в песочнице порядок» - в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те, которые лежат правильно, затем перевернуть те, которые лежали неправильно и назвать их.

                 «Угадай, какая буква» - ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась.

                Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

                Звуковой анализ слов.

        На песке можно чертить  и выкладывать схемы слов и предложений разной степени сложности.

        Развитие связной речи.

        «начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, педагог или другой ребенок заканчивает фразу.

        Отыскивая картинки в песке через игру «Для чего это нужно?» дети учатся отвечать полным предложением, упражняться в составлении описательных рассказов, используя лексические темы «Домашние и дикие животные», «Игрушки», «Овощи, фрукты». Дети находят в песке игрушки и составляют рассказы – описания.

        Особенно дети любят сочинять небылицы и сказки.

        В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговицы, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

        При организации игр – занятий с песком может быть использована кукла «Песочная фея», «Королева песочного мира», «Хозяйка песка». Песочная фея приглашает детей к себе в гости, через нее обозначаются правила поведения в песочнице.

        Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

        - значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

        - развивается мелкая моторика рук;

        -развиваются фонематический слух и восприятие;

        - закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

        - расширяется словарный запас;

        -происходит освоение навыков звуко – слогового анализа и синтеза;

        - развивается связная речь, лексико – грамматические представления;

        - происходит освоение навыков чтения и письма;

        -сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

        Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает больше возможностей для работы с детьми с нарушениями речи.

Список литературы:

  1. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб, 2002г.
  2. Т.Н.  Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – Спб, 1998г.
  3. Н.А.Сакович. технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб, 2006г.
  4. Использование песка в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5 – 7 лет. - // Логопед, № 1, 2008г.
  5.  О.А. Новиковская  Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб., 2005г.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников», «Чудеса на песке».

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг.

На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто ребенок не может выразить словами свои переживания, тревоги и страхи, а игры с песком помогают ему справиться с имеющимися проблемами. На песке ребенок проигрывает взволновавшие его ситуации, создавая картину мира, тем самым он освобождается от эмоционального напряжения, и дает выход своим эмоциям, превращая все в игру.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, является игровая деятельность. Поэтому игры с песком, я считаю, наиболее любимы и близки для детей. А если они еще и помогают справиться с проблемами, так это вообще бесценно!

Игры с песком может проводить воспитатель. Такие игры с песком, помогают детям легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:

- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

- А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка.

Песочная терапия — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т. п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

- На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает большой интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, песочная терапия позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

Как проводятся игры с песком?

- Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: “Мне нравится погружать руки в этот песок”, “Я чувствую тепло песка”,“Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони, «Мне приятно”.

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т. д.

С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку, в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Что же нужно для игр с песком?

Деревянный ящик 50x70x8 см (водонепроницаемый)

Чистый просеянный песок (можно проколоть его в духовке)

Ёмкость для воды, чтобы можно было смочить песок при необходимости

Песок должен заполнять ящик на треть.

Отпечатки ладошек

Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.

Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?». Сделайте отпечаток ладони, ребенок накладывает свою руку на отпечаток и делится впечатлениями.

Змейка

Проскользните ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложить «трассы»;

пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы;

Загадочные узоры

Создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т. д.);

Чьи следы?

Провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности;

можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы. Пофантазируйте вместе с малышом: чьи они?

Пианино

По поверхности песка можно поиграть, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом должны двигаться не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Пуговичный массаж

Предложите ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения. Можно спрятать в песок различные фигурки, бусинки, монетки, шишки.

Обыкновенное чудо

И, наконец, можно безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, аэродромы, железные дороги, комнаты для кукол и т. д.

Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Консультация для родителей «Чудеса на песке»

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку. Первые контакты детей друг с другом начинаются тоже в песочнице. Игре с песком не надо учить ребенка – он это сделает сам. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Психологи утверждают, что взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игры с песком делают жизнь детей разнообразной и интересной, поэтому именно мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих играх и занятиях.

Организуя игры с песком, можно решать разные задачи:

•знакомить детей с окружающим миром (свойства песка);

•учить выделять особенности песка, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

•развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

•активизировать речь и обогащать словарь детей.

В группах можно выделить «уголок песка». Устанавливая ящик с песком, нужно помнить:

* доступ к нему должен быть свободен;

* играть с песком могут одновременно несколько детей;

* песок должен быть чистым, просеянный, не слишком крупным или слишком мелким, влажным;

* песком заполняется часть ящика;        

* перед игрой в песок необходимо закатать рукава и одеть фартуки.

Нужно научить детей аккуратности и опрятности при занятии с песком. Договоритесь о правилах работы: «Если сыплешь ты песок - Рядом веник и совок».

Для игры с песком необходимо приготовить следующие материалы:

*сосуды разных форм и объемов (ложечки, ведерки, чашки, баночки, формочки);

* природные материалы: ракушки, веточки, камни, шишки;

* прочие материалы: лопатки, лейки, сито, грабли, клеенчатые фартуки;

«коллекции» миниатюрных фигурок высотой не более 8 см. (животные, персонажи, растения, постройки).

Словом все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Сбор оборудования для игры не будет обременительным, т. к. сегодня каждый ребенок, встречается с фигурками из «киндер – сюрприза», можно вылепить фигурки из теста, вырезать из бумаги. Теперь у вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по «Стране Песочных Игр».

Перед вами песок. Естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить между пальцами, чувствовать при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватило вас: детство, море, солнце. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом ребенок. Он должен чувствовать тоже, что и вы. Его маленькие ручки только, что соприкоснулись с уникальным явлением природы. он стоит на пороге открытия. Сейчас мы вместе сделаем самые важные шаги по дороге Познания, а игры с песком помогут вам в этом.

Начинать надо с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

«Чувствительные ладошки»

Предложите детям потрогать песок. Какой он? Когда двигают ручками, ощущают ли маленькие песчинки? Тепло или прохладно? Предложить детям рассказать о том, что чувствуют.

«Отпечатки наших рук»

Подвигать руками, «по скользить» ладонями по поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.). выполнить движения, поставив ладони на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

«Чьи следы на песке?»

Создать отпечатки ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (солнышко, цветочек, дождик). Можно сгруппировать пальцы по два, три и добавить кулачек. Получатся загадочные следы. Чьи они?

«Что же спрятано в песок?» (вариант игры «Чудесный мешочек»)

Можно закопать в песок несколько предметов или игрушек. Предложить на ощупь узнать: что это или кто? Усложним задачу. Загадаем загадку, а отгадка закопана в песке. Отгадав загадку ребенок проверяет себя откапывая разгадку.

«Лепим колобки»

Предложить поиграть в «Булочную». Налепить пирожков, накатать колобков, сделать торты. Украсить их с помощью цветов, ягод, листочков.

«Пустыня»

Дети моделируют в песочнице пустыню. Расставляют кусты, насыпают барханы, расселяют животных. Появилась прекрасная возможность повторить знания детей о животных данной географической зоны.

Итак, малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно начинать изучать свойства и экспериментировать песком. Опыты с песком

«Что такое песок?»

Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать его на лист бумаги. Поинтересуйтесь у детей легко ли сыплется песок? Какой он? (желтый, рассыпчатый, состоит из песчинок). Какой формы песчинки? Дается возможность рассмотреть и потрогать песок на ощупь.

«Из чего состоит песок?»

Чтобы рассмотреть песок потребуется прибор –помощник. Возьмите лупу, рассмотрите песок. Как выглядят песчинки? Они маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Как расположены песчинки?(отдельно).

«Почему песок хорошо сыплется?»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Дети убеждаются, что сухой песок хорошо сыпется, т. к. каждая песчинка находится отдельно друг от друга.

 «Посади дерево»

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево (палочку) с начало в емкость с песком, потом в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).

Важно не просто организовать опыты под руководством взрослого, а предоставить детям простор для самостоятельного экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...