ЗИМА
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бутюгина Елена Олеговна

Развитие связной речи на материале лексико-семантической темы "Зима".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие в старшей         группе на тему:

ЗИМА

Тема: Зима.

.

Цель:  Развитие связной речи на материале лексико-семантической темы Зима.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о Зиме.
  2. Активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме Зима.
  3. Закрепить навык образования прилагательных от существительных.
  4. Обучение составлять рассказ с опорой на картинно-графический план.
  5. Обучение составлять рассказ по сюжетной картине.
  6. Развитие слухового внимания.

Оборудование: картина «Зимние забавы», сюжетные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Загадки: 

- Сядет тот, кто отгадает загадку.

  1. Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зима) 

  1. Лежало одеяло,
    Мягкое, белое,
    Солнце припекло,
    Одеяло потекло.  
    (снег)
  2. Покружилась звездочка
    В воздухе немножко,
    Села и растаяла
    На моей ладошке. (снежинка)
  3. Бел, да не сахар,
    Ног нет, а идет.  
    (снег)
  4. Он пушистый, серебристый,
    Но рукой его не тронь:
    Станет капелькою чистой,
    Как поймаешь на ладонь.
    (снег)
  5. И не снег, и не лед,
    А серебром деревья уберет. (иней)
  6. Прозрачен, как стекло,
    А не вставишь в окно.
    (лед)

  1.     Он из снега одного

Из морковки нос его

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ….. (снеговик)

  1.     Льется речка - мы лежим.
    Лед на речке - мы бежим
    . (коньки)
  2. Белая морковка зимой растет

Вниз головой  (сосулька)

  1. Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи)
  2. Всё лето стояли –

зимы ожидали,

Дождались зимы,

помчались с горы (Санки)

  1. А ну-ка, ребята,
    Кто угадает:
    На десятерых братьев

Двух шуб хватает.    (Варежки)

  1. Красногрудый, чернокрылый,
    Любит ягоды  клевать,
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять.    
    (снегирь)

- Скажите, ребята, приметы какого времени года мы сейчас разгадали? (снег,  лёд, иней, сосулька, снеговик, снегирь)

- Зимы.

  1. Обучающий этап

- Сегодня мы с вами будем говорить о ЗИМЕ, и будем учиться         составлять рассказ по картине о зимних развлечениях, забавах.

Беседа по картине.

- Посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы. Старайтесь отвечать полным предложением.»

  1. Какое время года наступило?         Наступила холодная зима. 

- Это и будет начало нашего рассказа.

  1. Что покрыто снегом?                  

Пушистый снег покрыл землю и деревья.

  1. Напомните мне, какой день зимний или летний? ясный или пасмурный?
  2. В этот ясный зимний день дети остались дома или вышли на прогулку?

В ясный зимний день дети вышли на прогулку (на снежную горку).

  1.  Во что одеты дети на прогулке?        Зачем?

Чтобы не замерзнуть дети надели теплые вещи: шубы, свитера, шапки, шарфы и варежки.

  1. Чем заняты дети? Как вы думаете, ребятам весело или грустно?

Ребята весело играют.

  1. На чем катаются дети?

Дети катаются с горы на санках и лыжах.  Мальчик едет на лыжах. Девочка катается на коньках по гладкому льду.

  1.  Кто стал кидать друг в друга снежками?

Задорные мальчики стали кидать друг в друга снежками.

  1. Как вы думаете, а снег липкий? Что ребята слепили из липкого снега?

Из липкого снега ребята слепили большого снеговика.

  1. Как вы думаете, зима веселое или тоскливое время года?

Зима веселое время года! – это и будет конец нашего рассказа.

- Ребята, о чем наш рассказ? Какое ему подойдёт название? (О зиме. Зимние забавы, Зима, Дети на горке …)

- Вы хорошо отвечали на вопросы, а теперь мы по цепочке соединим ваши ответы и  получится замечательный рассказ … (название).

Физкультминутка “Снежок”

Посмотри, как блестит         Поднимают руки вверх и плавно качают кистями рук.
Под ногами хрустит                 Топают ногами. 
Беленький снежок,                 
Постепенно опускаются на корточки.
Лёгкий, как пушок.                 Показывают руками, как идёт снег.
Дует, дует ветерок,                 Плавные движения рук вправо – влево.
И летит, летит снежок,         Плавные движения рук сверху вниз.
Закружился, заблестел,         Покружиться,
Над поляной полетел.         Плавно поднимая руки вверх – вниз.
А потом на землю пал.         Присесть,
До весны там пролежал.         Обнять колени

  1. Закрепляющий этап.

Игра «Лишнее слово»

- Я буду называть слова, а вы назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

Шуба, шарф, свитер, валенки                 (Валенки — обувь)

Декабрь, Январь. Февраль, Зима                 (Зима — время года)

Белка, заяц, медведь, синица                   (Синица — птица)

Коньки, лыжи, велосипед, санки                  (на велосипеде катаются летом)

Снегирь, свиристель, синица, ласточка            (Ласточка – улетает зимовать в жаркие страны)

Метель, пурга, вьюга, шторм                 (Шторм – бывает на море)

Игра «Кто больше назовет признаков»  

- Я назову слово, а вы подберите к нему как можно больше признаков

Ветер зимой какой? – колючий, холодный, сильный

Мороз какой?- трескучий, сильный

Деревья зимой какие?  - голые, белые, снежные

Воздух зимой какой? – свежий, морозный, холодный

Снег какой? – белый, холодный, скрипучий, блестящий, пушистый

Лёд какой? – прозрачный, скользкий, зеркальный, гладкий

Санки какие? – деревянные, быстрые

Снеговик какой? – толстый, снежный, белый

Игра «Составь словосочетание»

Зима и месяц   -   зимний месяц

Снег и зима  -  снежная зима

Зима и день -  зимний день

Гладь и лёд - гладкий лёд

Зима и одежда - зимняя одежда

Холод и лёд  -  холодный лёд

   Колючка и иголка  -  колючая иголка

Пух и снег   -  пушистый снег

Снег и горка  -  снежная горка

Сила и мороз  -  сильный мороз

Мороз и узор  -  морозный узор

Лед и дворец -  ледяной дворец

Избушка и заяц  - заячья избушка.

Серебро и сосульки  -  серебряные сосульки

  1. Итог  

- О каком времени года мы сегодня говорили? – о зиме.

- Чему мы научились? - Сегодня мы составляли рассказ по картине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....