Эффективные приемы коррекции звукопроизношения.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Переберина Евгения Дмитриевна

В настоящее время одна из самых актуальных проблем среди детей дошкольного и младшего школьного возраста — нарушение звукопроизношения. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.Нарушение звукопроизношения затрудняет у дошкольников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приемы коррекции звукопроизношения.

Одним из самых эффективных приемов является игра. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Разнообразные виды игр можно использовать как воспитателям в детском саду на занятиях по развитию речи, так и родителям для закрепления результата при занятиях с логопедом. Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

Кто дольше?

Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя — тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае взрослый оценивает его правильность и награждает участников.

Научи Петрушку.

Взрослый берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка — ученика.

Поедем на машине.

Игра используется для автоматизации изолированного звука [р].  На альбомном листе ребенок и взрослый рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2—3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ж] — жука и т.д.

Повтори для мишки.

На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.

Давай проверим!

При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, взрослый проверяет и отмечает старательность и усердие ученика.

Пальчики здороваются

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Маленькие ножки бежали по дорожке...

Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы — это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

Говорящие руки.

Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Взрослый дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую — [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок медленном темпе произносит: Ш — а, ш — а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

На альбом листе взрослый рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

Ромашка.

Необходимо нарисовать крупную ромашку, в центре которой написать необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5—7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Раз - шажок, два - другой...

Ребенок стоит, руки на поясе. Взрослый предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Прокати мяч.

Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Телеграмма

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Взрослый, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша — са , ко — го, зу — жу — зу и др.

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы с родителями.

За более подробной консультацией Вы можете обратиться к учителю –логопеду детского сада № 1 (корп.1) Перебериной Е.Д. каждую среду с 17.00 до 18.00

Список литературы:

  1. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков в рамках раздела «Речевые игры и упражнения»/ О.В. Шичанина // Логопедия. – 2005. - №5. – С. 976
  2. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверствова. М., 1985.
  3. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Для того чтобы коррекционная  работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих ...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.  Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, для отработки  определенных положений г...

«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....