Логопедическое пособие "Гласные буквы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Бондарева Маргарита Васильевна

Материал содержит описение и методику использования логопедического пособия "Гласные буквы" для старших дошкольнников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_posobie_bondareva_m.v._na_sayt.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный

Белгородского района Белгородской области»

Материалы для участия в районном конкурсе

«Логопедическая копилка»

в номинации «Мастерская учителя-логопеда,

учителя-дефектолога»

Логопедическое пособие

«Гласные буквы»

Выполнил:

учитель-логопед

Бондарева М.В.

п.Северный – 2018

Описание работы

Многофункциональное логопедическое пособие «Гласные буквы» состоит из 10 картинок с буквами изготовленных из различных материалов и 10 картинок- нашивок, которые соединяются между собой разъемными колечками. Это позволяет снять любую страницу и играть с ней отдельно. Закрывается книга завязыванием ленты. В книге все элементы съемные, что позволяет варьировать задания и варианты игры.

В нее входят 10 картинок - нашивок с изображением предметов, название которых начинающихся на эту букву (ананас, ель, еж, изба, олень, утята, мышь, экскаватор, юла, яблоко) которые крепятся к странице с помощью пуговиц. А картинки букв  крепятся к странице текстильной застежкой-липучкой.

Целевая аудитория: Предлагаемое пособие предназначено для подготовки к обучению грамоте. Данное пособие будет полезно педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям, имеющих детей дошкольного возраста, и всем творчески ориентированным людям. Пособие преназначено для использования на индивидуальном и фронтальном занятии с подгруппой детей.  По объему и содержанию учебного материала данная работа совпадает со стандартной программой детского сада, но по форме подачи материала отличается от нее.

Цель: Систематизировать знания детей о звуках и буквах с помощью многофункционального логопедического пособия «Гласные буквы» изготовленного из фетра.

Задачи: ознакомление с графическим образом гласных букв; развитие фонематического слуха, продолжать учить обозначать звуки [а,о,у,и,ы,э] буквами А,О,У,И,Ы,Э; развитие умения составлять звуковые схемы и звуковые модели слов; закрепление минимума понятий о гласных звуках и буквах;  расширение и активизация словарного запаса; развитие мелкой и общей моторики; развитие психических процессов у детей: восприятие, память, мышление; воспитание в детях порядочности, доброты, отзывчивости, чувства коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других; развитие умения пользоваться знаниями, приобретенными ранее; повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через многофункциональное логопедическое пособие «Гласные буквы»; закрепление у детей знаний об основных цветах; развитие у детей художественного вкуса, творческой активности, воображения, усидчивости, позитивной самооценки, рефлексии познавательных и творческих процессов.

Материалы и инструменты: Фетр простой разных цветов;
Клей высокой прочности прозрачный; Ножницы; Мелкие пуговицы; Нитки, иголки; Мел портновский; Бусины, бисер, тесьма, ленты, шнурки;
Картинки-нашивки с изображением предметов, начинающихся на нужную букву; 2 кольца сцепления страниц между собой, текстильная застежка- липучка

Актуальность:

Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с ТНР готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у  детей с речевой нормой. У детей с ТНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

В рамках комплексного логопедического воздействия мною было разработано Логопедическое пособие «Гласные буквы» из фетра.

Пособие вызывает заинтересованность детей новизной и большей доступностью материала, что способствует повышению результативности и успешности образовательного процесса. Помогает создавать благоприятную, комфортную атмосферу для партнерских отношений с детьми, развиваются индивидуальные речевые навыки, максимально инициируя использовать собственный опыт.

Правила игры:

В игре могут принимать участие от 1 до 3 игроков. Игроки выбирают себе по 3 страницы книги. Педагог предлагает игрокам выполнить задания:

  1. Выбери картинку-нашивку название которой начинается на букву, которая изображена на твоей странице на твоей странице.
  2. Сними картинки букв и выложи из них слоги АУ, УА, ИА…
  3. Закрой глаза и на ощупь определи, какая буква изображена на картинке.
  4. Отстегни картинки-нашивки и выложи их под соответствующими буквами.
  5. Придумай слово, которое начинается на заданную букву и определи сколько в слове слогов.
  6. Все картинки перепутались,  соотнести их с нужной буквой

Список используемой литературы:

  1. Автор: Трясина Юлия Евгеньевна, учитель - логопед, МКДОУ №18, челябинская область, город Миасс.
  2. Т.А. Ткаченко. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. ... 18ВМ 5-296-00127-3 © Ткаченко Т. А., 2000.
  3. А.И. Корнев. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.-1995.
  4. М.З. Кудрявцева, В.И. Городинова «Чтение и письмо» обучение, развитие, исправление недостатков СПб, М.-1995.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Логопедические упражнения. Буква - Р»

      Еще вчера ваш кроха забавно агукал, умиляя окружающих своей улыбкой. А уже сегодня он ходит в детский сад, да и школа уже не за горами. Возможно, он даже знает все, ну или ...

Групповое логопедическое занятие Буква У

Групповое логопедическое занятие Буква У...

Групповое логопедическое занятие Буква Ш

Групповое логопедическое занятие Буква Ш...

ООД в подготовительной логопедической группе "Буква Ч"

ООД с элементами здоровьесберегающих технологий....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"

                           Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...

Конспект занятия в логопедической группе "Буква Р"

1. Развивать фонематический слух.2. Знакомство с буквой Р.3. Чтение слогов и слов с буквой Р....