Сказкотерапия в работе логопеда
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последнее время значительно увеличивается число детей с ОВЗ, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику.
Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности. Метод сказкотерапии
Возможности сказок огромны: рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи.
Целью сказкотерапии в коррекционной работе логопеда является: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоциональной сферы дошкольников. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Широко используются в логопедической работе логосказки . Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения ).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок : 1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики). 2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков). 3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков). 4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий). 5. Сказки, способствующие формированию связной речи. 6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Артикуляционные сказки Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания. В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Пальчиковые логопедические сказки
Фонетические сказки Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук. Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания. Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком. Например, найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет. Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.
Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса. Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка « Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым. Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь») Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель. - Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.) По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД. Лексико – грамматические сказки
Сказки для обучения грамоте Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.
Логосказка «Гласные и согласные буквы» Однажды задумались девочка и мальчик: «Как же так, у нас есть дом, у птиц, зверей тоже: у кого дупло, у кого гнездо, у кого берлога, а у наших песенок-звуков нет». Думали-думали и придумали: «Смастерим-ка мы звукам домики!» И начали они строить дома из карандашей и веревочек, из косточек, семечек, пуговиц. (Взрослый и ребёнок, а затем ребёнок самостоятельно выкладывает из подручного материала буквы. По ходу рассказывания гласные буквы кладутся на ладонь девочки, согласные – на ладонь мальчика.) Буквы А да И друзья сделали из трех карандашей: букву А – как шалашик с перекладиной. Букву И – к двум столбикам положили карандашик наискосок. Для букв У и Ы взяли по два карандаша. Для буквы У смастерили домик, похожий на дерево с сучком. А букве Ы к одной палочке приложили веревочку в виде уха, вторую палочку поставили рядышком для надежности. Букву О выложили из абрикосовых косточек. Букву Э смастерили из кусочка шнурка в виде уха, потом приделали к нему палочку – домик готов. И т.д. Мальчик с девочкой были очень дружными, поэтому пусть и буквы подружатся: давайте пропоем звуки, которые живут в этих домиках-буквах, без остановки, соединим, как крепко соединены руки девочки и мальчика. Если встречаются согласные буквы, а за ними буква И (или двухзвучные (йотированные) гласные буквы), при звуковом анализе мальчику прикладываем круг-лицо зеленого цвета (как обозначение мягкого согласного звука). Ведь двухзвучные гласные буквы (ЕЁЮЯ) и буква И – «волшебницы» и превращают предыдущий согласный в мягкий.
Сказки, способствующие формированию связной речи Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетов, придумыванию сказок, сказочных историй. Основными приемами сказкотерапии при формировании связной речи являются: - Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению. - Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?» - Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг. - Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование сказкотерапии в работе логопеда"
Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием реч...

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Презентация "Использование сказкотерапии в работе логопеда"
Уважаемые коллеги, хочу поделиться как можно использовать приемы сказок в нашей нелегкой, но интересной работе. Какие задачи ставлю перед собой и воспитанниками. Какие формы сказок использую....

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Конкурс "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда"
Педагог всегда стремится помочь развиться личности ребёнка. Чтобы этот процесс проходил естественно, нельзя "выдергивать" ребенка из привычной ему среды, мы лишь можем постараться применить эту среду ...

Использование сказкотерапии в работе логопеда ДОУ.
Использование сказок на занятиях учителя-логопеда способствует совершенствованию звуковой стороны речи, её выразительности; расширению словарного запаса....

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...
