АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
статья по логопедии на тему

Султанова Ольга Ивановна

У детей с особенностями развития нередко возникают трудности налаживания контакта с окружающим миром. Особые дети не могут сами овладеть коммуникативными умениями и навыками, поэтому взрослые, находящиеся рядом с ними, должны им в этом помочь.Включение в логопедическую работу арт-терапии как совокупности методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, позволяет осуществлять комплексную коррекцию нарушений в развитии ребёнка, так как коммуникативные трудности всегда обусловлены  нарушениями в сфере сенсорного, моторного, когнитивного или аффективного развития. Арт-терапевтические методы и приёмы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_nsportal.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

«АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ

С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

И МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Логопедия очень тесно связана с педагогикой, психологией и медициной, именно этим обусловлено использование в логопедической деятельности технологий и методик смежных для неё наук, позволяющих повысить эффективность коррекционного процесса.

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями, в том числе с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями, требует особого подхода. Очень часто такие дети не владеют вербальной коммуникацией, у них нарушены гармоничные отношения с окружающим миром, нет взаимопонимания с детьми и взрослыми, находящимися рядом. Процесс развития навыков общения в данном случае целесообразно начать с арт-терапевтических методов.  Они помогут заинтересовать ребёнка, вовлечь его в совместную деятельность. Арт-терапия развивает представление о деятельности как об игре, а игра неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению взаимоотношений между людьми.

Игры с песком, куклой-марионеткой,  на музыкальных инструментах, изобразительная деятельность, упражнения кинезиотерапии, логоритмика – все эти виды арт-терапии позволяют на начальном этапе научить ребёнка общаться, использовать невербальные средства как альтернативные системы коммуникации, которые в дальнейшем могут стать основой  устной речи ребёнка. На последующих этапах приёмы арт-терапии не менее значимы: создавая благоприятный эмоциональный фон, они способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, занимаясь интересным для него делом, ребёнок лучше выполняет инструкцию, требующую от него речевой активности, что позволяет автоматизировать звукопроизнощение, развивать лексику и грамматику, диалогическую речь.

В своей работе по развитию навыков общения у особых детей мы используем различные виды арт-терапии.

Элементы музыкотерапии.

Игра с музакальными инструментами (бубен, металлофон, маракасы, трещётка, ложки) позволяет выплеснуть отрицательные эмоции или получить положительные посредством звучания инструмента, развивать чувство ритма, слуховой анализатор, стимулировать речевую активность. Сначала мы используем один инструмент, постепенно знакомясь с остальными (ребёнку предлагается послушать, как звучит инструмент, поиграть на нём самому; отгадать, какой из инструментов, спрятанных за ширмой, прозвучал; посчитать количество звучаний (например, удары бубна); повторить ритмический рисунок; проговорить звуки, слоги, слова под ритмичное звучание инструмента). Музыка также используется и во время проведения логопедического массажа: спокойная при расслабляющем, более энергичная при тонизирующем.

Куклотератия.

Любому ребёнку всегда интересен кукольный театр. Кукла-марионетка, «оживающая» в процессе взаимодействия с ребенком, привлекает его внимание, мотивирует к ответному действию, диалогу – создаётся ситуация общения.  Поведение куклы, тематика разговора определяются интересами конкретного ребёнка, его потенциальными возможностями. Многократно разыгранные ситуации, эмоционально пережитые и освоенные в игре, постепенно входят в повседневную жизнь ребёнка, расширяя его коммуникативные возможности. Например, игровая ситуация «Пьём воду»: Кукла просит у ребёнка попить воды. Если ребёнок самостоятельно не выполняет действие (налить воды в стакан и подать кукле), то педагог сначала помогает ему свободной от куклы рукой (механическая поддержка), впоследствии – инструкцией (словесная поддержка). После того, как ребёнок научится выполнять просьбу, педагог предлагает ему самому попросить у куклы воды. Таким образом, ребёнок научается не только действиям с посудой (налить воды в стакан), но и овладевает навыком просьбы (вербальным или невербальным способом – зависит от его возможностей), что очень важно в процессе развития навыков общения у детей с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями.

Во время игры с куклой-марионеткой у детей совершенствуются и моторные навыки, координация движений правой и левой рук, вращения кистями и пальцами.

Изо-терапия.

Характерной чертой детей с расстройством аутистического спектра является нарушение произвольного внимания, поэтому они воспринимают окружающую их действительность всю целиком (фотографическая память), не умея  вычленить из всего потока нужную  им информацию. Произвольное внимание развивается на основе совместного внимания, которое, в свою очередь, формируется через совместную с педагогом деятельность  с материалами, заинтересовывающими любого ребёнка: красками, пластилином, бумагой. Особенные дети, в отличие от нейротипичных, не всегда сразу включаются в деятельность, предлагаемую педагогом – «не замечают» её,  не знают, что она может быть интересной. Если ребёнок  не реагирует на словесное приглашение, то педагог сам начинает «играть в художника». В какой-то момент ребёнок присоединится к нему, постепенно включится в совместную деятельность, пусть и не на первом занятии. Художественное творчество позволяет сгладить адаптационные трудности, заинтересовать ребёнка совместной игрой, которая позволит педагогу решить коррекционные задачи. Например, ребёнок не хочет заниматься - он не понимает, зачем ему это нужно, у него нет в этом жизненной необходимости. При этом нередко такие дети, капризничая или занимаясь своим делом, тем не менее, видят, что делает находящийся рядом взрослый. А взрослый нарисовал яблоко и выкладывает его по контуру пластилиновыми шариками. В очередной раз он даёт шарик ребёнку, и тот, как правило, принимает его, продолжая ритмичное действие. Таким образом, ребёнок включается в совместную деятельность, снижается уровень его тревожности, он понимает, что такое занятие.

Начинать изодеятельность  целесообразно с неинструментальных видов:

  • пластилин (разминание, отщипывание маленьких кусочков, скатывание шариков, рисование пластилином);
  • отрывная аппликация;
  • пальчиковые краски.

Данные виды деятельности очень хорошо развивают и мелкую моторику, подготавливают к правильному захвату ручки, карандаша.

На более поздних этапах, или при работе с достаточно функциональными детьми, рисование, лепка, аппликация позволяют автоматизировать навыки звукопроизношения, развивать лексико-грамматический строй, диалогическую и связную речь, зрительное внимание, мышление.

Например, при выполнении аппликации из геометрических фигур по образцу, с ребенком можно закреплять названия геометрических фигур, учить его владеть ножницами, конструировать, соотносить свою работу с образцом, отвечать на вопросы, рассказывать о получившейся картинке.

Мнемотехника.

Выучить стихотворение с детьми, имеющими трудности в развитии, порой очень даже не просто. Но если сначала это стихотворение нарисовать вместе с ними, или подобрать подходящие картинки, то цель будет достигнута быстрее и проще. Мнемотехника позволяет не только облегчить процесс запоминания текста, но и способствует развитию связной речи, ассоциативного мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания, ускоряет автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Кинезиотерапия (телесноориентированные техники).

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, говорить). Развитие двигательной сферы ребёнка может опосредованно повлиять на развитие его высших психических функций, в том числе и речи как одной из них.

Приёмы биоэнергопластики в процессе укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата (соединение движений языка, губ, щёк  с движениями кистей рук) позволяют заинтересовать детей упражнениями артикуляционной гимнастики, а, следовательно, повысить их эффективность.

В качестве физминуток мы нередко используем растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела для нормализации тонуса мышц, при этом ребёнок учится управлять своим телом.

Дыхательные упражнения, как часть кинезиотерапии,  улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие.  Мы предлагаем детям (словесной инструкцией или собственным примером) выполнять различные действия двумя руками одновременно: рисовать простые фигуры, откручивать и закручивать крышки, плести косичку, перекладывать мелкие предметы. Также в данном направлении арт-терапии используются упражнения, предполагающие быструю смену положения рук или пальцев рук, например «Кулак – кольцо – ладонь».

Логоритмика.

Игры под музыку – одно из любимых занятий многих детей. Нередко ребёнок не владеет элементарными речевыми навыками вследствие того, что у него не развиты подражательные способности. Логоритмические упражнения позволяют ненавязчиво, в процессе игры развить эти способности. Очень часто ребёнок не повторяет движения потому, что не понимает, как это нужно делать. В этом случае мы начинаем с механической поддержки, выполняя упражнения совместно с ребёнком (двигая его руками и ногами). Постепенно такая поддержка заменяется словесной инструкцией («Поднимай ручки», «Опусти ручки», «Топай ножками», «Хлопай ладошками», «Повторяй за мной»), а затем совсем убирается: ребёнок учится подражать без поддержки, опираясь только на песню и движения педагога или других детей. Бывает так, что овладев элементарными подражательными навыками на уровне движений, дети начинают повторять звуки, слоги, слова (в соответствии с личностным потенциалом) – появляется речевая активность – начало будущей устной речи.

Песочная терапия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, интересная ему в любом возрасте. Занятия с песком, умело организованные логопедом, позволяют стимулировать речевую функцию у неговорящих детей и совершенствовать умения и навыки практического общения у детей с речевыми трудностями, используя вербальные и невербальные средства; способствуют обогащению пассивного и активного словарного запаса; побуждают детей к активным действиям и концентрации внимания; развивают фантазию и образное мышление.

Нередко дети с расстройством аутистического спектра сначала не реагируют на призыв педагога поиграть с песком. В этом случае мы продолжаем начатое действие, играя «с самим собой». В определённый момент ребёнок заинтересуется и подойдёт к песочнице, а педагог ненавязчиво, органично включит ребёнка в совместную деятельность: сыпать песок из ладошки; «скользить» по поверхности песка (как змейка, машина…); оставлять отпечатки кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок…); «гулять» каждым пальчиком поочередно правой и левой руки и т. д. После того, как ребёнок включится в игру, педагог делает отпечатки кистей рук на песке и предлагает сделать это ребёнку. Затем педагог рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую, что песок прохладный. А что чувствуешь ты?». Получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том, что чувствует, соприкасаясь с песком. С невербальными детьми такой вид деятельности также целесообразен: обогащается их пассивный словарь, развивается внутренняя, импрессивная речь. Такие нехитрые упражнения с песком имеют огромное значение для развития психики ребенка: стабилизируют эмоциональное состояние; развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, учат прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Всё это, бесспорно, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с речевыми трудностями. А главное - ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других – создаётся основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

С детьми, имеющими достаточную функциональность, игры с песком позволяют в интересной для них форме работать над развитием фонематических способностей, координации движений рук, зрительно – моторной координации, автоматизацией и дифференциацией звуков.

Например, игра «Дорожки»: Ребёнок из камешков выкладывает дорожку в произвольном или заданном порядке (например, при дифференциации звуков [С] - [Ш] можно выложить тропинки от мыШонка к Собаке, чтобы они могли прибежать друг к другу в гости). Когда дорожки готовы, ребёнок шагает по камешкам двумя пальчиками левой (правой) руки. Движение сопровождается произнесением (длительным или отрывистым на каждый шаг) автоматизируемых / дифференцируемых звуков (мышонок «идёт» к собаке («шагают» пальчики) и поёт свою песенку: Ш – Ш – Ш, собака отправляется к мышонку (можно поменять руку), напевая свою: С – С – С.) В зависимости от этапа автоматизации, звуки произносятся изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Включение в логопедическую работу арт-терапии как совокупности методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, позволяет осуществлять комплексную коррекцию нарушений в развитии ребёнка, так как коммуникативные трудности всегда обусловлены  нарушениями в сфере сенсорного, моторного, когнитивного или аффективного развития.

Арт-терапевтические методы и приёмы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Список литературы:

  1. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е.С. Бабина // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41-48.
  2. Борис О.В. Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями [Электронный ресурс], - http://nsportal.ru/ - статья в интернете.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. - С-Пб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96с.
  4. Колеошкина С.Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда / С.Н. Колеошкина // Школьный логопед. – 2007. – № 2.- С.31-39.
  5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2002. – 368с.
  6. Лазарева С.А. Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс], - http://pandia.ru/ - статья в интернете.
  7. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
  8. Мудрик А.В. Актуальные вопросы современного воспитания / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2011. – 231с.
  9. Панфилова М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. -  М.: ГНОМиД, 2001. -160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ресурсов арт-терапии в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В работе расскрываются особенности работы с обучающимися с ОВЗ, используя методы арт-педагогики...

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....

Конспект индивидуального занятия на тему "В гостях у сказки" для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с расстройствами аутистического спектра.

В конспекте индивидуального занятия отражено как в процессе игр с детьми формируются основные приемы при лепки: вдавливание, сплющивание;  прямого и кругообразного  раскатывания  пласти...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной проблеме развитиякоммуникативных навыков у дошкольников, имеющих ограниченные воз-можности здоровья....

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...