Семинар-практикум для родителей о развитии фонематического слуха у детей.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Лапенко Галина Николаевна

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей»

Слайд 2

Ошибки при письме: 1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот ( «томик» вместо «домик» , « удюг » вместо «утюг» ) 2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот ( « ден» вместо «день» , « клюмба » вместо «клумба») 3. Замены свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) ( «сапка» вместо «шапка» , « сапля » вместо «цапля» и т. д.). 4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р'], [л], [л']) и [й] ( « глачи » вместо «грачи» , « гойка » вместо «горка» и т. д.).

Слайд 3

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Один – физический. (Неречевой слух). Второй слух – музыкальный. Третий – речевой.

Слайд 4

Как и когда он формируется у детей фонематический слух ? Первый год жизни: ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам. Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку . Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам. Шесть месяцев: различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова .

Слайд 5

К 2 годам ребенок должен хорошо различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития фонематического слуха. В словах появляются стойкие звуковые замены. К 2 годам 6 месяцам ребенок должен хорошо различать слова-паронимы (отличающиеся одним звуком: «почка-бочка», «коза-коса» и др.). К 3 годам у ребенка начинают появляться речевые кинестезии – ощущение от движения органов артикуляции. Начинается момент осознания управления органами артикуляции. Ребенок начинает различать не только слова-паронимы, но и слова, близкие по произношению (« уши-ужи»).

Слайд 6

Четвертый год жизни: фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза . Пятый год жизни: формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Таким образом, к 5 годам ребенок начинает развивать свою речь с помощью письма и чтения.

Слайд 7

фонематический слух -это врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. фонематическое восприятие -это умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Слайд 8

Развитие фонематического слуха. Пять основных этапов данной работы: - узнавание неречевых звуков; -различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов , слов, фраз; -различение близких по звуковому составу слов; -различение слогов; -различение фонем.

Слайд 9

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков . «Что поет?». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал . «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку . «Угадай, что я делаю?» Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей.

Слайд 10

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука. « Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения. « Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот. «Узнай по голосу». В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы , например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Слайд 11

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа- сляпа -кляпа.

Слайд 12

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов. «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та- тя ). «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача правильно повторить то, что он услышал( ша-ша-жа ). «Какое слово не подходит?» Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: Шар – жар – веник – пар Каток – моток – поток – дым Каша — гном – Маша – Даша. «Простукай слово». Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло -па-та, шап -ка, мо - ло -ток и т.д.

Слайд 13

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл. Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин). «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы. Игры с карточками . Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР , матРос . «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Слайд 14

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами: Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Повторяйте упражнения. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. П ри проведении занятий лучше выбирать игровую форму. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Слайд 15

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей

Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи —понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Проблема развития у детей фонематическог...

Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...

Советы родителям по развитию фонематического слуха у детей

Фонематический слух- что это такое? И как правильно его развивать?...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Развитие фонематического слуха и формирование правильного произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями через игры с мячом»

Цел              Цель семинара - практикума: представление опыта работы по развитию фонематического слуха  и закреплению правильного произношения звуков у ...

Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

В рекомендациях для родителей по развитию фонематического слуха у детей освещены теоретические вопросы, тот минимум информации, который необходим родителю для работы с ребенком дома, а также представл...