"Пальцы разминаем, буквы составляем"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Свидерская Алла Викторовна

Предлагаю Вашему вниманию пальчиковую азбуку "Пальцы разминаем, буквы составляем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальцы развиваем, буквы составляем…
Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений. Предлагаемая «Пальчиковая азбука» — это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:
- внимания, памяти, мышления;
- зрительно-пространственного восприятия и представления;
- мелкой моторики;
- речи.
Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его.
Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма). Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.
Методические рекомендации:
1. Закрепить название пальцев рук.
2. Внимательно рассмотреть рисунок (образ буквы, составленный из пальцев).
3. Рассмотреть, какие пальцы принимают участие в построении буквы.
4. Прочитать инструкцию, объясните ее ребенку.
5. Прочитать ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию.
6. Предложить ребенку построить букву по стихотворному описанию самостоятельно.
7. Проверить правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.
8. Предложить ребенку построить свой вариант буквы.
9. Закрепите азбуку, выполняя занимательные дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».
10. Попросите ребенка составить предложения с построенным словом — это способствует усвоению его лексического значения.
Внимание!
Ребенок должен строить букву перед собой.
Познакомьте ребенка с правилами зеркала.
Для того чтобы показать построенную букву другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы буквы направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы буквы направлены вправо, нужно отвести ее влево. Букву развернуть на 90°.

                                Пальчиковая азбука

http://2.bp.blogspot.com/-UdNGFcThD60/UHQOMdEYCZI/AAAAAAAAPfE/E-1yakwSj4E/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%99.jpg

Астра, азбука, айва

Начинаются на «А»,

И кончаются на «А»,

Астра, азбука, айва.

http://www.studmed.ru/docs/static/1/0/a/1/f/10a1febd606.jpg

Аня апельсин нашла

Мы покажем

букву А.

Кончики указательных пальцев обеих рук направлены вверх и соединены под острым углом.

Левая рука. Средний палец соединяет посередине указательные пальцы. Безымянный и мизинец прижаты к ладони. Большой палец прижат к указательному.

Правая рука. Средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони. Большой палец прижат к указательному

http://3.bp.blogspot.com/-WVCDcxzTIu4/T14n5HB8AaI/AAAAAAAAL9s/TIMmSec_XjE/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D0%91.jpg

Буква «Б» с большим

Брюшком

В кепке с длинным

козырьком

http://www.studmed.ru/docs/static/1/0/a/1/f/10a1febd606.jpg

Сидит Боря на трубе

Мы покажем

букву Б.

Левая рука. Указательный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя кольцо.

Остальные пальцы сомкнуты, согнуты, направлены вправо и располагаются над кольцом.

http://1.bp.blogspot.com/-B_V4MAgbdZs/T14n62lnQ9I/AAAAAAAAL90/Dp95ni1fbk8/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D0%92.jpg

В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

http://www.studmed.ru/docs/static/2/7/7/4/e/2774ed44248.jpg

Сидит Варя на траве

Мы покажем

букву В.

Левая рука. Большой и указательный пальцы образуют нижнее кольцо. Кончик среднего пальца соединяется с серединой указательного, образуя второе кольцо. Остальные пальцы сомкнуты, располагаются за средним.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://3.bp.blogspot.com/-i1YUZMY62xk/TtjewGz8gAI/AAAAAAAAKJU/3zHkAlNKOp4/s1600/%25D0%25A1%25D0%259B%25D0%259E%25D0%2593%25D0%2598-%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0-%25D0%25A9.jpg

Щ — это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.

http://www.studmed.ru/docs/static/0/0/0/6/9/00069117679.jpg

Спит щеночек

на плаще —

Мы покажем

букву Щ.


Левая рука. Ладонь поставлена ребром горизонтально, указательный палец соединяет основания указательного, среднего, безымянного пальцев правой руки. Кончик указательного пальца выдвинут вправо от ладони и направлен вниз. Остальные пальцы прижаты к тыльной стороне ладони.

Правая рука. Указательный, средний, безымянный пальцы направлены вверх. Большой палец прижимает к ладони мизинец

буква ъ, карточка

Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка,

Позади косичка

http://www.studmed.ru/docs/static/0/0/0/6/9/00069117679.jpg

Без него

нельзя никак —

Мы покажем Ъ.

Левая рука. Указательный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы полусогнуты и располагаются друг за другом за указательным.

Правая рука. Ладонь ребром направлена вверх. Все пальцы сомкнуты. Большой прижат к указательному. Остальные пальцы полусогнуты влево.

http://2.bp.blogspot.com/-UdNGFcThD60/UHQOMdEYCZI/AAAAAAAAPfE/E-1yakwSj4E/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%99.jpg

У буквы Ы печальный вид

Первой в словах она не стоит,

Поэтому часто ноет

И даже, случается, воет.

http://www.studmed.ru/docs/static/0/0/0/6/9/00069117679.jpg

Очень толстые слоны —

Мы покажем букву Ы.

Левая рука. Указательный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты и направлены вверх.

Правая рука. Пальцы сомкнуты, направлены вверх. Ладонь поставлена ребром.

http://4.bp.blogspot.com/-xcXPpNm9jA0/T14o2sH5ZMI/AAAAAAAAL_U/Q_fIIgktlzc/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D0%A2.jpg

Знаменитый мягкий знак

В азбуке не просто так.

Буквы в слове разделяет

И согласные смягчает.

http://www.studmed.ru/docs/static/0/0/0/6/9/00069117679.jpg

Без него тоже никак —

Мы покажем Ь.

Левая рука. Указательный и большой пальцы соединяются кончиками, образуя «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты и направлены вверх.

http://2.bp.blogspot.com/-UdNGFcThD60/UHQOMdEYCZI/AAAAAAAAPfE/E-1yakwSj4E/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%99.jpg

Это – Э, с открытым ртом

И большущим языком.

http://www.studmed.ru/docs/static/f/7/5/a/2/f75a2c6a483.jpg

Слышно эхо

на реке —

Мы покажем

букву Э.

Правая рука. Все пальцы (кроме указательного) направлены влево и образуют полукруг. Указательный палец расположен в середине полукруга.

http://2.bp.blogspot.com/-UdNGFcThD60/UHQOMdEYCZI/AAAAAAAAPfE/E-1yakwSj4E/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%99.jpg

Вся согнулась

буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою
Старой бабкою

с клюкою.

http://www.studmed.ru/docs/static/f/7/5/a/2/f75a2c6a483.jpg

Юбку я тебе

сошью —

Мы покажем

букву Ю.


Левая рука. Указательный палец направлен вверх, большой прижат к указательному. Безымянный и мизинец согнуты, прижаты к ладони. Средний палец соединяется с «кольцом» правой руки.

Правая рука. Большой и указательный пальцы образуют «кольцо». Остальные пальцы сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным.

http://2.bp.blogspot.com/-UdNGFcThD60/UHQOMdEYCZI/AAAAAAAAPfE/E-1yakwSj4E/s1600/%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98-%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%99.jpg

От яхты якорь — буква Я.

Поднимем якорь — и в моря.

http://www.studmed.ru/docs/static/f/7/5/a/2/f75a2c6a483.jpg

Эта ягодка – моя —

Мы покажем

букву Я.

Левая рука. Ладонь поставлена ребром, направлена к правой руке под углом. Указательный палец касается основания большого пальца правой руки.

Правая рука. Большой палец образует «кольцо» с указательным. Остальные пальцы сомкнуты и располагаются за указательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Изучаем буквы, составляем слова"

Для своих воспитанников из логопедической  группы "Утята" МБДОУ № 50 "Журавушка" г. Канска изготовила дидактическую игру по изучению алфавита. Ребята с удовольствием играют в ...

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

"Буквы на пальцах"

Картотека пальчиковых игр при помощи которой легко запомнить буквы, сочетание движения и речи окажет положительное влияние на память,  развитие речи Вашего ребенка...

«Овощи изучаем, пальцы разминаем». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию и развитию речи в подготовительной группе с ЗПР со сложными дефектами.

Цель: закрепить знания детей об овощах.Задачи:Образовательные:1. Повторить названия овощей (морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец).2. Закреплять ...

Пальцы развиваем, буквы составляем

Усвоение букв пройдет бы­стро и эффективно, если ре­бенок будет их запоминать в процессе занимательных уп­ражнений. Предлагаемая «Пальчиковая азбука» — это система изобра...

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных пальчиковых упражнений....

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»...