Речевое развитие через игры с рисунками
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Антонова Светлана Владимировна

К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по словам Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Консультационный материал для педагогов включает игры с рисунками при постановке, автоматизации, дифференциации звуков, что значительно ускоряет процесс компенсации речевого дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Речевое развитие через игры с рисунками

К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Дитя… мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по словам Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения.

 Предварительную работу, направленную на совершенствование процесса обучению дошкольников изобразительной деятельности, совсем необязательно проводить специально. Её можно осуществлять в других видах деятельности одновременно с решением основных задач.. Например, на прогулке планируется повести наблюдение за растениями , при этом подготавливаются вопросы, направленные на развитие речевого общения и обследование детьми предметов, которые им нужно отразить в рисунках

Если на занятиях по развитию речи воспитатель читает сказку, то в беседе он может своими вопросами заострить внимание детей на тех деталях костюма, внешнего вида героев, которые им нужно будет отобразить в рисунке. Например, после прочтения сказки «Жар-Птица» можно спросить: «Как описан в сказке внешний вид Жар-Птицы? Кто запомнил?» Целесообразно повторно зачитать места сказки, которые помогают ответить на вопросы.

Рисование можно брать во все периоды обучения и во всех видах занятий по развитию речи. Для рисования требуются небольшие листы бумаги. Рисунки можно делать на занятиях по звукопроизношению и по развитию фонематического слуха. Чтобы помочь передать в рисунке разные предметы, надо объяснить, как лучше и проще их изобразить. Рисуя предмет на доске, обращается внимание на форму каждой его детали, каждой части, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Лягушку сравнивают, например, с огурцом или морковкой, задние лапки – с овалом и т.д. Тогда сложный для детей рисунок становится доступным.

Можно провести игру «Замечательный художник». Предлагается подобрать слова с изучаемым звуком. Если дети не ошибаются, рисуются соответствующие предметы на бумаге.

Дети всегда с интересом включаются в игру, начинают задавать множество вопросов. От занятия к занятию изобразительные навыки совершенствуются. Фантазия детей беспредельна. На рисунках появляется много незаметных деталей (ковры, шпаги, пушки, корабли и др.)

Иногда, звук сразу связывается с образом: например, дети интонационно выделяют звук [О] в стихотворении З. Александровой:

Оля, Оля, Олюшка,

Встанет раньше солнышка,

Встанет раньше солнышка,

Говорит, как скворушка,

Как воробушек поскачет,

Упадет и не заплачет!

Детям предлагается нарисовать девочку и подписать рисунок буквой «О». Далее, чтобы закрепить знание буквы, обращаются к стихотворению

А. Шибаева:

О – как обруч,

Захочу,

По дороге

Покачу!

При знакомстве с буквой Х можно прочитать диалог Э. Шима «Хомяк и крот». Дети рисуют картинку по содержанию диалога и подписывают буквой Х.

Любой вид работы со звуками: знакомство, автоматизация, дифференциация – может находить свое отражение в детских рисунках.

Дошкольники трудно усваивают йотированные звуки. Здесь тоже рисунок очень хорошо помогает. Ребенок изображает ёлку или ерша, делают схемы звукового анализа этих слов, затем, заменяют символы буквами. Рисунок и схема помогают понять, почему в слове «ёрш» четыре звука, но 3 буквы, а в слове «ёлка» 5 звуков и 4 буквы.

        Подбирая слова для закрепления звуков, детям можно дать задание нарисовать 2 -4 предмета. Полученные представления дошкольники отражают в рисунках и делают звуковой анализ к этим словам.

        При работе над дифференциацией звуков в словах, дети рисуют предметы с оппозиционными звуками. При изучении ударения так же (зАмок и замОк). Производится звуковой анализ этих слов и подписываются рисунки. Дается задание найти различия в словах. Рисунок помогает уяснить смысловое значение слов и связать это с ударением.

        Таким образом, любая лексическая тема, закрепленная в изобразительной деятельности, усваивается быстрее и глубже. В работе над словом можно использовать схематический рисунок в виде солнышка: например, от слова «снег» с помощью приставок и суффиксов можно образовывать родственные слова. Солнечный круг-это главное слово, а лучи – родственные слова, которые можно образовать. Лучи могут быть разноцветные. Это помогает лучше запомнить слова и при необходимости воспроизвести их, опираясь на свою схему.

        При изучении предлогов рисунок помогает пространственные отношения предметов (Самолет летит над рекой, лампа висит над столом, крот живет под землей и т.д.).

Большое влияние оказывает рисунок и на развитие связной речи. Дети инсценируют сказки, затем, персонажи появляются на рисунках.

          В работе по развитию речи очень важен контакт с родителями. Можно предложить папам и мамам вместе учить детей рисовать, рассматривать рисунки таких авторов, как В. Сутеев и художников, которые предлагают различные приемы рисования птиц, рыб, зверей.

        Подводя итог вышесказанному, хочется отметить еще раз: рисунки помогают решать задачи исправления и совершенствования  речи детей, вызывают интерес к занятиям, снижают психическое напряжение.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Пояснительная записка.Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с...

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе: "Играем с клоуном Тяп-Ляп"

Конспект НОД по речевому развитию через игры с элементами театрализации в средней группе:"Играем с клоуном Тяп-Ляп"...

Конспект НОД «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Люди всех возрастов проявляют интерес к играм-головоломкам. Но одно из почетных мест занимают ребусы разных видоа , с разными правилами разгадывания. но для детей работа с ребусами решает множество пе...

Познавательно-речевое развитие через игру

Для родителей и педагогов ДОУ...

Предупреждение задержки речевого развития через игру

Речевые игры для детей раннего возраста. Для предупреждения задержки речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка предлагаются игры для многократного повтрения дома....

Методическая разработка по образовательной деятельности Речевое развитие через игру по теме: «Магазин Игрушек» в старшей группе.

Вид деятельности: Игравой.Облость: Речевое развитие Цель: формирование у детей  деологической и монологической  формы речи.Задачи:- Формировать умение у детей грамматичееески прапвельно...