Советы родителям по развитию фонематического слуха у детей
консультация по логопедии

Казакова Любовь Ивановна

Фонематический слух- что это такое? И как правильно его развивать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx590.15 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У ДЕТЕЙ

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, их которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

                Маленький ребенок не умеет правильно управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать речевой слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания

«ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ». Ребенку дают в руку два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игры для развития фонематического слуха

«ТАК ЛИ ЭТО ЗВУЧИТ?». Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучит сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук-луг, роса-роза, плод-плот, дрова-трава.

«ЗВУКОВЫЕ ПЕСЕНКИ». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу, ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй.

«КТО ПЕРВЫЙ?». Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного: А, О, У, И. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например, «У-У-Удочка»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей

Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...

Семинар-практикум для родителей о развитии фонематического слуха у детей.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематически...

Звук Р - практические советы родителям по развитию фонематического слуха.

Звук Р- самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным прогова­риванием этого звука в речи ребёнка. Это или ротацизм- неправил...

Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...

Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей

В рекомендациях для родителей по развитию фонематического слуха у детей освещены теоретические вопросы, тот минимум информации, который необходим родителю для работы с ребенком дома, а также представл...