Программа дополнительного образования "Сочиняй-ка синквейн"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Елена Романенкова

Данная программа направлена на развитие речвого творчества детей и связхной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinsoft_word_2.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 дополнительного образования по теме

«Сочиняй-ка синквейн».

                                           учитель – логопед

I квалификационной категории

                                                                   Романенкова Е.В

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.  

«Кто ясно мыслит — тот ясно излагает» Античная поговорка

    Описывая характерные особенности речи детей, многие авторы выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением (65% детей 5-7 летнего возраста), проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии.

    Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. 

   Инновационность – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

 - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления

   Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов.

Вариативность в применении метода синквейн:

- Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- По прослушанному рассказу или сказке;

-Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

-Составление синквейна к одному слову-предмету по лексической теме.

-Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

- Коррекция и совершенствование готового синквейна

-Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. 

   Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». 

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.

Формы работы с родителями:

-тематическая консультация;

- информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;

- семинар-практикум.

Можно предложить родителям «памятки» с алгоритмом составления синквейна.

   И  важно то,  что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностный и личностно-ориентированной.

Исходя из вышесказанного, основной  целью,  данной программы является:

развития лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего возраста  посредством составления синквейна.

Задачи:

- обогащать, актуализировать словарный запас;

- закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;

- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении синквейна;

- учить распространению предложений;

- уметь формулировать свое отношение к предметам и явлениям;

- развивать умение составления  краткого  рассказа;

- развивать ассоциативное мышление, критическое мышление ;

- развивать творческие способности;

Основные принципы при разработке программы:

• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•Принцип  построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Тип программы: образовательная

Вид программы: авторская

Уровень программы: коррекционно – развивающий

Форма проведения занятий: подгрупповая

Программа рассчитана для детей 6-7 лет, на один год.

Результаты коррекционно–развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).

Ожидаемые результаты:

-дети  проявляют интерес к учебной деятельности;

- овладевают исследовательскими навыками;

- умеют самостоятельно рассуждать, классифицируют, обобщают, делают выводы;

- обогащается  словарный запас, закрепляются в речи обобщающие понятия;

- учатся  устанавливать межпредметные  связи;

- грамматические конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений.

Календарно-тематический план

Месяц

Лексическая тема

Синквейн

Сентябрь

1-2 неделя-обследование  детей

3 «Осень».

4.«Деревья нашей  полосы»

Мониторинг

Осень

Лист, береза, рябина

Октябрь

1.Овощи

2.Фрукты

3.Грибы

4.Игрушки

1.огурец, помидор, морковь, свекла.

2.яблоко, слива, вишня.

3.подберезовик, боровик, маслята, подосиновик.

4.машина, кукла

Ноябрь

1.Части тела

2.Одежда

3.Головные уборы

4.Обувь

1.Сердце, живот, голова, ноги, руки

2.Шуба

3.Шапка

4.Сапоги, валенки, туфли

Декабрь

1.Дом

2.Мебель

3.Электроприборы

4.Зима

1.Дом

2.Диван, стул, стол

3.Телевизор, пылесос

4.Снежинка, санки, мороз, снеговик

Январь

1 неделя – 2неделя-Новогодние каникулы

2.Зимующие птицы

3.Дикие животные

4.Домашние животные

1.______

2______

2.Воробей, снегирь, синица

3.Еж, белка, лиса, заяц, медведь, волк

4.Собака, корова, кошка, лошадь, коза

Февраль

1.Домашние птицы

2.Животные жарких стран

3.Рыбы

4.День защитника Отечества

1.Гусь, утенок, цыпленок, петух, утка, курочка

2.Крокодил, жираф, тигр, обезьяна, бегемот, лев, зебра

3.Сом, кит, гуппи, золотая рыбка, щука

4.Танкист, пограничник, матрос, летчик

Март

1.Семья

2.Посуда

3.Продукты питания

4.Весна

1.Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат

2.Чайник, ножик

3.Салат,  сахар, чай, масло, пирог, молоко, хлеб, котлета, сосиска, пирог, конфета

4.Ручей, солнце, дождь

Апрель

1.Перелетные птицы

2.Город

3.Транспорт

4.Профессии, инструменты

1.Скоречник, лебедь, журавль, соловей, ласточка

2.Город

3.Машина, самолет, поезд

4.Парикмахер, повар, художник;

 лопата

Май

1.Цветы

2.Лето

3.Школа

4.

1.Цветы

2.Ягоды, ромашка, малина, божья коровка,  муха, бабочка,  жук, пчела, муравей, комар

3.Школа, портфель, ручка, карандаш, пенал, книга

4.Мониторинг

Используемая литература:

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
  2. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
  3. Е.А. Трифонова«Развитие критического мышления «учебное пособие-хрестоматия)» в сборнике «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.
  4. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»?», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

  5. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

  6.  Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
  7. 3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Журнал «Логопед». – 2005. – №5.
  8.  Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
  9.  Шульгина Е.В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10.  Компьютерные интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...