Влияние пословиц и поговорок
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Гашинская Марина Александровна

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_poslovits_i_pogovorok.rar294.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 11 «Дельфин»  

 ВЛИЯНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА ОБОГАЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

учитель-логопед

 Гашинская М.  А.

2018 г.

В богатейшей сокровищнице русского устного поэтического творчества одно из значительных мест занимают пословицы и поговорки. Представляя собой лаконичные, выразительные глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности.
           Пословица – это краткое поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социальный, бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углублённой характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего его мира. Горький, подчёркивая, что «в простоте слова – самая великая мудрость», вместе с тем утверждал: «… пословицы всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

Поговорка является кратким образным изречением или сравнением, для которого характерна незавершённость умозаключения. Как писал В. И. Даль:
«… поговорка по народному определению – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольной, недоговаривает иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно намекает».  

    Между поговоркой и пословицей остаётся различие: пословица даёт широкое, отвлеченное обобщение, поговорка говорит о чем-то как о частичном явлении. Поговорка – это меткое выражение.

Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности.
          Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память
.

    Языковое пространство пословиц и поговорок довольно обширно. Народные изречения - превосходный материал для разных видов работы по изучению лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Пословицы и поговорки хорошо использовать в работе с дошкольниками для развития всех образовательных областей.  Здесь затрагивается развитие  мышления,  логики, памяти. Услышав пословицу, каждый малыш не только ее запоминает, и откладывает в своем подсознании, но и представляет себе окружающий мир по-другому, ровно так, как он был выражен в пословице.

Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию — прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной  деятельности детей, обогащения и уточнения их словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

Игра «Угадай пословицу».

За (какой?) головой, как за каменной стеной (умной, большой, старой).

(Какую?) дружбу  топором не разрубишь? (Верную, долгую, красивую).

(Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, весёлое).

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

Терпение и труд ... (все перетрут).

Дело мастера ... (боится).

Грамоте учиться ... (всегда пригодится).

Ученье — свет ... (а неученье — тьма).

Что посеешь ... (то и пожнешь).

Игра «Исправь ошибку»

Баба с возу, а хомут найдется  -  (кобыле легче)

Без труда не накинешь платок  -  (вынешь и рыбку из пруда)                                                                

Красна птица пером, да дураку досталась  - (а человек — умом)

Блиц опрос «Знатоки пословиц».

Он красен платежом. (Долг)

Приходит во время еды. (Аппетит)

Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)

Дорога к обеду. (Ложка)

По нему провожают. (Ум)

Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)

Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в  руках. (Синица)

Они считаются классической парой. (Сапоги)

Всему голова. (Хлеб)

У них нет товарищей. (Вкус и цвет)

Путеводитель до Киева. (Язык)

Им нельзя испортить кашу. (Масло)

Единица счета по осени. (Цыпленок)

Любитель кататься в масле. (Сыр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор пословиц и поговорок о Родине

Подбор пословиц  и  поговорок о Родине...

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

«Использование пословиц и поговорок в работе с дошкольниками»

Консультация для воспитателей«Использование пословиц и  поговорок в работе с дошкольниками»...

Презентация на тему "Русские пословицы и поговорки" (Музей "Русский парк", музей "Пословиц и поговорок", г.Переславль-Залесский)

Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками....

Консультация для педагогов и родителей «Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей »

Консультация для педагогов и родителей«Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей »...