Речевые сказки.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Сеитова Алина Амановна

Улучшение грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_skazki.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи. Грамматика в рассказах и сказках

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

Тема: «Овощи»

Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

- Что — бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день — кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей — самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:

- Кто спорил в огороде?

- Какая морковка?

- Какой огурчик?

- Какой лучок?

- Какие помидорчики?

- Какой укропчик?

- Что приготовили из овощей?

Тема: «Фрукты»

Цель: — Согласование существительных и прилагательных с числительным;

- Образование единственного и множественного числа существительных.

Запасливый Ёжик.

Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»

Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»

Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»

Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:

- Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?

- Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, — ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:

- Куда пришёл Ёжик?

- Что считал Ёжик?

- Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.

- Зачем он их считал?

Тема: «Грибы»

Цель: — Различать и употреблять предлоги;

- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Грибники.

Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около  берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.

Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы к тексту:

- Куда пошли Петя и Вася?

- Где стоял маслёнок?

- Где росли моховики?

- Откуда виднелись жёлтые лисички?

- Где нашли подберёзовик?

- Откуда выглядывал подосиновик?

- Рядом с чем нашли боровики?

Тема: «Осень»

Цель: - Образование относительных прилагательных;

- Согласование прилагательных с существительными

Букет для мамы.

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня —  и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму  рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой  наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

Вопросы к тексту:

- Где было очень красиво?

- Какие были листья на деревьях?

- Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

- Кому он подарил букет?

Тема: «Игрушки»

Цель: — Различение значений и употребление предлогов;

- Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Мишин сон.

Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины  он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её  так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем  из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», — подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.

Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.

Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

Вопросы к тексту:

- Во что Миша любил играть?

- Откуда он достал кубики?

- Где взял машину?

- Куда он загрузил кубики?

- Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?

- Куда он бросил самолёт?

- Что приснилось Мише?

- Чего больше не было у него?

- Почему ему стало грустно?

- Когда он проснулся, что он понял?

Тема: «Посуда»

Цель: — Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Образование относительных прилагательных.

Чаепитие.

Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.

Однажды Маша предложила Юле  попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы к тексту:

-Как звали сестёр?

- Кто из них была старшая?

- Что Маша предложила Юле?

- В чём девочки заварили чай?

- Куда положили сахар?

- Куда выложили сухари?

- Во что положили конфеты?

- Во что Маша наливала чай себе и сестре?

- С чем девочки пили чай?

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: — Согласование существительных с притяжательными местоимениями;

- Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

Жадная Принцесса.

В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.

Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» — сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.

С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» — уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы к тексту:

- Где жила Принцесса?

- Что кричала она, когда ей нравилась какая — ни будь вещь?

- Кому Король не мог отказать?

- Куда  однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

- У кого слуги отобрали коня?

- Куда поскакал конь?

- Откуда вылез медведь?

- Куда вернулась Принцесса?

Тема: «Зима»

Цель: — Изменение существительных по падежам;

- Употребление предлогов.

Снеговик.

Однажды  зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика.  Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:

- Кого слепили дети?

- Из чего слепили Снеговика?

- Чем замело дороги?

- По — чему шёл Снеговик?

- Кого встретил он в соседнем дворе?

- О чём беседовали Снеговики?

- Кого утром будут лепить дети?

Тема: «Дикие звери».

Цель: — Образование притяжательных прилагательных;

- Употребление сложных предлогов –из –за, -из — под.

Как звери в прятки играли.

Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить  и разбежались кто куда. Водить стал волк.  Из — под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» — сказал волк. Из – за куста, он увидел  заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из — под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:

- Кто играл в прятки?

- Кто водил?

- Откуда виднелся лисий хвост?

- Что торчало из – под ёлки?

- Откуда волк увидел заячьи уши?

- Что увидел из – за куста?

- Что блестело в дупле?

- Откуда торчали ежиные иголки?

- Что торчало из – под корней?

- Откуда была видна медвежья лапа?

- Что было видно из – за кустиков?

Тема: «Домашние животные»

Цель: — Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;

-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

Хвастливый кот.

В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и  не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры —  в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.

Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:

- Где жил хвастливый кот?

- Как его звали?

- Как хвастался кот?

- Где прятались куры?

- Где прятались свиньи?

- Где прятались коровы?

- Где прятались лошади?

- Где прятались кролики?

- Кто напугал хвастливого кота?

Тема: «Транспорт»

Цель: — Употребление приставочных глаголов;

- Употребление предлогов.

Трудолюбивый грузовичок.

Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина.  Когда он подъехал к светофору,  то увидел, что от остановкиотъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.

Вопросы к тексту:

- Где жил маленький грузовичок?

- Что делал грузовичок с утра до вечера?

- Из гаража он что сделал, выехал или въехал?

- На заправку он заехал или переехал?

- Когда он заправился, то уехал или заехал?

- К светофору он подъехал или выехал?

- От остановки отъезжал или подъезжал автобус?

- По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?

- До песчаного карьера он доехал или переехал?

- В обратный путь грузовичок поехал или заехал?

Тема: «Весна»

Цель: — Употребление сравнительной степени наречий;

- Употребление падежных форм существительных во множественном числе.

Весна.

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

Вопросы к тексту:

- Какие дни стали весной?

- Как светит солнце?

- Как поют птицы?

- Где тает снег?

- Где распускаются подснежники?

- На чём набухают почки?

- Что стали вить грачи?

- Кто сменит белые шубки на серые?

- Откуда вылезут медведи?

- Откуда вернуться перелётные птицы?

Тема: «Семья»

Цель: — Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-;

- Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Мамина помощница.

Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки.  В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» — спросила мама.  «Я уже очень устала» — ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

- Кто решил навести порядок?

- Чью кружку вымыла Маша?

- А чью чашку?

- Чьи очки она протёрла?

- Чей был зонтик?

- Чей фартук Маша повесила на кухне?

- Чьи были газеты?

- Чью обувь она поставила в ряд?

- Чьи игрушки остались не убранными?

Тема: «Мебель»

Цель: — Согласование числительных с существительными и прилагательными;

- Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

Новоселье.

У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель  отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата.

- Чтобы есть нужен обеденный стол, — сказала медведица.

- А нам нужен столик, чтобы играть, — дружно сказали медвежата.

- Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, — прорычал медведь.

- И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.

- Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, — сказала медведица.

- Для игрушек купите нам тумбочку, — попросили медвежата.

- Надо купить тумбу под телевизор, — сказал медведь.

-  Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф,  — говорила  медведица.

- А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.

- Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, — прорычал медведь.

Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:

- Что построила медвежья семья?

- Чего не было в новом доме?

- Чтобы есть, какая нужна мебель?

- Что надо было медвежатам, чтобы играть?

- Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?

- На чем медведи будут спать?

- Что просили медвежата для игрушек?

- Что надо купить под телевизор?

- Для посуды, что надо медведям купить?

- Куда они будут убирать одежду?

- Что ещё надо купить в комнату и на кухню?

- Куда медведи привезли мебель?

Тема: «Профессии»

Цель: — Употребление существительных в творительном падеже;

- Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

Кем быть?

Однажды Витя задумался –  кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить…  А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится — нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить?

Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу.  «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» — подумал Витя и побежал гулять.

Вопросы к тексту:

- О чём задумался Витя?

- Кем хотел работать Витя на автобусе?

- А кем хотел работать на поезде?

- Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?

- Кем хотел быть, чтобы людей лечить?

- Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?

- Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?

- О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?

Тема: «Цветы»

Цель: - Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;

- Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

На цветочной клумбе.

На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых  лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:

- Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, — говорили синие васильки.

- А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, — отвечали им белые ромашки.

- А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.

И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.

- Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, — загрустили белые ромашки.

Вопросы к тексту:

- Где росли цветы?

- Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?

- Кому мешали белые ромашки?

- Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?

- Кому мешали красные гвоздики?

- Куда спряталось солнце?

- Кто загрустил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на речевое развитие "Сказка за сказкой"

Данное игровое пособие поможет детям не только рассказывать и пересказывать знакомые сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, пр...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Образовательная область "Речевое развитие". Познавательно - речевой досуг в подготовительной школе группе, тема «Путешествие по сказкам»

Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок, расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок....

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»

       Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это исто...