Выступление на методическом объединении учителей логопедов ДОУ
консультация по логопедии на тему

Дунаева Марина Викторовна

Данный материал будет полезен в работе учителя - логопеда по работе с детьми ОВЗ имеющими серьезные нарушения в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей - логопедов на тему:

«Использование светового планшета для рисования песком как одно из направлений в коррекционной  работе учителя – логопеда

Составитель: учитель логопед

МБДОУ №16

г. Невинномысска

Дунаева М.В.

Если бы меня попросили назвать 
универсальную всевозрастную игровую среду, 
то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала «Песок!»
Мариелла Зейц.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

     Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная анимация.
    Ребенка с раннего детства привлекает песок и игры с ним. Игра с песком – доступная и естественная форма деятельности детей. Перенос традиционных коррекционно-педагогических занятий в песочницу дает больший эффект, чем стандартные формы обучения. Играя с песком, у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Очень хорошо в играх с песком, более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Поэтому в моем логопедическом кабинете организована своя песочница – песочный планшет

Технология песочной анимации многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи.

Все игры, с использованием песочной анимации, делятся на три направления:

  1. Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие
    различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием.
    Происходит развитие внимания и памяти,  фонематического слуха. Главное,  идет обучение письму и чтению.
  2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
  3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

        Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Преимущества игры с песком:

  • 1.Простота в использовании.
  • 2.Включение учителя-логопеда в процесс эффективных форм работы с детьми.
  • 3. Естественная потребность детей играть.
  • 4.Способность песка «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми.
  • 5. Естественное развитие мелкой моторик рук.
  • 6. Развитие тактильных ощущений и снятие мышечного напряжения.
  • 7. Развитие работоспособности, активности, расширение жизненного опыта.
  • 8.Развитие  вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
  • 9. Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.
  • 10.  Совершенствование предметно-игровой деятельности

Методы и приёмы в работе со световым планшетом:

§   Дискуссии

§   Беседы

§   Игры – коммуникации

§   Экологические и исторические игры

§   Проективные игры

§   Познавательные игры

§   Рисование цветным песком

§   Посыпание цветной морской солью

§   Элементы сказкотерапии

§   Музыкальное сопровождение

   Основные принципы игр на песке

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2.        «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3.        Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.

 

Игры с песком способствуют:

  • -развитию артикуляции;
  • -развитию речевого дыхания;
  • -развитию мелкой моторики рук;
  • -автоматизации звуков в речи;
  • -расширению словарного запаса;
  • -развитию фонематического слуха и восприятия;
  • -развитию лексико-грамматических представлений;
  • -развитию связной речи,  обучению рассказыванию;
  • -подготовке к обучению грамоте.

Рисование песком прекрасное средство в  коррекционной работе учителя – логопеда. У этих занятий масса положительных эффектов, в том числе психотерапевтических. Творческие занятия на световом столе решают ряд  задач: обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики,  внимания, образно-логического мышления, речи  и воображения.

«Песочные картины» – это всегда волшебство, маленькое чудо, подвластное каждому ребенку. Песок – природный материал, который знаком каждому.  Он сам подсказывает, как его использовать – гладить, пересыпать, смахивать.

    Изображения из песка всегда получаются плавными, объемными, почти живыми. Дети с удовольствием рисуют на песке, ведь здесь нельзя ошибиться. И даже если что–то нарисовано не так, как задумано, это легко исправить, убрав или добавив немного песка.

   Рисование песком – прямое назначение светового планшета. Можно использовать разные виды песка – кинетический, живой, лунный и радужный. Рисуют же  - кварцевым песком, чаще бежевого цвета. 

   На логопедических занятиях «игры с песком» можно использовать для формирования правильной воздушной струи, что является неотъемлемой частью работы при звукопостановке.

    Световой планшет и крупа – две прекрасные составляющие для развития мелкой моторики ребенка. Тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребенка. Помимо этого, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, наблюдательностью и вниманием.

     Можно предложить ребенку разнообразные  мелкие предметы: россыпь стеклянных бусин, камешков, желудей, кусочков мозаики, цветных пластиковых стаканчиков или ракушек. Пусть ребенок выложит на плоском световом столе какой-нибудь узор. Перекладывая и сочетая мелкие предметы, ребенок будет исследовать взаимосвязь цвета, формы и текстуры, создаст неповторимые узоры и композиции.

    Световой планшет можно использовать как «Сказочный театр теней»,  который будет прекрасным приемом в развитии связной речи и закреплении лексических тем.

Игра является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение таких заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции (радость, удивление). А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться, экспериментировать, работать самостоятельно.

        ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СВЕТОВЫМ ПЛАНШЕТОМ.

     Работать с планшетом  мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.

      Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое».

     Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Обычно используются игры, которые предлагают
Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- 1 Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
-
2.Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
-
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
-
4.«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

        Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.                      Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?

       Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.


    Слова
на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Заключение

Опыт работы показывает, что использование песочной анимации дает положительные результаты:

  • У дошкольников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
  • Воспитанники чувствуют себя более успешными.
  • На занятиях нет места монотонности и скуке.

Световой стол – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление-презентация на методическом объединении учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. «Построение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

 В работе представлен комплексный подход к организации  образовательно-воспитательного процесса в дошкольном  образовательном учреждении компенсирующего вида....