Мир на кончиках пальцев
методическая разработка по теме

Королева Елена Валерьевна

Ни для кого не секрет, что развивая мелкую моторику, мы развиваем и речь. Не зря говорят, что мир находится на кончиках пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум

Тема: «Пальчиковый игротренинг» - использование нетрадиционных игровых приемов с детьми в домашних условиях.                                                                                    

  Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.                                                                                                      

   Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе а артикуляционной в специально отведенное в течение дня время. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально – приятным, неутомительным и динамичным. С большим  увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики – музыканты», «пальчики – фокусники», «пальчики – путешественники» и т.п.       Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.                                                                                        

Практикум для родителей                                                                

        Цели:                                                                                                  *Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.                                                                 *Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей. *Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

       Метод проведения: имитационная игра.                                                   Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.

        Самомассаж  кистей и пальцев рук                                                           Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.                                                                                1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.                    Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.                                                                             Я возьму зубную щетку чтоб погладить пальчики.                                                                        Станьте ловкими скорей  пальчики - удальчики.                                                                                      

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками – ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.                                                                                                      Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.                                                                                    Взад – вперед его качу, вправо – влево – как хочу.                               Сверху левой, снизу – правой ,я его катаю, браво.                                          

3. Массаж шестигранными карандашами.                                                 Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя- тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.                                                                                                        Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.                         Непременно каждый пальчик быть послушным научу.                                

4. Массаж грецкими орехами.                                                                        Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.                                                                                               Научились два ореха меду пальцами катать.                                                 Это в школе нам поможет буквы ровные писать.                                            

5. Массаж «четками».                                                                       Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).                                   Дома я одна скучала, бусы мамины достала.                                              Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.                                    

Пальчиковый тренинг                                                                                    1. «Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.  

2.«Кус- кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки» на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.                                                                                                

3.«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.                                              

4.«Прогулка» - с помощью подставки под горячее (решетка) «ходить» указательным и средним пальцами по рейкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.                                                                                                      

5. «Лыжники» - «вставлять» в углубления больших пуговиц указательный и  средний пальцы, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.                                                                                                                    

6. «Волшебные превращения веревочки»  - из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.      

7. «Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.                                     Слоги:                                                                                                                ша-шо-шу-ши- ше;                                                                                         шко- шка- шку- шки- шке;                                                                               аш- ош- уш- иш- еш;                                                                                       шта- што- шту- шти- ште;                                                             Чистоговорки:                                                                                                   ша- ша –ша – в доме у нас Маша;                                                                  шо-шо-шо –Маша ведет себя хорошо;                                                           шу-шу-шу –на руках ее ношу;                                                                         ши-ши-ши – калоши у Маши очень хороши.                              Стихотворение:                                                                                             Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:                                                  Кошку, матрешку, шишку, мартышку.                                                   Мишку, машинку, пушку, зайчишку.                                                         Шар, неваляшку, катушку, лягушку.                                                          

8.«Мой веселый мяч – прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно»,  одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.               Трудно мячик мне вести прямо по дорожке.                                                 Так и хочется ему спрятаться в ладошке.                                                          

9. «Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).                                                                                          

10.«Рисование» - рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.                                                                                              

Тренируйте пальчики! Станет рука сильной.                                          Головушка умной, а речь красивой.                                                            

Итог практикума                                                                                                  В ходе практического применения нетрадиционных игр вместе с родителями и детьми выясняется:                                                                     1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:                                       * развивают мелкую моторику рук;                                                                    * стимулируют речевое развитие;                                                                       * повышают работоспособность головного мозга;                                            * оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.                                                                                                               2. Необходимость использования пальчиковой игры- тренинга не только в детском саду, но и дома.                                                                                      3. В детском саду родители могут получить консультации логопеда по практическому применению пальчиковых игр и упражнений, по развитию мелкой моторики пальцев рук, по использованию разнообразного нетрадиционного материала для самомассажа кистей рук.                            

Список использованной и рекомендуемой литературы   

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2003.                                                                                    2. Белкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Ярославль, 1998.          3.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб, 2001.                           4. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи //  Дефектология. 1999. № 4.                                                  5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.,1999.                                    6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.               7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.                                      8. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. СПб., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...