Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте "Скоро в школу" в подготовительной группе для учителей СОШ № 16 в рамках обмена опытом
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Данилова Наталья Леонидовна

-  Учить составлять предложения по картинкам и записывать схему. Дать понятия о предлогах.

- Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

- Закрепить умение определять первое предложение, находить самое короткое предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Конспект занятия

                    по обучению грамоте в подготовительной группе

                      тема: «Скоро в школу»

Программное  содержание:

-  Учить составлять предложения по картинкам и записывать схему. Дать понятия о предлогах.

- Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

- Закрепить умение определять первое предложение, находить самое короткое предложение.

- Закрепить понятие о предложении; умение делить их на слова,  называть предложения  по порядку.

- Продолжить работу по формированию знаний о гласных и согласных звуках. Складывать слова по слогам. Совершенствовать навык печатания слогов.

- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов, находить длинные и короткие слова.

- Формировать умение составлять схему слова, используя цветовое обозначение.

- Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, мыслительную активность.

Способствовать развитию навыков учебной деятельности.

Активация словаря: слоги, звуки, двойные гласные, предлоги.

Предварительная работа с детьми:  работа по программе  «Школа 2100», составление предложений по картинкам, деление слов на слоги, печатание слогов.

Предварительная работа воспитателя: изучение методической литературы «Школа 2100»; Шаехова «Ступеньки к творчеству», Фомичева «Звуковая культура речи». Подобрать картинки, загадки, карточки со слогами, буквами.

Ход занятия:  1.

 а) Воспитатель: Ребята все мы с вами умеем разговаривать, рассказывать сказки, общаемся во время игры, беседуем на занятии, т. е. мы строим свою речь. Речь наша состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Сейчас я вам зачитаю короткий рассказ, а вы внимательно слушайте. Потом мне скажите, о ком и о чем идет речь в рассказе.

- «Пете пять лет. Мама купила Пете машину. Петя рад. К Пете пришли дети. Они дружно играли.»

Вопросы:

- О ком идет речь в этом рассказе?

- Кто купил Пете машину?

- Петя был рад?

- Кто пришел к Пете?

- Как играли дети?

Молодцы ребята, вы правильно ответили,  поняли о чем идет речь в рассказе. Он состоит из нескольких предложений. Послушайте рассказ еще раз и определите: первое предложение в рассказе и самое короткое предложение. (Читаю)

Вопросы:

- Какое предложение первое?

-Сколько слов в этом предложении?

-Какое предложение самое короткое?

- Сколько в нем слов?

Молодцы, правильно ответили.  

б) Каждое предложение, даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Сейчас я вам назову предложения, а вы назовите, сколько слов в предложении и покажите соответствующую схему. А к доске идет Диана и запишет схемы этих предложений.

     Кот ловит рыбу.  Заяц ест вкусную морковку.  Наступила весна. Тишина.            

в) А сейчас нужно составить предложения по картинкам, назвать слова по порядку и показать схему предложения. (воспитатель раздала всем по картинке, работа детей за столами)

       Мы составляли разные предложения, короткие и длинные, состоящие из одного и более слов

г) Слова тоже бывают разные, длинные и короткие. Сейчас я вас познакомлю с самыми короткими словами, которые называются предлоги.

Бабочка летает над цветком. Слово «над» - самое короткое слово в предложении – это предлог.

Синичка сидит на ветке. «На» - короткое слово в этом предложении – это предлог.

Физминутка: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру:

        «Моя тетушка живет в Бразилии»

2. Мы с вами повторили, что такое предложение и из чего оно состоит.

    а) А сейчас послушайте  стихотворение  про слова:

        Мяч – это слово веселое,

        Кирпич – это слово тяжелое,

        Корова – это слово рогатое,

        А слово арбуз – полосатое,

        Прохладное слово – мороженое,

        Друг – это слово – надежное.

Посмотрите на эти картинки. – « Кто это? »(лиса, белка).

- Послушайте, как я произношу это слово: «бел-ка». Произнесите так же. Сколько частей в слове?  Правильно два. Мы с вами разделили слово на слоги.  Назовите первый и второй слоги.   (То же со словом «лиса» )

б) А сейчас я вам загадаю загадки, вы должны их не только отгадать, но и разделить слова на части, т. е. на слоги.

        Не идет, не скачет,

                               А плывет и плачет.          (Туча)

        Кто меняет молоко на сено?

                                                                                 (Корова)

        К «своим» ласкается,

        На «чужих» ругается,

        В своем же теремочке

        Сидит на замочке.

        ( Собака)

У них усы, не для красы-

        Они показывают время

        И называются… (Часы)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.     (Лук)

в) Обратите внимание, ребята, что слово «лук» состоит из одной части. Посмотрите на картинки. Кто это? «Коза, бусы, ворона, корова, лук, гусь». Назовите  слова в которых два слога (коза, бусы). Три слога (корова, ворона). Один слог (лук, гусь).

Давайте поиграем в слова.   Игра называется : «Наоборот»                           (игра проводится с мячом, дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга) 

Белый - черный.                                  Злой - добрый

Длинный – короткий.                        Низкий - высокий

Холодный – горячий                          Мокрый - сухой

Мягкий – жесткий                           Острый - тупой

Толстый – тонкий                            Гладкий – колючий                                    

Радостный – грустный                        Тяжелый – легкий

Грязный – чистый                                Жидкий – густой.

3. а) Мы с вами повторили, что слова, как и предложения, бывают длинные и короткие. Слова состоят из частей, т. е. слогов. Сейчас я вам буду называть слоги, а вы их напечатаете на листочках.

        Ма, ло, ли, ны, са, ру, па, ту, си, ко, фы, ха, ву, ча, ве, хе                                

б) Все слоги состоят из звуков – гласных и согласных. Давайте вспомним гласные звуки:   А, У, О,  Ы,  И,  Э.    Еще есть гласные буквы:  Ю, Я, Е.       Кто помнит какие здесь звуки? Да здесь двойные гласные звуки. Из каких звуков состоит буква – Ю. Да из звуков:  Й – У. (то же с буквами Я, Е)         У каждого звука есть свой домик. Какого цвета домики гласных звуков? (красного).  У согласных?  (синего).

в) Слоги состоят из звуков. Из слогов мы составляем слова. Посмотрите какое слово составлено у меня: ру-ка. У вас на столе есть квадратики – домики звуков. Разложите их по порядку, как составлено слово.                        Следующее слово: «мыло», «сорока».

     Молодцы ребята, сегодня на занятии вы все хорошо и активно поработали.

    Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по декоративной аппликации для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода»

Конспект интегрированного занятия по декаративной аппликации (ДЕКУПАЖ) для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода» будет интересен воспитателям....

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"

Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме "Насекомые" для подготовительной группы ДОУ

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ ...

Конспект интегрированного занятия по обучению плаванию для детей подготовительного к школе возраста на тему: "В поисках золотой рыбки".

Одной из главных  задач данного занятия, кроме обучающих и развивающих - это доставить детям радость и создать хорошее настроение....