Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии на тему

Cентемова Елена Алексеевна

на 2018-2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sentemova.docx352.87 КБ

Предварительный просмотр:

D:\2.jpg

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в группах

 комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех педагогических работников дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Задачи:

- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,

звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и

коммуникативными навыками;

- овладение элементами грамоты.

Циклограмма работы учителя-логопеда за 2018 – 2019 учебный год

ДНИ

Вид деятельности

Время

ПОНЕДЕЛЬНИК

Подготовка к занятиям, индивидуальная

коррекционно-развивающая деятельность

8.00-9.00

Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность,

индивидуальная коррекционная деятельность

9.00-12.50

Перерыв на обед

12.50-13.20

Практические занятия с воспитателями комбинированных групп:

разучивание артикуляционных гимнастик, разучивание логопедических упражнений и т.д.

13.20-14.20

Работа с диагностическим материалом

14.20-15.00

Работа с текущей документацией

15.00-15.30

ВТОРНИК

Подготовка к занятиям, фронтальная   коррекционно-развивающая деятельность, индивидуальная коррекционная деятельность

9.00-12.50

Перерыв на обед

12.50-13.20

Работа с диагностическим материалом

13.20-14.20

Подготовка к консультационной работе

Оформление текущей документации

14.20-15.10

Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность,

индивидуальная коррекционная деятельность, консультационная

работа с родителями

15.10-16.30

СРЕДА

Подготовка к занятиям, индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность

8.00-9.05

Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность, индивидуальная коррекционная деятельность

9.05-12.50

Перерыв на обед

12.50-13.20

Практические занятия с воспитателями комбинированных групп:

разучивание артикуляционных гимнастик, разучивание   логопедических упражнений и т.д.

13.20-14.20

Работа с документацией

14.20-15.30

ЧЕТВЕРГ

Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность

8.00-9.00

Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность, индивидуальная коррекционная деятельность

9.00-12.50

Перерыв на обед

12.50-13.20

Работа с текущей документацией

13.20-15.30

ПЯТНИЦА

Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность

8.00-9.00

Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность, индивидуальная коррекционная деятельность

9.00-12.50

Перерыв на обед

12.50-13.20

Работа с текущей документацией

13.20-15.30

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, «Образовательной программы МДОУ №35 «Ёлочка» составленный на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),  на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева) и с использованием методической разработки «Коррекция речи. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Характеристика речевых особенностей детей

в группе комбинированной  направленности

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т.Б.). Мы рассмотрим только два, так как дети, поступившие в старшую группу комбинированной  направленности имеют диагнозы: ОНР (1,3 уровни) и Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Группы

ОНР (1,3ур)

ФФНР

1

Подготовительная к школе группа

4

4

2

Подготовительная к школе группа 1

4

2

3

Старшая группа 1

1

6

4

Старшая группа 2

4

3

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой стороны при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениям лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.)

В первом уровне речевого развития - фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой

структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложной конструкции. Лексика ребенка  включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования, образуется замена или смешение звуков. Более устойчивым становится произношение слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом  патоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами  вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или аккустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

-замены звуков более простыми по артикуляции;

-трудностями различения звуков;

-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными  и т.п.

Данное учреждение работает на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в которой есть раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика». В этом разделе работа с детьми с ОВЗ по развитию речи проходит через Образовательную область «Речевое развитие».  

Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

 • формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

 • формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ:

 • развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;

 • воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

• формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);

 • развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;

 • формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;

• развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Диагностический инструментарий

В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и логопедии. Это неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. Эффективность коррекционно-логопедического воздействия зависит от множества факторов: от тяжести речевого нарушения у ребенка, от своевременности начала коррекции отклонения в развитии речи, от степени участия родителей в процессе обучения, а также от грамотной диагностики логопедом состояния речи ребенка. Коррекционная работа в комбинированной группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение. Тестовая методика диагностики устной речи детей разработана Т.А. Фотековой совместно с Л.И. Переслени.

Она удобна:

 - для диагностики;

 - уточнения структуры речевого дефекта и оценки тяжести нарушений разных сторон речи;

- построения речевого профиля каждого ребенка и группы в целом;

- комплектования подгрупп на основе общности дефекта;

- оценки эффективности коррекционного воздействия.

Для оценки успешности выполнения разработана бальная система. Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность более дифференцированного результата. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное прохождение проб, равно 580. Если 580 принять за 100%, то процент успешности вычисляется умножением суммарного балла на 100 и делением результата на 580. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности:

4-й уровень – 100–80%
3-й уровень – 79,9–65%
2-й уровень – 64,4–50%
1-й уровень – 49,9 и ниже

Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи. Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу.

Для того чтобы получить речевой профиль группы необходимо по оси абсцисс отложить фамилии детей, а по оси ординат отложить уровень успешности выполнения заданий, полученный в процентном соотношении.

Эта методика не требует использования наглядных средств и доступна не только логопедам, но и психологам, дефектологам и педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб

Дети с ОВЗ

Группы

ОНР(1,3ур)

ФФНР

1

Подготовительная к школе группа

4

4

2

Подготовительная к школе группа 1

4

2

3

Старшая группа 1

1

6

4

Старшая группа 2

4

3


Сетка занятий с учителем-логопедом

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

1

Подготовительная к школе группа –

 9.45-10.15

(фронтальное занятие)

Старшая группа 2-

10.10-10.35

(фронтальное занятие)

Подгрупповые занятия:

8.10-8.35-

старшая группа 2;

9.35-10.00- старшая группа 1;

10.20-10.50- подготовительная к школе группа;

10.55-11.25- подготовительная к школе группа 1

Подготовительная к школе группа-

10.20-10.50

(фронтальное занятие)

Старшая группа 2-

9.00-9.25

(фронтальное занятие)

2

Подготовительная к школе группа 1-

10.20-10.50

(фронтальное занятие)

Старшая группа 1-

10.40-11.05

(фронтальное занятие)

Подготовительная к школе группа 1

10.55-11.25

(фронтальное занятие)

Старшая группа 1

9.30-9.55

(фронтальное занятие)

3

Индивидуальные занятия старшая 1

Индивидуальные занятия подготовительная к школе группа

Индивидуальные занятия старшая 2

Индивидуальные занятия подготовительная к школе группа 1


План работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ

Содержание работы

Сроки

1.

Консультация: «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения».

Сентябрь-октябрь

2.

Мастер-класс: «Игры для развития речи  и мышления дошкольников»

Ноябрь

3.

Круглый стол: «Развитие фонематического слуха. Подбор игр и упражнений»

Декабрь

4.

Открытое логопедическое занятие

Февраль

5.

Мастер-класс: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика с использованием биоэнергопластики»

Март

6.

Праздник правильной речи

Апрель

7.

Консультация: «Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

Апрель

8.

Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией.

Май

План работы учителя-логопеда с родителями

Содержание работы

Сроки

1.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями о продвижении речевого развития каждого ребенка, показ мини-занятий.

В течении года

2.

Родительское собрание: «Давайте познакомимся». Итоги диагностики. Организация занятий (план работы).

Сентябрь-октябрь

4.

Мастер-класс: «Заставим язычок трудится»

Октябрь-ноябрь

5.

Круглый стол: «Сам себе логопед» (средняя группа)

Декабрь

6.

Открытое логопедическое занятие

Январь-февраль

7.

Мастер-класс родителей с воспитанниками: «Играем пальчиками»

Март-апрель

8.

Праздник правильной речи

Апрель

                         

  План консультативной работы учителя-логопеда с родителями

Содержание работы

Сроки

1.

Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».

Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?»

В течении года

2.

Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми».

Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата».

В течении года

3.

Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье».

В течении года

Перспективное планирование

индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.

Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-6 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.

Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:

- подготовительный;

- этап вызывания звука;

- этап автоматизации звука;

- этап дифференциации звуков;

-этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Перспективное планирование представляет собой варианты занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи.

Каждое занятие представляет собой некий шаблон и, исходя из этого, может быть неоднократно использовано (например: если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения более чем одного звука и работа по их коррекции ведется не в одно время). Или, например, другой вариант, когда два занятия могут быть скомбинированы в одно (если, допустим, коррекционная работа ведется одновременно по устранению нарушения звукопроизношения двух звуков).

Этапы перспективного планирования, необходимое количество занятий которого определяется индивидуально для каждого ребенка.

I этап (подготовительный)

В этом разделе представлены 15 развивающих занятий, содержащих различные игры и упражнения, по следующим направлениям:

- формирование психологической готовности к занятиям, развитие ВПФ (психологической базы речи);

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие силы и подвижности органов артикуляции, формирование артикуляционного уклада;

- развитие чувства темпа и ритма;

-нормализация речевого дыхания и голосообразования;

- знакомство с понятиями «речь», «слово», «звук»;

- развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков

- развитие основных двигательных навыков;

- подготовка к анализу звукового состава слова.

II этап. Постановка звука (вызывание звука).

В этом разделе представлены 8 вариантов коррекционно-развивающих занятий, по следующим направлениям:

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- развитие силы и подвижности органов артикуляции;

- нормализация речевого дыхания и голосообразования;

- вызывание (постановку) звука;

- усвоение доступных ритмических моделей;

- формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

- развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

- развитие ВПФ (психологической базы речи).

III этап. Автоматизация звука. В этом разделе представлены 16 занятийпо следующим направлениям:

- закрепление навыка правильного звукопроизношения;

- нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи;

- формирование фонологической компетенции;

- расширение лексико - грамматической компетенции;

- развитие связной речи;

- развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

- развитие основных двигательных навыков и координации;

- развитие ВПФ (психологической базы речи);

- развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза

IV этап. Дифференциация звуков. Раздел содержит 14 занятий.

На этапе дифференциации звуков основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

- закрепление правильного произношения и различения звуков;

- нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи

- расширение лексико-грамматической компетенции;

- развитие связной речи;

- развитие основных двигательных навыков и координации;

- развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

- развитие навыков языкового анализа и синтеза;

- развитие ВПФ (психологической базы речи);

V этап (заключительный). Формирование коммуникативной компетенции.

Количество занятий так же индивидуально для каждого ребенка и основными направлениями коррекционно-развивающей работы на этом этапе являются:

- формирование у ребенка стойких умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;

- развитие связной речи;

- развитие ВПФ (психологической базы речи);

Перспективный план работы учителя-логопеда для детей ОНР

Обследование детей (первые 2 недели сентября)

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I период обучения

(II половина сентября - ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

  1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
  3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

  1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’], [ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’],  [х]-[х’].
  2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
  2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
  3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки), фонематического восприятия.
  2. Различение на слух гласных и согласных звуков.
  3. Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [ы].
  4. Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка).
  5. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [ауо], [уои].
  6. Определение в словах первого и последнего гласных звуков.
  7. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад – огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелетные птицы»,  «Одежда», «Одежда, обувь, головные уборы», «Ателье».

Грамматический строй речи

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах).
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование существительного и глагола в числе.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  5. Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
  6. Образование прошедшей формы глаголов.
  7. Согласование числительных «один» и «одна» с существительными.
  8. Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные).
  9. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

Развитие связной речи

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  3. Обучение детей навыку составления короткого рассказа по демонстрируемому действию.
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с использованием магнитной доски.

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода)
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

II период обучения

( декабрь, 2 половина января, февраль, март)

Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Определение в словах первого согласного звука.
  2. Анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного [ум], [мы].
  3. Знакомство со звуками [м], [н], [в], [ф], [б], [п], [д], [т].
  4. Определение наличия – отсутствия согласного звука в слове.
  5. Определение гласного звука в середине односложных слов.
  6. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
  7. Дифференциация изученных твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков в изолированном положении, в слогах, в словах.

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние забавы», «Мебель. Части мебели», «Семья», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Почта», «Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия», «Весна. День рождения Весны».
  2. Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа (дательный, творительный, предложный падежи).
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, под).
  5. Образование относительных прилагательных, соотносящихся по значению с темами II периода обучения.
  6. Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме? По величине? По материалу?).
  7. Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?

Развитие связной речи

  1. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.
  2. Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
  3. Описание предметов и объектов с использованием схем.
  4. Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.

Развитие мелкой моторики

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

III период  обучения

(апрель, май, июнь)

Общие речевые навыки

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш.).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Знакомство со звуками [г], [к], [х], [с], [з], [ц].
  2. Полный анализ и синтез слов.
  3. Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК).

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Наша пища», «Откуда хлеб пришел», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Насекомые», «Наша страна. Мой родной край», «Человек», «Лето».
  2. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на твердый согласный; с основой на мягкий согласный).
  3. Согласование числительных с существительными.
  4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами.
  5. Уточнение значений обобщающих слов.
  6. Образование притяжательных прилагательных.                        

Развитие связной речи

  1. Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок.
  2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  3. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине.
  4. Составление рассказа по сюжетной картине.


Календарно – тематическое планирование для детей с тяжелым нарушением речи

        I квартал СЕНТЯБРЬ, 17-21 сентября, «ОСЕНЬ»

Дни недели

Возраст

Разделы работы

Общие речевые навыки

Общая моторика. Речь с движением

Мелкая моторика

Зрительное и слуховое внимание

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Лексика. Связная речь. Грамматика

Грамота. Развитие навыков языкового анализа

Звукопроизношение

Работа над слоговой структурой слова

ПН

П.гр.1

Тренировка плавного выдоха. «Осенние листочки»

Зрительное внимание «Четвертый лишний» (признаки осени)

Координация речи с движением «Дождик»

Штриховка листика клёна

Слоговой анализ слов-названий деревьев

Осень. Месяцы. Периоды. Приметы. Рассматривание картины «Ранняя осень».

Чтение слогов с пройденными буквами. Развитие навыков звукового анализа слов.

Общая артикуляционная гимнастика

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина

Вт

Ст.1

Ст.2

Развитие силы и длительности выдоха.

Работа над чёткостью дикции

«Зайка, майка и сарай» -

Чем похожи? Угадай»

«Дождик»

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»

«Когда это бывает»

Слуховое внимание «Лягушка»

Составление рассказа об осени

Лото «Один-много» по теме «Осень»

Введение понятия звук. Речевые и неречевые звуки. Пение гласных звуков

Звук и буква А, У

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина

Ср

Ст.2

Дыхательные упражнения

«Листья»

Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

«Где звенит?»

Полные ответы на вопросы по теме : «Осень»

Выделение звука А из ряда гласных и в закрытых слогах

Общая артикуляционная гимнастика

Чт

П.гр

«Осенние листочки»

«На чём похожи листья»

«Дождик»

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»

Упражнение «Топни, хлопни»

Полные ответы на вопросы по теме : «Осень»

Относительные прилагательные по теме «Осень»

Чтение слогов с пройденными буквами. Развитие навыков звукового анализа слов.

Общая артикуляционная гимнастика

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина

ПТ

Ст2

П.гр

П.гр1

Дыхательные упражнения

«Листья»

Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

«Где звенит?»

Полные ответы на вопросы по теме : «Осень»

Выделение звука А из ряда гласных и в закрытых слогах

Общая артикуляционная гимнастика

Развитие силы голоса и речевого дыхания. «Кто кого?»

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик»

Слуховое внимание «Лягушка»

Полные ответы на вопросы по теме : «Осень»

Чтение слогов с пройденными буквами. Развитие навыков звукового анализа слов.

Общая артикуляционная гимнастика

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...