Пальцы развиваем, буквы составляем
материал по логопедии

Усвоение букв пройдет бы­стро и эффективно, если ре­бенок будет их запоминать в процессе занимательных уп­ражнений. Предлагаемая «Пальчиковая азбука» — это система изображений букв русского алфавита с помо­щью пальцев рук. Такое по­строение закрепляет зритель­но-пространственный образ буквы, способствует разви­тию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:

  • внимания, памяти, мыш­ления;
  • зрительно-пространственного восприятия и пред­ставления;
  • мелкой моторики;
  • речи;
  • конструктивного праксиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_iz_palchikov.docx974.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пальцы развиваем, буквы составляем

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений. Предлагаемая «Пальчиковая азбука» — это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:

  • внимания, памяти, мышления;
  • зрительно-пространственного восприятия и представления;
  • мелкой моторики;
  • речи;
  • конструктивного праксиса.

Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его.

Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисгра- фии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Закрепите название пальцев рук с ребенком.
  • Внимательно рассмотрите рисунок (образ буквы, составленный из пальцев).
  • Рассмотрите, какие пальцы принимают участие в построении буквы.
  • Прочитайте инструкцию, объясните ее ребенку.
  • Прочитайте ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию.
  • Предложите ребенку построить букву по стихотворному описанию самостоятельно.
  • Проверьте правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.
  • Предложите ребенку построить свой вариант буквы.
  • Закрепите азбуку, выполняя занимательные дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».
  • Попросите ребенка составить предложения с построенным словом — это способствует усвоению его лексического значения.

Внимание!

  • Ребенок должен строить букву перед собой.
  • Познакомьте ребенка с

правилами зеркала.

Для того чтобы показать построенную букву другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы буквы направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы буквы направлены вправо, нужно отвести ее влево. Букву развернуть на 90°.

Пальчиковая азбука (фрагменты)

Буква а

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний — перекладиной

Ровно ляжет в нем.

Буква Б

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и большой образуют кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо и располагаются над кольцом.

Построй по стихотворению

Указательный с большим Мы в кольцо соединим. Остальные под углом Над кольцом объединим.

Буква И

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх.

Левая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяется с указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.

Правая рука. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы Встали, словно уши зайца. Левый средний чуть нагнулся, Пальца правого коснулся.

Буква К

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.

Правая рука. Указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки.

Построй по стихотворению

Указательный и средний

Образуют галочку.

Правый указательный

Вверх направим палочкой.

Буква Л

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к ладони; большие лежат на средних.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы Под углом соединяют. Остальные не мешают,

Их большие прижимают.

Буква X

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные перекрещиваются; большие прижаты к указательным; остальные пальцы согнуты и упираются кончиками в ладони.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные Умны и внимательны: Только их слегка

скрестили — Букву X изобразили

Дидактические упражнения

Живое слово

  • Построй из пальцев слово.
  • Проговори звуковой ряд при построении слова.
  • Составь с этим словом предложение.

Допиши словечко

  • Прочитай слово, построенное из пальцев.
  • Определи, какая буква в нем последняя.
  • Построй из пальцев прочитанное слово.
  • Проговори звуковой ряд при построении слова.

Составь с построенным словом предложение.

Какая буква пропала?

  • Прочитай слово, построенное из пальцев.
  • Определи, какой буквы в нем не хватает.
  • Построй из пальцев прочитанное слово.
  • Проговори звуковой ряд при построении слова.
  • Составь с построенным словом предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем пальцы – развиваем речь!»

Развитие функции руки и речи в ходе развития человека шло параллельно. Проведенные исследования показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенк...

Дидактическая игра "Изучаем буквы, составляем слова"

Для своих воспитанников из логопедической  группы "Утята" МБДОУ № 50 "Журавушка" г. Канска изготовила дидактическую игру по изучению алфавита. Ребята с удовольствием играют в ...

"Пальцы разминаем, буквы составляем"

Предлагаю Вашему вниманию пальчиковую азбуку "Пальцы разминаем, буквы составляем"...

Консультация для родителей «Развиваем пальцы - развиваем речь»

Консультация для родителей «Развиваем пальцы - развиваем речь»...

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных пальчиковых упражнений....

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»...