Задания по лексическим темам для работы с детьми 5-7 лет с диагнозом ТНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Савелюк Татьяна Ивановна

В статье представлены задания по лексическим темам: «Материалы. Инструменты», «Профессии».                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по лексическим темам для работы с детьми 5-7 лет с диагнозом ТНР

Тема: «Материалы. Инструменты»                        

Лексика: Бумага, вата, ватный, винт, вскапывать, выкапывать, гайка, гвоздь, грабли, дерево, деревянный, железо, железный, забивать, закручивать, каменный,  камень, капрон, капроновый, нож,  клещи, кожа, кожаный, копать, лопата, металл, металлический, молоток, ножницы, отвертка, откручивать, перекапывать, пила, пилить, пластмасса, пластмассовый, разбирать, резать, резина, резиновый, рубанок, рубить, сверло, сверлить, стекло, стеклянный, тиски, топор, шило, шуруп.

                                      Лексико-грамматические упражнения

                                                         «Назови  ласково»

Гвоздь-гвоздик, молоток-…, лопата-…, нож-…, ключ-…, гайка - …, грабли - …, стекло - …, винт - …, топор - …

«Один  - много»

Гвоздь - много гвоздей, ножницы -…, отвертка - , иголка-…

Бинт - много бинтов, грабли - …, камень-…,

лопата-…, молоток-…, пила-…, шуруп-…

«Сосчитай  до пяти»

Один нож-два ножа, …, …, …

одна гайка -…, один топор-…,

одна пила-…, одна отвертка-…,

Один маленький гвоздик, …, …, …, …

одни острые ножницы- …

одна крестовая отвертка - …

одно тонкое сверло- ….

Игры на развитие слухового и зрительного восприятия

«Исправь  ошибку»

Острая нож; маленький ножницы; длинная гвоздь; Гвозди забивают отверткой. Бумагу режут топором.

Иголкой нельзя уколоться.

Грабли нужны для того, чтобы копать землю.

С помощью молотка мы пилим дрова.

Гаечным ключом я открываю дверь.

«Какое  слово  отличается от  других?»

Грабли, грабли, сабли, грабли;

Топор, мотор, топор, топор;

Гайка, зайка, гайка, гайка

Гвоздь, гвоздь, трость, гвоздь;

Нож, ложь, нож, нож;

Дрель, трель, дрель, дрель

«Что лишнее? Почему?»

Железо, резина, металл, ручка;

Гвоздь, пила, ножницы, нитки;

Деревянный, металлический, добрый, пластмассовый

Отвертка, карандаш, клещи, рубанок;

Откручивать, закручивать, сгребать, прикручивать

Развитие  фонематических процессов

Определение на слух: наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Определение местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Самостоятельный подбор слов на заданный звук

Развитие  связной  речи

 «Закончи  предложение»

Бумагу и ткань режут (чем?) - …

Дрова пилят - …   Гвозди забивают - ….

Мы вворачиваем шурупы с помощью …

Старый гвоздь можно вытащить (чем?) - …

«Что мы делаем с помощью этих предметов ?»

Пилой- пилим дрова, ножницами -…,топором  -…, лопатой -…,молотком - …,клещами-…

                                        Тема: «Профессии»

Лексика: архитектор, артист, бетон, бетонщик, благоустраивать, бульдозер, возводить, воспитатель, кран, высотный, городской, деревенский, деревянный, железобетонный, камень, каменщик, кирпич, кирпичный, кладка, класть, комфорт, котлован, красиво, красить, краска, кровельщик, кровля, крыша, маляр, мастер, свая, многоэтажный, паркет, паркетный, паркетчик, плитка, плиточник, строить,  плотник, поднимать, сантехник, сваривать, сварщик, стеклить, стекло, стеклянный, стекольщик, строгать, стройка, трактор, управлять, устанавливать, фундамент, цемент, экскаваторщик, электрик, стена и т.д.

Лексико-грамматические упражнения

«Назови  ласково»

     Как называется человек, который …?

кирпич  - кирпичик, доска - …,

стена - …, краска- …

Учит детей - учитель, строит дома - …, красит стены - …, чинит часы - ..., лечит людей - …, вставляет стекла - …

«Один  - много»

«Измени по образцу»

врач – много врачей,  повар -…, кран-…, крыша - …

груз - грузовой, кирпич -…, строитель-…, высота-…, бетон-….

«Сосчитай  до пяти»

один камень - два камня …,

один маляр - …, одна крыша- …,

один мастер- …

одно тонкое стекло-два тонких стекла, …; одни сломанные  часы- …; одна кирпичная стена- …; один подъемный кран- …

Игры на развитие слухового и зрительного восприятия

«Исправь  ошибку»

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

Летчик ездит, а шофер летает.

Врач принимает больных в магазине.  Водитель красит стены. Полицейский тушит пожары. Врач строит дома.

«Что лишнее? Почему?»

                 «Объясни слово»

доктор, сварщик, водитель, лопата;

автобус, продавец, музыкант, сварщик

рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод

«Какое  слово  отличается от других?»

продавец, молодец, продавец, продавец;

строитель, учитель, строитель, строитель

учит, учитель, учет, учительская;

груз, грузить, грусть, грузчик;

час, часто, часовщик, часовой

Развитие  фонематических процессов

Определение на слух: наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Определение местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Самостоятельный подбор слов на заданный звук

Развитие  связной  речи

                      Составление рассказа о профессиях родителей по плану: 

Ф.И.О. мамы (папы). Где работает? Назови атрибуты профессии. Где работает мама(папа) – на улице или в помещении? С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...

Каталог дидактических,сюжетно-ролевых,подвижных игр по лексическим темам в работе с детьми с ОВЗ

Данный каталог может использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Домашнее задание по лексическим темам в подготовительной группе

Подобраны игры и упражнения для закрепления лексики и грамматики в домашних условиях...

Календарный план коррекционной работы с детьми. Лексическая тема "Все работы хороши"

Лексическая тема: «Все работы хороши». Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фонематического восприятия, артикуляционной моторики....

Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»

Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»...

Методический материал: "Домашнее задание учителя-логопеда родителям для работы с детьми с ТНР среднего возраста по лексической теме "Осень".

Данное задание будет полезно для учителей -логопедов при составлении домашнего задания по теме "Осень". Возраст детей - 4-5 лет. ОНР, 2 уровень речевого развития....