Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

                             Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза и анализа предложения с предлогом. Совершенствование                                           навыков конструирования и  печатания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_yoyo.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Буква Ёё.

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза и анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков конструирования и  печатания.

Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, общей и тонкой  моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, элементы  для составления буквы, контейнеры с палочками Кюизенера и конфетти,   «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, презентация.

Предварительная работа. Заучивание подвижной игры  «Дождик».

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, навыков ориентировки на плоскости, тонкой моторики.  Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.

Логопед встречает детей  и организует приветствие  с ними, предлагает детям занять места за столиками. На столе лежат контейнеры с палочками разной длины.

Логопед. Для того, чтобы узнать, чему сегодня посвящено наше занятие, вы должны выполнить моё первое задание.  Возьмите из контейнера по одной длинной палочке и положите её на стол перед собой вертикально.

Дети выполняют задание.

Логопед. Возьмите по одной короткой палочке и приложите её к длинной палочке справа вверху, расположив горизонтально.

Дети выполняют задание.

Логопед. Возьмите ещё по одной короткой палочке и приложите её к длинной палочке справа посередине, расположив её горизонтально.

Дети выполняют задание.

Логопед. Возьмите ещё по одной короткой палочке и приложите её к длинной палочке справа внизу, расположив горизонтально.

Дети выполняют задание.

Логопед. Возьмите два кружка конфетти и положите их над верхней короткой палочкой.

Дети выполняют задание.

Логопед. Что у вас получилось? Кто знаком с такой буквой?

Дети. Это буква Ё.

Логопед. Правильно. Какие элементы вам  понадобились?

Дети. Четыре палочки, одна длинная и три коротких, и два маленьких кружочка.

Логопед. Как вы их расположили?

Дети. Мы положили вертикально длинную палочку, а справа от неё одну под другой на одинаковом расстоянии горизонтально положили короткие палочки. Над верхней палочкой мы положили два кружочка.

Логопед. Молодцы. И получилась буква Ё,  с которой мы сегодня знакомимся.

Дети складывают палочки и кружочки в контейнеры. Логопед убирает контейнеры. 

  1. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ёё. Совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи.

Логопед раздаёт детям буквари.

Логопед. В верхней части правой  страницы справа вы видите букву Ёё. Это новая гласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Обратите внимание на то, что буква Ёё красного цвета и под ней не нарисованы кружки. О звуках, которые она обозначает, вы узнаете в школе.   Рядом с новой буквой вы видите картинку. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Ёж под ёлкою лежал

И от холода дрожал.

Логопед. Молодцы! Посмотрите внимательно, сколько букв Ё встречается в этом стихотворении.

Дети считают  буквы Ё.

Логопед. Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите на ней три предмета, в начале названий которых пишется буква ё.

Дети рассматривают картинку.

Дети. Ёжик, ёлка, ёрш.

Логопед. А теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.  

1-й ребёнок. Ёж.

2-й ребёнок. Ёжик.

3-й ребёнок.  Ведёт.

4-й ребёнок. Везёт.

Логопед. Верно. Теперь давайте прочитаем предложения под картинками.

4-й ребёнок. Мишка везёт мёд.

1-й ребёнок. Мишка ест мёд.

2-й ребёнок. Ёжик ведёт за собой ежат.

Логопед. А ты, Даша, прочитай, что написано на бочонке.

3-й ребёнок.  Мёд.

Логопед. Молодцы! И последнее задание. Какие буквы написаны в нижней части страницы?

Дети. С, е, з, ё, о, а.

Логопед. Молодцы. А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их. 

  1. Подвижное упражнение

«Дождик».

К нам на длинной тонкой ножке                 Прыжки на одной ноге на месте.

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!                        Выполняют ритмичные приседания.

Он пускает пузыри.                                     

Стали мокрыми кусты,                                 Руки вверх, потряхивания кистями.

Стали мокрыми цветы.                                 Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.

Мокрый серый воробей                                Встали, руки вдоль тела, потряхивания

 Сушит пёрышки скорей.                              кистями. 

  1. Рассказ по серии картинок «Ёжик». Развитие навыка составления рассказа по серии картинок.

Логопед предлагает детям открыть буквари.

Логопед. Давайте рассмотрим картинки на странице справа. По каждой картинке вы должны составить по одному предложению так, чтобы получился рассказ.

1-й ребёнок. Мальчики гуляли в лесу и увидели под ёлкой ежа.

2-й ребёнок. Они закатили ежа палкой в бейсболку и понесли домой.

3-й ребёнок.  По дороге они решили, где поселить ежа.

4-й ребёнок. Дома они налили ежу молока и стали смотреть, как он ест.

Логопед. Как вы думаете, мальчики правильно поступили, взяв ежа домой?

Дети. Нет. Диких животных нельзя уносить из леса.

Логопед. Давайте составим последнее предложение нашего рассказа.

Дети. Потом мальчики отпустили ежа обратно в лес.

Логопед. Вот теперь у нас получился отличный  рассказ. Закройте буквари.  

Логопед убирает буквари.

  1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»

Дождь по лужам звонко скачет,                 «Здороваются» большие пальцы рук, потом

                                                указательные, потом средние, затем безымянные.

Целый день сегодня плачет,                       «Здороваются» мизинцы, потом безымянные

                                                     пальцы, потом средние, затем указательные.

Наклонил цветы и травы,                           Пальцы «здороваются», начиная с больших.

Стали полными канавы,                             Пальцы «здороваются», начиная с мизинцев.

Намочил он всё подряд.                             Ритмичные хлопки ладонями по столу.

Ну – ка, дождь, полей ребят!                     Беспорядочные удары пальцами по столу.

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, навыков печатания.

Логопед раздаёт детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Логопед. Что вы видите в верхней части страницы?

Дети. Букву Ёё, ёжика и ёлку.

Логопед. Верно. Раскрасьте большую и маленькую букву Ёё. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Красный.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.

Дети выполняют задание.

Логопед. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ё. Сначала пишем сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки. Напишите четыре больших буквы и три маленьких по точкам. Слова и предложение вы будем писать потом. Закройте тетради.

Дети выполняют задание. Логопед контролирует выполнение задания.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.

Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

ТЕМА: «Скоро в школу» (занятие по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы).

ТЕМА:«Скоро в школу» (занятие по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы).      ЦЕЛИ:Закрепить умение детей выделять предложение из текста. ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Конспект занятия по обучению грамоте «Скоро в школу»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе«Скоро в школу»...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте "Скоро в школу" в подготовительной группе для учителей СОШ № 16 в рамках обмена опытом

-  Учить составлять предложения по картинкам и записывать схему. Дать понятия о предлогах.- Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.- Закрепить умение определять первое пред...

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа

Конспект  занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...