Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»
методическая разработка (средняя группа)

Колкова Елена Геннадьевна

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных пальчиковых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_azbuka.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»

Пальчиковые игры для развития речи

Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных пальчиковых упражнений.

Предлагаемая «Пальчиковая азбука»

— это система изображения букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:

— внимания, памяти, мышления;

— зрительно-пространственного восприятия и представления;

— мелкой моторики;

— речи;

— конструктивного праксиса.

Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозгов, повышают мышечный тонус.

Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

Методические рекомендации:

1. Закрепите с ребенком названия пальцев рук.

2. Рассмотрите, какие пальцы принимают участие в построение буквы.

3. Прочитайте инструкцию, объясните ее ребенку.

4. Предложите ребенку построить букву по стихотворному описанию самостоятельно.

5. Проверьте правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.

6. Предложите ребенку построить свой вариант буквы.

7. Закрепите азбуку, выполняя занимательные дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».

8. Попросите ребенка составить предложения с построенным словом – это способствует усвоению его лексического значения.

Внимание!

* ребенок должен строить буквы перед собой;

* познакомьте ребенка с правилами зеркала;

Для того чтобы показать построенную букву другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы буквы направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы буквы направлены вправо, нужно отвести ее влево. Букву развернуть на 90 градусов.

Некоторые фрагменты пальчиковой азбуки

Буква А

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука: пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука: средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний – перекладиной

Ровно ляжет в нем.

Буква Б

Построй по инструкции

Левая рука: пальцы располагаются так: указательный и большой образуют кольцо, соединяясь кончиками;  остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо и располагаются над кольцом.

Построй по стихотворению

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Остальные под углом

Над кольцом объединим.

Буква И

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх.

Левая рука: пальцы располагаются так: средний соединяется с указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.

Правая рука: средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы

Встали, словно уши зайца.

Левый средний чуть нагнулся,

Пальца правого коснулся.

Буква К

Построй по инструкции

Левая рука: пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.

Правая рука: указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки.

Построй по стихотворению

Указательный и средний

Образуют галочку.

Правый указательный

Вверх направим палочкой.

Буква Л

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к ладони; большие лежат на средних.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы

Под углом соединяют.

Остальные не мешают,

Их большие прижимают.

Буква Х

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные перекрещиваются; большие прижаты к указательным; остальные пальцы согнуты и упираются кончиками в ладони.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные

Умны и внимательны:

Только их слегка скрестили –

Букву Х изобразили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем пальцы – развиваем речь!»

Развитие функции руки и речи в ходе развития человека шло параллельно. Проведенные исследования показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенк...

Дидактическая игра "Изучаем буквы, составляем слова"

Для своих воспитанников из логопедической  группы "Утята" МБДОУ № 50 "Журавушка" г. Канска изготовила дидактическую игру по изучению алфавита. Ребята с удовольствием играют в ...

"Пальцы разминаем, буквы составляем"

Предлагаю Вашему вниманию пальчиковую азбуку "Пальцы разминаем, буквы составляем"...

Консультация для родителей «Развиваем пальцы - развиваем речь»

Консультация для родителей «Развиваем пальцы - развиваем речь»...

Пальцы развиваем, буквы составляем

Усвоение букв пройдет бы­стро и эффективно, если ре­бенок будет их запоминать в процессе занимательных уп­ражнений. Предлагаемая «Пальчиковая азбука» — это система изобра...

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»

Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»...