Использование сказкотерапии в работе логопеда ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Щукина Елена Сергеевна

  Использование сказок на занятиях учителя-логопеда способствует совершенствованию звуковой стороны речи, её выразительности; расширению словарного запаса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_statya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии в работе логопеда ДОУ.

Актуальность

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно обновление содержания и технологий обучения.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровье сберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное.

Как подтверждение этому, результаты проведенного анкетирования детей подготовительных групп, которые показали, что они охотнее предпочтут игру на планшете – прогулке с друзьями (67 % и 6 %), 25 % просидят у экранов телевизоров, и только 2 % с удовольствием послушают сказку на ночь.

Для того, чтобы привлечь детей и их родителей к чтению сказок и тем самым пробудить такие чувства как преданность, сочувствие, смелость, самопожертвование, мы решили на базе нашего учреждения реализовать краткосрочный проект и познакомить семьи наших воспитанников с удивительными произведениями Сергея Алексеевича Воронина.

На российском телеканале «Спас», вышел увлекательный проект «Тайны сказок с Анной Ковальчук», на котором мы впервые открыли для себя его сказки.

Цель:

Формирование духовно-нравственных и социально - патриотических ценностей у детей в процессе чтения сказок С.А. Воронина.

Задачи:

  1. Создавать условия для знакомства детей со сказками С.А. Воронина;
  2. Развивать речевую активность детей через составление рассказов по иллюстрациям к сказкам «Храбрый клоун», «Добрая раковина» и др.;
  3. Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок как своё собственное;
  4. Приобщать дошкольников к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;
  5. Использовать подвижные игр и спортивные досуги, как средство воспитания патриотизма, с опорой на сказочный сюжет.
  6. Развивать интерес к сказкам Сергея Воронина через музыкально-театрализованную деятельность;
  7. Вовлекать детей и их родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость их совместного творчества.

Для реализации поставленных задач, в течение двухнедельного срока, нами были проведены следующие мероприятия:

  • проведено анкетирование «Наши любимые увлечения» среди дошкольников подготовительных групп;
  • размещена информация в приемных групп №7 и №10 по теме: «Добрые сказки Сергея Воронина»;
  • представлена презентация «Храбрый клоун», в ходе которой дети познакомились с биографией Сергея Воронина и его произведениями;
  • знакомство со сказками: «Добрая раковина», «Храбрый клоун», «Воинственный Жако», «Тайна боевого кузнечика», «Факел и часы», «Голая лягушка» и т д.
  • рассматривание иллюстраций художников к сказкам С. Воронина;
  • просмотр мультфильмов: «В старом сундуке», «Факел и балерина»;
  • проведены дидактические игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кого не хватает?» - определить недостающего героя сказки, «Кто спрятался?» - узнать героя по силуэту; сюжетные и подвижные игры на физкультурных и музыкальных занятиях;
  • с детьми разучен «Танец с веерами» (танец солдата и куклы Светланы к сказке «Храбрый клоун»);
  • изготовлены костюмы для героев сказок Сергея Воронина.
  • создан «уютный дом» для книг;
  • проведена выставка рисунков: «Мои иллюстрации к добрым сказкам»;
  • оформлены лепбуки: «Добрые сказки Сергея Воронина» с привлечением родителей;
  • проведено развлечение с использованием театральных игр и викторины: «В гостях у сказки».

На протяжении всего проекта, родители проявили явную заинтересованность и интерес к творчеству Сергея Воронина, и с удовольствием приняли активное участие на всех этапах взаимодействия.

  Использование сказок на занятиях учителя-логопеда способствовало совершенствованию звуковой стороны речи, её выразительности; расширению словарного запаса. Так при составлении рассказов по иллюстрациям к сказке «Добрая раковина» на занятиях по закреплению звука Ш, дети с увлечением придумывали язык моря, и его ответы мальчику Грише, который мечтал найти раковину.

Применение приемов сказкотерапии, с использованием сюжета сказки «Храбрый клоун», помогли педагогу-психологу разобраться со страхами и тревогами детей, связанными с проблемами в семьях, с будущим поступлением в школу, с неуверенностью, неумением разрешать конфликтные ситуации в группах.

На музыкальных занятиях дети стали менее застенчивы, так в процессе разучивания танца мальчики легко перевоплощались в храбрых солдат, а девочки становились прекрасными куклами.

На занятиях по физической культуре мальчики проявили прекрасные качества взаимовыручки и слаженной работы в команде. Предложенные эстафеты не только побуждали ребят к победе, они помогли понять, что только совместная работа в команде и взаимовыручка, поможет им достичь наивысшего результата.

 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами социального и нравственного развития старших дошкольников, но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

В дальнейшем мы планируем продолжать взаимодействие со специалистами МБДОУ №17 города Нерюнгри Нерюнгринского района по использованию сказок С. Воронина в разнообразных видах коррекционно-развивающей деятельности: отводя особую роль повышению уровня образования и просвещения родителей, воспитанию духовно-нравственных и патриотических чувств у детей по средству сказок, разъяснению значения семейного чтения для развития гармоничной личности ребенка.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного духовно - нравственного, социально-патриотического, коммуникативного и эмоционального развития старших дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотреапии (ч. 1) // Школьный психолог. – 2001. - №25. – С. 5-12.

2. Сидорова Л. А. Влияние русских, чувашских и английских народных сказок на нравственное воспитание детей дошкольного возраста// Вестник ЧГПУ. – 2001. – 518. – С. 76-80.

3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психолгические техники: сказкотерапия. – СПб.: издательство ДНК, 2001. – 152.

4. https://infourok.ru/skazkoterapiya-i-ee-primenenie-v-logopedii-638050.html

5. https://scienceforum.ru/2013/article/2013005711


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии в работе с проблемой нежелания ребёнка идти в детский сад.

Сказки любят все дети. В своей работе я часто использую терапевтические сказки с целью помочь детям  в решении их проблем.  Терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы п...

"Использование сказкотерапии в работе логопеда"

Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием реч...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...

Презентация "Использование сказкотерапии в работе логопеда"

Уважаемые коллеги, хочу поделиться как можно использовать приемы сказок в нашей нелегкой, но интересной работе. Какие задачи ставлю перед собой и воспитанниками. Какие формы сказок использую....

Конкурс "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда"

Педагог всегда стремится помочь развиться личности ребёнка. Чтобы этот процесс проходил естественно, нельзя "выдергивать" ребенка из привычной ему среды, мы лишь можем постараться применить эту среду ...

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дош...