Рабочая программа учителя - логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Мартынова Оксана Николаевна

Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков фонематической стороны речи.

Задачи:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонематические слух, восприятие, анализ, синтез, фонематическое представление);
  • обучить ребёнка произношению изолированных звуков и ввести их в речь;
  • развивать лексико-грамматический строй речи;
  • совершенствовать просодические компоненты речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Солнышко\Downloads\программа логопеда.JPG


Содержание

1.Целевой раздел           .          .          .          .          .          .          .

3

1.1.Пояснительная  записка        .          .          .          .          .

3

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы учителя-логопеда для воспитанников 5-7 лет    .          .

3

1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы учителя логопеда для воспитанников 5-7 лет      

3

1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики         .           .          .          .

4

1.2.Ожидаемые результаты  работы с воспитанниками – логопатами в соответствии с логопедическим заключением

6

2.Содержательный раздел     .          .          .           .          .          .

8

2.1.Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речи детей.     .           .          .          .

8

2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы          .          .          .          .

24

2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы

27

2.4.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ   .          .          .          .          .          .          .

29

2.5.Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников (законными представителями)    .

30

2.6.Иные характеристики          .          .          .          .          .

31

3.Организационныйраздел     .         .           .          .          .          .

35

3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы учителя-логопеда  .           .          .          .          .

35

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения      .          .          .          .          .          .

35

3.3.Циклограмма занятий          .          .          .          .          .

38

3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды логопункта           .          .          .          .          .          .

39


1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная  записка

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы логопеда

Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков фонематической стороны речи.

Задачи:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонематические слух, восприятие, анализ, синтез, фонематическое представление);
  • обучить ребёнка произношению изолированных звуков и ввести их в речь;
  • развивать лексико-грамматический строй речи;
  • совершенствовать просодические компоненты речи.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы логопеда для воспитанников 5-7 лет

Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

  • соблюдение интересов ребенка (принцип определяет позицию логопеда, который призван проводить коррекционную работу  с максимальной пользой для  ребенка);
  • принцип целостности и системности (отражает тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а развиваются в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии);
  • принцип доступности, последовательности и систематичности (заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения);
  • принцип индивидуализации (ориентирует на организацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями детей) и дифференциации обучения (выделения типологических особенностей детей и объединения их на этом основании в группы по уровню развития);
  • принцип развития психики в деятельности (ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду);
  • принцип формирования речевых навыков в условиях естественной речевой среды;
  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и чувственно-практической деятельности);
  • рекомендательный характер оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) воспитанников.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

Воспитанники с фонетическим недоразвитием речи

Фонетическое недоразвитие речи  (ФНР) – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

          Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искажённое произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

Воспитанники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

    

Фонетико-фонематическое недоразвитием речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детейс различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятияи произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

- замена звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявление речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задаржка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными.

Воспитанники  с общим недоразвитием речи III уровня

                Общее недоразвитие  речи (ОНР) – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, навык звукового анализа, словарь, грамматический строй речи, связная речь.

               Дети с ОНР  III уровня характеризуются появлением обиходной речи без грубых лексико – грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание в употреблении многих слов и недостаточно полнаясформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуковую наполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса р речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференциациях, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной ноге.


Воспитанники  с не резко выраженным общим недоразвитием речи

У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)  наблюдаются остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершён.

1.2.Ожидаемые результаты работы с воспитанниками – логопатами в соответствии с логопедическим заключением

Ожидаемыми результатами в работе с воспитанниками по коррекции речевых нарушений выступают целевые ориентиры, определённые ФГОС дошкольного образования:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в общении;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Ожидаемые результаты коррекции речевого нарушения

Логопедическое заключение

Дети умеют:

ФНР

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи;
  •  чётко дифференцировать все изученные звуки

ФФНР

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи;
  •  чётко дифференцировать все изученные звуки
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов

ОНР

  • понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую сторону слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными  и сложными предложениями, владеть навыками объединять их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных

НВОНР

  • свободно составлятьрассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причинами и следствиями, однородными членами предложения;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии фонетическими нормами русского языка;
  • владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи


2.Содержательный раздел

2.1.Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речи детей.

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с воспитанниками

Система коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи осуществляется в следующих направлениях:

Направления деятельности

Мероприятия

Срок

Информационно-аналитическое

Диагностика проблем в речевом развитии дошкольников

Создание банка данных

3 раза в год

Планово-прогностическое

Составление индивидуальных коррекционных маршрутов

Прогнозирование этапов и сроков работы каждого ребёнка

В течение года

Организационно-исполнительское

Организация систематической работы по блокам:

  • диагностический
  • документарный
  • организационный
  • профилактической и консультативной работы с педагогами ДОУ
  • профилактической и консультативной работы с родителями (законными представителями)
  • профессиональной педагогической активности

В течение года

Контрольно-диагностическое

Диагностика достижений детей в звукопроизношении

Анализ реализации индивидуального коррекционного маршрута

Выявление проблем и внесение изменений в индивидуальный коррекционный маршрут

В течение года

Коррекционное

Реализация системы коррекционной работы с детьми 5-7 лет

Разработка соответствующих рекомендаций (индивидуально) для родителей (законных представителей)

Постоянно

Диагностическая работа

Вся коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе и предполагает систематическое  проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый. В личной карте воспитанника отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения воспитанника учителем-логопедом и другими педагогами ДОУ.

С целью раннего выявления проблем в речевом развитии проводится скрининговое обследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанников ДОУ. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющими речевые нарушения и направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме НОД (логопедических занятий) - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и формированию предпосылок к учебной деятельности. Обучение правильной речи требует регулярной, последовательной работы, которая позволяет сформировать у ребенка определенный динамический стереотип произношения звуков.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности воспитанников, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между воспитанниками.

К развивающему аспекту деятельности относятся задачи:

  • Развития мотивации к обучению
  • Профилактики нарушений устной и письменной речи, подготовка к обучению грамоте
  • Развитие самоконтроля  за своей речью
  • Развитие психических процессов, взаимосвязанных с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия, сенсомоторной координации, пространственных ориентировок наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются методические разработки Н.В. Микляевой, И.В.Блыскиной, Е.Н. Бардышевой, Т.Б. Моносовой, Л.А.Сиротюк, Р.Г. Бушляковой. разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

Индивидуальный план работы с воспитанником с ФНР

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

1. Подготовительный

Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

  • вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
  • развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
  • формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
  • укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

Обследование детей проводится с 1 по 15 учебный день.

Содержание деятельности в период обследования

День

Содержание работы

Знакомство с детьми в игре, беседе, наблюдение за ними с группе – в игре, в общении друг с другом.

Уточнение списочного состава

Знакомство с медицинской документацией

Знакомство детей с кабинетом, объяснение правил поведения в нём

Создание игровых ситуаций, побуждающих к общению

Обследование слухового и зрительного внимания

Обследование мелкой моторики и мимической мускулатуры

Показ игр по мелкой моторике, вызывание длительного выдоха в игре

Обследование состояния артикуляционного аппарата

Показ пособий по мелкой моторике

Приглашение родителей, заполнение речевых карт – сбор анамнеза беременности и родов

Обследование состояния звукопроизношения

Беседы с родителями: сбор анамнеза раннего развития, перенесённых заболеваний и развития речи

Обследование воспроизведения слоговой структуры речи

Показ игр по мелкой моторике

Составление экрана звукопроизношения

Обследование фонематических представлений

Показ игр на поддувание

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Обследование словоизменения

Показ упражнений для шеи и плеч

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Обследование по разделу «Словообразование»

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Обследование лексического запаса (обобщающие понятия)

Упражнения для шеи и плеч

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Обследование лексического запаса (антонимы, глагольный словарь, прилагательные)

Показ самомассажа лица и шеи

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Обследование понимания речи

Показ упражнений по мелкой моторике с предметами

Самомассаж лица и шеи

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Упражнения для шеи и плеч

Обследование связной речи

Показ упражнений на воспроизведение ритмов

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Самомассаж лица и шеи

 Уточнение диагнозов, консультации с врачами специалистами (по необходимости)

Выполнение упражнений для пальцев, шеи и плеч

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Самомассаж лица и шеи

Завершение обследования, подведение итогов, заполнение всех разделов речевых карт

Представление результатов обследования на ПМПК ДОУ

Составление перспективного и календарного планов

Выполнение упражнений для пальцев, шеи и плеч

Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха

Самомассаж лица и шеи

Подготовка и проведение родительского собрания

2. Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

  • устранение дефектного звукопроизношения;
  • развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков.

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).

3.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа исинтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

4.Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале

5.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:

  • лексические и грамматические упражнения;
  • нормализация просодической стороны речи;
  • обучение рассказыванию.


Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

для воспитанников с ФФНР

Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных  звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

 На занятиях осуществляется:    

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;  
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

  • выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
    закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м]— [м’], [н]— [н’], [п]— [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д]— [д’], [г]— [г’] и т.д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
  • постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б]— [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
  • В работе над произношением выделяется два этапа— собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения.  В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
  • Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.

Направления работы с воспитанниками – логопатами

в соответствии с логопедическим заключением

Логопедическое заключение

Направления работы

ФНР

1. Подготовить органы артикуляции к постановке звуков

2. Сформировать  правильную артикуляцию звуков

3. Автоматизировать  поставленные звуки в слогах, словах, предложениях

4. Дифференцировать  акустически сходные звуки

5. Развивать умение свободно владеть  поставленными звуками  в устной речи

ФФНР

1. Развивать фонематическое восприятие

2. Развивать психические функции

3. Подготовить органы артикуляции к постановке звуков

4. Формировать правильную артикуляцию звуков

5. Развивать моторные функции  

6. Автоматизировать  поставленные звуки  в слогах, словах, предложениях

7. Развивать способность различать  звуки  по акустическим признакам

8. Развивать умение  свободно владеть поставленными звуками  в устной речи

ОНР, НВОНР

1.Укрепить соматический и неврологический статус воспитанника

2.Развивать психические функции

3.В случае необходимости развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и сила голоса, интонационная выразительность)

4.Подготовить органы артикуляции для постановки дефектно произносимых звуков

5.Формировать правильную артикуляцию звуков

6.Развивать моторные функции  

7.Автоматизировать  поставленные звуки  в слогах, словах, предложениях

8.Развивать способность различать  звуки  по акустическим признакам

9.Формировать навык фонематических операций: анализа и синтеза

10.Развивать умение  свободно владеть поставленными звуками  в устной речи

11.Обогатить словарный запас, уточнить лексические значения слов, активизировать словарь предметов, признаков, действий; работать над использованием в речи антонимов и синонимов

12.Совершенствовать практическое употребление грамматических категорий

13.Формировать навыки диалогической и монологической речи

Тематический план коррекционно-развивающей образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе для воспитанников с НВОНР, ОНР

Месяц

Тема события

неделя

Лексическая тема групповой коррекционной деятельности

Сентябрь

День знаний

Обследование

1-4

Обследование воспитанников

Заполнение речевых карт

Октябрь

Осень

1

Овощи

2

Фрукты

3

Ягоды. Домашние заготовки

4

Осень. Деревья. Осенняя одежда

Ноябрь

Мой посёлок, моя страна, моя планета. День народного единства

1

Дикие животные

2

Дикие животные готовятся к зиме

3

Перелётные птицы

4

Зимующие птицы

Декабрь

Новый год

1

Домашние животные

2

Домашние животные и птицы и их детёныши

3

Зима. Зимняя одежда

4

Зимние забавы. Новый год

Январь

Зима

2

Человек. Части тела

3

Транспорт

4

Транспорт. Правила дорожного движения

Февраль

День защитника Отечества

1

Материалы и инструменты

2

Профессии

3

Защитники Отечества

4

Времена года. Календарь. Весна

Март

Международный женский день

1

Мамин день. Семья

2

Ранние признаки весны. Первоцветы

3

Электроприборы. Ателье

4

Весна в природе

Апрель

Весна

1

Труд людей весной

2

Космос

3

Возвращение птиц. Насекомые

4

Посуда. Продукты питания

Май

День Победы

Лето

1

Животные жарких стран

2

День Победы

3

Лето (До свидания детский сад, здравствуй школа!)


Перспективно-тематическое планирование логопедических занятий

по преодолению фонетико-фонематического нарушения (ФНР, ФФНР)

Группа №1. Свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Количество занятий в неделю: 2

месяц

недели

        1

2

3

4

5

сентябрь

Обследование речи детей

Обследование речи детей

1-2. Знакомство с артикуляционным аппаратом

3-4. Знакомство с комплексом арт. гимнастики для воспитания свистящих звуков.

октябрь

5-6. Постановка звука С твердого. Знакомство с правильной артикуляцией звука. Автоматизация С в прямых слогах и в начале слов с ними.

7-8. Постановка и автоматизация звука С твердого в прямых слогах в начале и середине слов с ними.

9-10.Автоматизация звука С твердого в слогах со стечением согласных в начале и середине слов.

11-12 Произнесение мягкого звука [сь] в слогах, словах, предложениях.

13-14. Произнесение мягкого звука [сь] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах.

ноябрь

15-16. Постановка и автоматизация звука З в слогах, словах.

 17-18. Автоматизациязвука 3 в    словах, предложениях.

19-20. Автоматизация [Зь] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.

21-22. Дифференциация звуков [С-Сь-З-Зь] в слогах, словах, предложениях.

Декабрь

23-24. Постановка звука Ц. Знакомство с правильной артикуляцией звука. Упражнения для постановки звука. Автоматизация Ц в прямых слогах и в словах с ними.

25-26 Автоматизация Ц в прямых и обратных слогах и в сломах сними.

27-28. Автоматизация Ц в прямых и обратных слогах и в словах с ними.

29-30. Дифференциация звуков

[С-Ц] в слогах, словах.предложениях, стихах.

31. Дифференциация звуков

 [C-Ц] в слогах, словах, предложениях.

Январь

32-33 Дифференциация звуков [C-Ц] в  предложениях, стихах, играх.

34-35. Дифференциация звуков[С-3-Ц] в связной речи, текстах.

Февраль

Работа по закреплению произношения звуков

март

апрель

май

Обследование речи детей

Группа №2. Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

Количество занятий в неделю: 2

месяц

недели

1

2

3

4

5

сентябрь

Обследование речи детей

Обследование речи детей

1-2. Знакомство с артикуляционным аппаратом

3-4. Знакомство с комплексом арт. гимпастики для воспитания шипящих звуков.

октябрь

5-6. Постановка звука Ш. Автоматизация в прямых слогах ША ШИ ШЕ ШУ ШО и в начале слов с ними.

7-8. Автоматизация в прямых слогах ША ШИ ШЕ ШУ ШО в начале и середине слов.

9-10. Автоматизация в прямых слогах ША ШИ ШЕ ШУ ШО в начале и

середине слов.

11-12. Автоматизация звука Ш в обратиыкслогах середине и на конце слог.

13-14. Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных в начале и середине слов.

ноябрь

15-16. Автоматизация звука Ш в предложениях, стихах, текстах.

17-18. Постановка звука Ж. Автоматизация в слогах, словах.

19-20. Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях, стихах.

21-22. Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах.

декабрь

23-24. Дифференциация звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте.

25-26. Автоматизация звуков Ш, Ж в связной речи, в пересказе

27-28. Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях.

29-30. Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, чистоговорках, скороговорках.

31-32. Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, скороговорках, стихах, текстах (пересказе).

январь

33-34. Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках, текстах (пересказе).

35-36. Дифференциация звуков 3-Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, играх.

37-38. Дифференциация звуков 3-Ж в словах, словосочетаниях, предложениях, играх

февраль

39-40.3акренление произношения     и     различения звуков   С-Ш-3-Ж    в    речевых играх,   предложениях,   текстах (пересказе).

41-42. Постановка и автоматизация Щ в слогах, словах, речевом материале

43-44. Дифференциация

звуков [Щ]-[С]-[Сь] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

45-46. Дифференциация

звуков [Щ]-[С]-[Сь] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

март

47-48. Звук и буква Ч. Автоматизация звука   в слогах, словах, предложениях, стихах

49-50. Звук и буква Ч. Автоматизация звука   В слогах, словах, предложениях, стихах.загадках.

51-52. Дифференциация звуков [Ц] - [Ч]

53-54. Дифференциация звуков | Ч]-[С]-[Сь| в разном речевом материале.

55-56.Дифференциация звуков [Ч]-[Т]-[Ть] в разном речевом материале.

апрель

57-58.Дифференци.ация звуков [Ч]-[Щ] в разном речевом материале

59-60. Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]-[Щ] в розном речевом  материале.

61-62. Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]-[Щ] в разном речевом  материале.

май

Обследование речи детей

Группа №3. Соноры Л, ЛЬ

Количество занятий в неделю: 2

месяц

недели

1

2

3

4

5

сентябрь

Обследование речи детей

Обследование речи детей

1-2. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

3-4. Знакомство с ком плексом арт. гимнастики - подготовительные упражнения к воспитанию звука Л (твердого).

октябрь

5-6. Разучивание подготовительных упражнении к воспитанию звука Л. Постановка звука Л.

7-8. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Л. Постановка твердого звука Л.Автоматизация звука Л в прямых слогах ЛА, ЛЫ, ЛЭ

9-10. Автоматизация звука Л в прямых слогах и в начале слов с ними.

11-12. Автоматизация звука Л в прямых слогах в середине слов.

13-14. Автоматизация звука Л в обратных слогах и в словах с ними (в конце и середине слов).

ноябрь

15-16. Закрепление звука Л в скороговорках, стихах, загадках, предложениях, чистоговорках.

17-18. Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных и в словах с ними (в конце и середине слов)

19-20. Закрепление звука Л в стихах, предложениях, скороговорках.

21-22. Закрепление звука Л в словах, скороговорках, предложениях, стихах, рассказе.

декабрь

23-24. Закрепление звука Л в словах, скороговорках, предложениях, стихах, рассказе.

25-26. Закрепление звука Л в словосочетаниях, стихах, загадках.

27-28. Закрепление звука Л в словосочетаниях, стихах.тексте.

29-30. Закрепление звука Л в связной речи.

31. Закрепление звука Л в связной речи.

январь

32-33. Автоматизация ЛЬ в слогах, словах, фразах, предложениях.

34-35. Автоматизация ЛЬ в слогах, словах, предложениях.

36-37. Автоматизация ЛЬ во фразах, словосочетаниях, стихотворных текстах.

февраль

38-39. Автоматизация    ЛЬ    в речевых      упражнениях      и играх.

40-41. Дифференциация звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах, предложениях.

42-43. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи,

44-45. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи.

март

46-47. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи.

48-49. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи.

50-51.Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи.

52-53. Закрепление звуков Л, ЛЬ в диалогической речи

54-55. Дифференциация звуков Л-В в слогах, словах, предложениях, скороговорках, чистоговорках,текстах

апрель

56-57. Дифференциация звуков Р-Л, РЬ-ЛЬ в слогах, словах, словосочетаниях, стихах.

58-59. Дифференциация звуков Р-Л, РЬ-ЛЬ в скороговорках.

60-61. Дифференциация звуков Р-Л, РЬ-ЛЬ в скороговорках.

май

Обследование речи детей

Группа №4. Соноры Р, РЬ

Количество занятий в неделю: 2

месяц

1

2

3

4

5

сентябрь

Обследование речи детей

Обследование речи детей

1-2. Знакомство с частями Артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р

3-4. Знакомство с правильной артикуляцией звука Р. Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью

октябрь

5-6. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Повторение артикуляции звука. Характеристика Звука Р Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью и по подражанию.

7-8. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью и по подражанию. Автоматизация звука Р в прямых слогах и в начале слов с ними

9-10. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью и по подражанию. Автоматизация звука Р в прямых слогах в начале и середине слов с ними

11-12. Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с ними (в конце, середине слов)

13-14 Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с ними (в середине слов). Автоматизация звука Рв слогах со стечением согласных -ТР, -ДР и в словах с ними.

ноябрь

15-16. Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных -ТР, -ДР, -КР, -ГР, -ПР, -БР, -СР, -ФР, -ВР, -ШР, -СТР, -ЗДР и в словах с ними (в начале и середине и на конце слов)

17-18. Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных -ТР, -ДР, -КР, -ГР, -ПР, -БР, -СР, -ФР, -ВР, -ШР, -СТР, -ЗДР и в словах с ними (в начале и середине и на конце слов). Закрепление звука Р в словосочетаниях, стихах,загадках.

19-20. Закрепление звука Р в словосочетаниях,стихах, тексте, скороговорках. Закрепление произношения звука Р в связной речи

21-22 Закрепление произношения звука Р в связной речи

декабрь

23-24. Закрепление произношения звука Р в связной речи

25-26. Закрепление произношения звука Р в связной речи

Постановка мягкого звука Рь. Автоматизация Рь в обратных слогах, словах, чистоговорках, предложениях

27-28. Автоматизация Рь в прямых слогах и слогах со стечением согласных, словах, чистоговорках, предложениях.

29-30. Автоматизация Рь в словах, чистоговорках, играх, скороговорках, загадках.

31. Автоматизация Рь в стихах, фразах, скороговорках, в связной речи.

январь

32-33. Дифференциация звуков Р-Рь в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах

34-35 Дифференциация звуков Р-Рь в словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах. Закрепление звуков Р-Рь в диалогической речи.

36-37. Закрепление звуков Р-Рь в диалогической и связной речи.

февраль

38-39. Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах, словосочетаниях, стихах

40-41. Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках.

42-43. Закрепление произношения звуков Р, Рь в связной речи.

44-45.Закрепление произношения звуков Р, Рь в связной речи.

март

Работа по закреплению произношения звуков

апрель

май

Обследование речи детей


2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

Формы реализации рабочей программы

Содержание

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1.Подготовка артикуляционного аппарата к звукопроизношению

Артикуляционные упражнения

Игровая ситуация

Артикуляционные упражнения

2.Постановка нарушенных звуков

Артикуляционная гимнастика

Упражнения

Игровая ситуация

 Упражнения

3.Автоматизация поставленных звуков в речи

Упражнения

Дидактические игры

Игровая ситуация

Заучивание стихов, потешек

Пересказ рассказов

Составление рассказов по серии картинок

Составление описательных рассказов, рассказов из личного опыта

Логопедический досуги, конкурсы

Инсценировка

Драматизация

Беседа

 Упражнения

Дидактические игры

4.Дифференциация поставленных звуков

Упражнения

Дидактические игры

Игровая ситуация

Заучивание стихов, потешек

Пересказ рассказов

Составление рассказов по серии картинок

Составление описательных рассказов, рассказов из личного опыта

Логопедический досуги, конкурсы

Инсценировка

Драматизация

Беседа

Упражнения

Дидактические игры

Способы и методы воспитания и обучения

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Методы:

Наглядные методы – это методы, которые наблюдаются детьми непосредственно, педагог применяет метод наблюдения или его разновидность: осмотр помещения, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, показ картин и фотографий, кинофильмов, мультфильмов. Опосредованные наглядные методы применяются для ознакомления с объектом, закрепления полученных знаний, формирования связной речи. Во всех этих процессах обязательно предполагается слово педагога, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждения педагога и детей, является наглядные предметы или явления.

Словесные методы применяются в основном с художественным словом. Логопед читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Использует и более сложные методы – заучивание наизусть, пересказ. Для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому для всех словесных методах применяют или наглядные прием обучения или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей.

Цель практических методов – обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения задач коррекции и развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольные инсценировки.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов служащих для решения дидактических задач (ознакомит с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

Прием – это элемент метода.

Наиболее распространены следующие словесные приемы: речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, заранее обработанная речевая (языковая) деятельность педагога. Образец должен быть доступен для повторения подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличит роль самостоятельности полезно сопровождать образец другими приемами – пояснениями, указаниями. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто, четко, громко, неторопливо.

Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания и закрепления поставленных звуков. Практикуется индивидуальное повторение ребенка, совместное повторение (педагога и ребенка или группы детей).

Объяснение – раскрытие учителем-логопедом сущности образа действия.

Указания – разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнения отличаются большой частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка раскрывающее степень усвоений знаний и речевых умений. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. Обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звуков и показ картинки, название одного слова и показ объекта им обозначенного.

В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов; интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно обозначенная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи.

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,  карты, модели, картины и др.);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы

Инициатива:

  1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин.  Руководящая роль в каких-либо  действиях. 
  2. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость. 
  3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
  4. Можно сказать инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.

Для развития инициативности нужно:

  1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
  2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
  3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
  4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  2. уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  3. поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  4. создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  5. при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  6. привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  7. создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  2. спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  3. создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  4. обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  5. поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  6. создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  7. при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  8. проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  9. презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

2.4.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ.

Достижение положительного результата коррекционно-развивающей деятельности предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности всех специалистов ДОУ. Только систематическое взаимодействие всех педагогов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает создание следующих условий:

  • Речевая среда, содержащая образцы использования языка как средства общения и познания
  • Организация детской деятельности, в которой активизируются процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные
  • Обогащение содержания самой детской деятельности, что составляет основу содержания речи
  • Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, прилагать волевые усилия для достижения цели, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

  •   учитель-логопед и воспитатель - педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ;
  •  учитель-логопед и старший воспитатель - помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ;
  •  учитель-логопед и медицинская сестра – сбор анамнестических данных, определение нагрузки наребенка;
  •  учитель-логопед и музыкальный руководитель - логоритмика,  музыкально-речевые игры;
  •  учитель-логопед и инструктор по физической культуре - двигательная активность, дыхательная гимнастика, совершенствование  мелкой моторики, координация речи с движением.


Обеспечение преемственности

в работе учителя-логопеда и педагогов

  1. Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития воспитанников
  2. Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции
  3. Оптимизация деятельности по профилактике речевых нарушений.
  4. Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
  5. Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников
  6. Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.

2.5.Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников (законными представителями)

Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

  1. Создание единого коррекционно-развивающего пространства
  2. Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
  3. Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
  4. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи

Формы работы с родителями

Формы

Виды

Цели

Индивидуальная

Первичная беседа

   Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Распределить обязанности между садом и семьей. Заполнение анкет и анамнеза.

Работа в течение года

   Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка.

Домашняя тетрадь

   Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Коллективная

Групповые собрания

   Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении.

Родительский стенд «Советы логопеда»

   Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста.

Родительский клуб «Родительская академия»

   Дать родителям теоретические и практические знания по какой-либо теме

(лекция + просмотр занятия).

   Обучить родителей формам совместной деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (артикуляционная, пальчиковая гимнастика…)

Организация речевых праздников

   Родители имеют возможность увидеть результаты работы с ребенком.

Анкетирование

   Выявление представлений родителей по какому-либо вопросу.

2.6.Иные характеристики.

Речевая карта воспитанника

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________

Возраст ребёнка _________________Домашний адрес ___________________________________

ФИО родителей (законных представителей)____________________________________________

Анамнез (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды) ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности раннего речевого развития_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности физического развития ребёнка____________________________________________

__________________________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

Губы ____________________язык, подъязычная уздечка __________________________________

Строение зубного ряда ______________________________________________________________

Прикус ____________________________Твёрдое нёбо ___________________________________

Мягкое нёбо______________________Саливация________________________________________

Обследование речи:

Общее звучание речи(темп, голос, дыхание)____________________________________________

Состояние словаря ________________________________________________________________

Соответствует ли словарь возрасту____________________________________________________

Правильно ли произносит слова или искажает___________________________________________

__________________________________________________________________________________

Состояние фразовой речи __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Говорит фразами или словами________________________________________________________

Правильно ли строит фразу___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Состояние связной  речи____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Слоговая структура слов: повтори слова: клубника________________тыква _______________

Аквариум__________________милиционер-регулировщик________________________________

Сковородка_______________космонавт__________________экскаватор_____________________

Звукопроизношение:

звонкие

свистящие

шипящие

в

б

д

г

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

соноры

заднеязычные

мягкие

л

ль

р

рь

й

к

кь

г

гь

х

хь

ть

дь

нь

Фонематическое восприятие:

выделение  заданного звука из ряда звуков, слогов, слов

«Т»-м,п,т,к,д,т,н,к,п,т

«П»-та,ма,па,та,ка,да,та

«К»-мак,паук,там,дом,кот,крот

произнесение слоговых рядов, слов с оппозиционными звуками:

па-ба – балка-палка

то-до – ток-дог

ба-па-ба – балка – палка - балка

ту-ду – тушь - душ

ту-ду-ту – тушь – душ - тушь

Фонематический анализ

Выделить первый звук в словах (Аня, утка, волк,зонт)____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделить последний звук в словах (шар,лес,столы, гора) _________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Выделить гласный звук в словах (мак,суп,нос,сыр) ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение:

Дата обследования ребёнка __________________________________________________________

Подпись учителя-логопеда __________________________________________________________

Дата начала занятий с учителем-логопедом ____________________________________________

Динамика речевого развития ребёнка__________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дата окончания занятий с логопедом___________________________________________________

Состояние речевого развития ребёнка по завершению занятий с учителем-логопедом_________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись учителя – логопеда__________________________________________________________

Индивидуальные образовательные маршруты воспитанников

На основе полученных данных обследования и логопедического заключения составляются индивидуальные образовательные маршруты воспитанников,в соответствии с которыми проводится коррекционная работа.

Примерный индивидуальный образовательный  маршрут:

ФИ ребёнка_______________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Возрастная группа: ______________________________________

Этапы работы:

I. Подготовительный этап

Задача: Подготовить ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

  • вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
  • развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
  • формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • развивать мелкую моторику.

II.  Формировать произносительные умения и навыки.

Задачи:

  • способствовать устранению дефектного звукопроизношения;
  • развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
  • формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.  Постановка звука  (способ постановки по подражанию, с механической помощью или смешанный).

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

  • ...

2.  Автоматизация  звука в слогах

3. Автоматизация звуков в словах

4. Автоматизация звуков в предложениях.

5. Дифференциация звуков: (слогах, словах, предложениях, если это необходимо)

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях)

III.  Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Развивать внимание, память, мышление на отработанном в произношении материале.

V. Развивать связную выразительную речь на базе правильно произносимых звуков. (Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию).


3.Организационныйраздел

3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы учителя-логопеда

Материально-технического обеспечения

  1. Настенное зеркало (1.5м - 0.5м)
  2. Детские столы
  3. Детские стулья
  4. Стол для логопеда
  5. Шкафы для пособий
  6. Коробки, папки для хранения пособий.
  7. Компьютер
  8. Магнитофон
  9. Ковровая дорожка
  10. Доска – мольберт
  11. Набор логопедических зондов
  12. Спирт медицинский.
  13. Вата стерильная.
  14. Одноразовые марлевые салфетки.

Количественные характеристики смотреть в паспорте логопункта.

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.

Программы и методические пособия

  1. Волкова Т.А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО // Журнал «Дошкольная педагогика», №5, 2015. – С. 48-52.
  2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. Ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
  3. Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год: Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014. – 80 с.
  4. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия. М.: Просвещение, 1998г.
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. -  М.:, Просвещение, 1985.
  6. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  7. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.
  8. Пожиленко  Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л. - СПб.:Каро, 2006.
  9. Пожиленко  Е.А.  Волшебный мир звуков. – М.: Владос, 1999.
  10. Комплексная диагностика детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие /Под ред. Стребелевой Е.А. - М., 2005.
  11. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. - М.,2005.
  12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-6, 6-7 лет. - М.: Гном-пресс,  1999.
  13. Ткаченко  Т.А. Коррекция фонетических нарушений у дошкольников. – М.:2005.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР. - М., 2009.

Средства обучения и воспитания

Раздел

Содержание

Звукопроизношение

«Повтори не ошибись (слова сложной слоговой структуры)»

Картинный материал для автоматизации звуков:

  • д-дь, т-ть, к-кь, г-гь
  • с-сь,з-зь,ц
  • ш, щ,ж
  • р-рь, л-ль

Словарь

Лото по лексическим темам:

  • Деревья
  • Грибы
  • Птицы
  • Полевые и садовые цветы

Дидактические игры:

  • «Родственные слова»
  • «Скажи правильно» (антонимы)
  • «Многозначные слова» (действия)
  • «Логическая цепочка»
  • «Антонимы: иллюстрации»
  • «Сложные слова: иллюстрации»
  • «Часть и целое»
  • «Четвертый  лишний»
  • «Части тела: иллюстрации»

Мир животных (наглядно-демонстрационный материал):

  • Домашние дикие животные средней полосы
  • Домашние дикие птицы средней полосы
  • Дикие звери и птицы жарких и холодных стран
  • Насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

Мир растений и грибов (наглядно-демонстрационный материал):

  • Овощи, фрукты, ягоды
  • Цветы, деревья, грибы

Мир человека (наглядно-демонстрационный материал):

  • Дом, улица, город
  • Квартира, мебель
  • Одежда, обувь, головные, уборы
  • Профессии
  • Транспорт
  • Посуда

Грамматический

строй

Дидактические игры:

  • «Найди по цвету и назови»
  • «Придумай предложение по его модели»
  • «Расскажи кто где живет» (предлог в)
  • «Один – два – пять - девять» (согласование существительных)
  • «Я – ты - мы» (согласование числительных с существительными)
  • «Кому что?» (профессии)
  • «Что без чего?» (Родительный падеж имен сущ.)
  • «Кто у кого? Кто с кем?» (детеныши)
  • «Большой - маленький» (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
  • «Найди по цвету и назови» (согласование имен существительных с прилагательными)
  • «Чего много в магазине» (родительный падеж имен существительных)
  • «Чья ветка, лист, полено?» (притяжательные прилагательные)
  • «Один - много» (множественное число имен существительных)
  • «Образуй новое слово по модели»
  • «Скажи правильно» (приставочные глаголы)
  • «Чья голова, тело, хвост?» (притяжательные прилагательные)
  • «Ориентирование»

Фонематическое

восприятие

Обучение грамоте

Дидактические игры:

  • «Составь модель слова» (звуковой анализ)
  • «Зеркальные буквы»
  • «Буквенный конструктор»
  • «Прочитай слово по картинкам»
  • «Выдели ударный слог»
  • «Домики для звуков»
  • «Распутай буквы»
  • «Выложи слово картинками»
  • «Сложи слово»
  • «Ребусы»
  • «Слоги»
  • «Разгадай словечко»
  • «Фонетическое лото»
  • «Читаем сами»
  • «Азбука - песенка»

Связная речь

Дидактические игры:

  • «Что сначала, что потом?» (сложносочиненное предложения)
  • «Составь рассказ по серии картин»
  • «Придумай предложение по его модели»
  • «Расскажи сказку»
  • «Неожиданный финал»

Психические процессы

Дидактические игры:

  • «Подбери по смыслу»
  • «Лото ассоциации»
  • «Подбери узор»
  • «Подбери и сравни»

3.3.Циклограмма занятий.

Вид деятельности

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Индивидуальные занятия

11.20-11-30

17.20-17.30

Подгрупповые занятия

09.00-12.10

09.00-11.15

11.30-12.00

09.00-12.10

15.00-17.20

17.35-18.00

Групповые занятия

09.35-10.00

10.10-10.35

12.30-12.50

Работа с педагогами ДОУ

12.30-13.00

12.50-13.00

Работа с родителями

12.10-13.00

12.10-13.00

18.00-19.00

Методическая работа

12.00-12.30

09.00-09.35

10.35-12.25

Учебно-тематический план

Образовательной деятельности для воспитанников с ОНР, НВОНР

Раздел речи

Количество занятий в неделю

1.Звукопроизношение, фонематическое восприятие, дифференциация звуков на слух и в произношении

2

2.Лексико-грамматический строй

1

Итого  

3

Образовательная деятельность с воспитанниками с ФФНР, ФНР

Подгрупповая НОД

2 раза в  неделю

Индивидуальная коррекционная работа

2-3 раза в неделю

(в зависимости от количества нарушенных звуков)

3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды логопункта.

Сенсорный центр – стол, предметы по цвету, по форме, настольно - печатные, дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.

Центр занятий –зеркала настенные, столы детские, стульчики, мольберт, предметные картинки для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Центр моторного развития – трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, мягкие игрушки, конструктор и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...