Технологическая карта занятия в логопедической группе «Описательный рассказ о птицах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ, используя карточки; продолжать учить детей, согласовывать слова в предложении, учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, учить подбирать точные сравнения, образовывать звукоподражательные глаголы; упражнять детей в четком и правильном произношении звуков [р] и [р'] в словах; развивать связанную речь, память, мышление, слуховое восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в логопедической группе

  «Описательный рассказ о птицах»

                         Складнева Диана Александровна, учитель- логопед

                               МБДОУ д/с № 2 «Василек», г. Реутов, Московская область

Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ, используя карточки; продолжать учить детей, согласовывать слова в предложении, учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, учить подбирать точные сравнения, образовывать звукоподражательные глаголы; упражнять детей в четком и правильном произношении звуков [р] и [р'] в словах; развивать связанную речь, память, мышление, слуховое восприятие.

Целевые ориентиры: внимательно слушают сказку, дают характеристику героям сказки, передают интонацию в сценке, отвечает на вопросы, рассказывает сказку

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации: иллюстрации птиц (ворон, трясогузка, чайка, дятел, снегирьи др.); мнемотаблица «Птицы».

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Логопед предлагает разгадать загадку:

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это … (птица).

- Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких животных называют птицами?

Познавательно-исследовательская: разгадывают загадку.

Коммуникативная: отвечают на вопросы.

Организационно-поисковый

Логопед показывает фотографии (картинки) птиц.

- Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать все по порядку. Назвать птицу. Потом расскажем какой у нее клюв, какие лапки. Расскажем, где она живет.

- Почему птички живут в разных местах, Некоторые птицы умеют плавать — у них лапки с перепонками. Курица ходит по земле, и лапки у нее сильные, а крылья короткие. У воробья лапки короткие, он летает и прыгает.

Логопед предлагает описать птиц по картинкам, используя мнемотаблицу.

?

http://nsc.1september.ru/2004/32/12.gif

http://www.zooclub.ru/skat/img.php?w=300&h=120&img=./attach/sim/4752.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-ijaZEsWHRX0/TubsTkfOTCI/AAAAAAAABDA/63UoD4zAbpI/s1600/bird+nest+drawing+9.jpg

http://pixabay.com/static/uploads/photo/2012/05/02/22/27/baby-46538_640.png

http://refdb.ru/images/863/1724420/f35d92c0.png

— Это чайка. Чайка — красивая и большая птица. У нее белые, как снег, крылья. Клюв у чайки большой, сильный — им удобно рыбу ловить и ракушки раскалывать. Лапки красные, длинные, поэтому она может ходить по земле; между пальцами перепонки, чтобы удобно было плавать. Чайки живут у воды; летая, высматривают в воде рыбу.

- Рассмотрите рисунок. Кантуры каких птиц здесь изображены?

Картинки по запросу клюв рисунок

Физкультминутка «Маму я свою люблю»

– Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: «Кар, кар, кар!»

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: «Кар, кар, кар!»

Только к ночи умолкали

И все вместе засыпали: «Кар, кар, кар».

Прыжки на месте.

Машут руками вверх-вниз.

Выполняют приседания.

- Каких птиц вы еще знаете? На какие группы мы делим птиц? Правильно, перелетные и зимующие птицы. Почему некоторые птицы улетают на юг? Почему некоторые остаются зимовать у нас?

- Ребята, чем отличаются птицы от животных? Верно, их тело покрыто перьями.

- Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать.

С первым снегов на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня . . . (синичка).

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет!

Видишь, кружат 20 пар

И кричат «Кар! Кар! Кар!» (Ворона).

Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей).

Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говорушка, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица – вот вопрос. (Сорока).

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел).

Логопед предлагает сравнить зверей и птиц.

Звери бегают, а птицы – ... (летают).

Скворцы поют, а вороны – ... (кричат).

Воробьи не улетают зимой, а дикие утки – ... (улетают на юг).

Ворона – зимующая птица, а скворец – ... (перелетная).

У снегиря грудка красная, а у синицы – ... (желтая).

У воробья глаза маленькие, а у совы – ... (большие).

У сороки хвост длинный, а у синички – ... (короткий).

Познавательно-исследовательская: рассматривают иллюстрации птиц, сравнивают клювы и лапы.

Коммуникативная: отвечают на вопросы.

Речевая: составляют описательный рассказ по мнемотаблице.

Коммуникативная: самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы

Познавательно-исследовательская: делают вывод, что строение клюва зависит от способа питания, а строение лап – от места проживания.

Познавательно-исследовательская: определяют птиц по контурам.

Речевая: повторяют слова за воспитателем.

Двигательная: активно выполняют упражнения физкультурной минутки.

Коммуникативная: самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы

Познавательно-исследовательская: разгадывают загадки о птицах.

Коммуникативная: слушают рассказы своих товарищей.

Речевая: подбирают глаголы к существительным названиям птиц.

Речевая: подбирают прилагательные к существительным названиям птиц.

Рефлексивно-корригирующий

Благодарит и хвалит детей за старание.

Коммуникативная: выражают свои эмоции.

Литература

  1. Арбекова Н. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Издательство «Гном», 2017
  2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Издательство «Союз», 2005 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Технологическая карта занятия в младшей группе "Признаки весны"

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим миром» в младшей груп...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с миром природы "Зимующие птицы".

Целью занятия является - познакомить детей с зимующими птицами, уточнить и расширить знание о зимующих и перелетных птицах, а так же продолжить развивать познавательный интерес к окружающему миру...