Как научить ребенка правильно слышать и различать звуки речи.
статья по логопедии на тему

Как научить ребенка правильно слышать и различать звуки речи Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка правильно слышать и различать звуки речи

Рекомендации для родителей

За восприятие и различение звуков речи у человека отвечает фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания звуков в составе слова. Развитие фонематического слуха у детей является одним из главных компонентов успешного усвоения программы по русскому языку в школе. Развивать фонематический слух, а также навыки фонематического анализа и синтеза (умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова) нужно детям с нормальным речевым развитием, а детям с нарушениями речи просто необходимо. 

     У детей с нарушенным речевым развитием неправильному произношению звуков сопутствует также нарушение процессов восприятия речи, ее звукового наполнения. На фоне нарушенного произношения, невозможности воспроизвести слоговую структуру слова, общей смазанности, нечеткости речи, возникает искаженное, неправильное восприятие звуков как своей, так и чужой речи. Это отражается в речи ребенка и затрагивает не только неправильно произносимые звуки, но и те, которые произносятся правильно. Например, вместо слов коза и собака ребенок произносит "гоза" и "забака", а вместо слов Даня и Таня произносит "Дана" и "Тана". Вместо слова мебель - "небель". Такие замены  (в данном случае по признакам твердость - мягкость, глухость - звонкость, близкие по звучанию звуки Мь-Нь) являются очень стойкими и часто обуславливают дисграфию (нарушение письма) в школе, сохраняясь во внутренней речи даже при исправленном звукопроизношении.

   Процесс письма сводится, по существу, к переводу звучащей устной речи в определенные буквенные знаки. А это значит, что обучающийся грамоте ребенок, должен уметь определять, из каких именно звуков состоят записываемые слова, потому что только при этом условии он сможет обозначить каждый звук соответствующей ему буквой. Например при написании слова ШУБА ребенок должен четко осознавать, что первый звук в этом слове Ш (а не С или Ж); то же самое относится и ко всем остальным звукам, составляющим это слово. Ребенок должен свободно владеть навыком слуховой дифференциации всех речевых звуков. Помимо различения непосредственно самих звуков для правильной записи слова необходимо также умение прослеживать порядок их расположения в этом слове, то есть владеть фонематическим анализом слов. Так, для правильной записи того же самого слова ШУБА недостаточно одного только различения составляющих его звуков. Ребенок должен понимать, что первым в этом слове обязательно должен быть записан (в виде соответствующей буквы) звук Ш, за ним - У, далее - Б и, наконец, А. Без такого умения проанализировать слово по его звуковому составу правильная запись невозможна: буквы могут оказаться пропущенными или написанными не в том порядке. Кроме звукового анализа ребенок должен владеть также умением делить слова на слоги, а предложения на отдельные слова. Все сказанное касается только воспитания у ребенка умения правильно, без искажений перенести на бумагу в виде соответствующих букв каждое слышимое им слово в устной речи. О грамматических правилах мы пока не говорим: ребенок пишет все так, как слышит. На этом этапе обучения для записи берутся только такие слова, где написание полностью совпадает с произношением (фонетический принцип русской орфографии). Неполное овладение этим принципом приводит к появлению у школьников специфических ("не на правила") ошибок - дисграфии.

   Поэтому детям необходимы специальные логопедические занятия по развитию умения правильно воспринимать и различать как звуки, произношение которых было исправлено, так и правильно произносимые ("легкие") звуки, причем работа начинается именно на базе звуков, произношение которых не нарушено.

   Для закрепления навыков, полученных на логопедических занятиях, существуют различные игры, которые можно проводить как дома, так и на улице с использованием различных атрибутов (игрушек, природного материала, красок, цветных карандашей). Веселые упражнения помогут ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков. Произнести новый для ребенка звук в слове, использовать его в собственной речи - дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места в фразе - задача очень сложная. Помощь всех членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна. При выполнении упражнений будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен почувствовать, что это интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется малышу сложным, приведите несколько вариантов его выполнения или попросите выбрать верный из двух, предложенных вами. Не предлагайте ему механически повторить за вами готовый ответ! Активная, творческая работа ребенка со словом - вот цель игр и упражнений.

  

Литература, которую можно использовать для занятий:

И. С Лопухина - 550 упражнений для развития речи

Л.Г. Парамонова - Правила в стихах

Т.А. Ткаченко - Развитие фонематического восприятия (пособие для логопедов, воспитателей и родителей)

З.Е Агранович - Сборник домашних заданий. Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи (в помощь логопедам и родителям)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научите детей правильно слышать и произносить звуки

консультация для воспитателей детского сада по формированию фонематического слуха у детей...

Учимся слышать и различать звуки

Игры и упражнения, которые помогут вашему ребёнку развить фонематическое представление...

Консультация" Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка"

Консультация"Почему же важно вовремя научить ребенка произносить все звуки родного языка"...

Как научить ребенка правильно различать правую и левую руки

С раннего возраста необходимо уделять большое внимание развитию ориентации в пространстве. Одной из главных задач является научить ребенка правильно различать правую и левую руки доя дальнейшего обуч...

Слышим и различаем звуки в 3-4 года

буклет для родителей...

Слышим и различаем звуки в 5-7 лет

буклет для родителей...

Памятка для родителей " Как научить ребенка правильно различать цвета"

Советы родителям, как правильно научить малышей различать цвета....