Главные вкладки

    План конспект по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности старшего возраста с использованием инновационных технологий (куклотерапии и су-джок терапии) «Знакомство со звуком К»
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Гусева Светлана Вячеславовна

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • познакомить со звуками [К]

    Коррекционно-развивающие:

     развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; фонематические процессы, развивать грамматический строй речи;

    • упражнять в определении места звука в словах
    • развивать зрительное восприятие, логическое мышление; память

    Коррекционно-воспитательные:

    • развивать навыки самоорганизации и контроля;

    Оборудование: зеркала, карандашиОборудование: зеркала, карандаши, кукла Квакуша, су-джок колечки, картинки,  альбомы по обучению грамоте.

    Ход занятия

    1.         Организационный момент.

    Дидактическая игра «Назови последний звук в слове» (цель: развитие фонематических процессов)

    Логопед: ребята, сегодня нас ждет интересное путешествие к фее Фонетике, но прежде, чем мы туда отправимся, надо подготовится. Итак, первое задание….

    (Логопед называет слово, ребенок проговаривает его и определяет последний звук. Дети проходят в кабинет, встают в круг.

    -Дом, кот, дым, сок, том, нос, сом, рак.

     2.        Развитие общей моторики. (Координация речи с движением). Логопед: что ж вы молодцы, а теперь мы поиграем с нашим любимым волшебным мячиком :

    «Тот, кто мячик получает, слово наоборот называет»

    Дидактическая игра «Скажи наоборот» (цель: пополнение атрибутивного и предикативного словаря антонимов)

    Логопед бросает мяч и называет слово, а ребенок в ответ – противоположное по значению.

    Большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, горячий – холодный, узкий - широкий, твердый – мягкий, грязный – чистый, близкий – далекий, смелый – трусливый, подниматься – спускаться, одевать – раздевать, испачкать – почистить и т.д.)

    3. Самомассаж пальцев рук с использованием су-джок колечек. (цель – закрепить названия пальчиков, ориентация в схеме тела)

    Логопед: молодцы, ребята. Посмотрите, кто к нам в гости пришел. Появляется кукла Квакуша – логопедическая ростовая кукла в виде лягушки.

    Логопед: Квакуша вместе с вами поиграет. Берем массажные колечки и надеваем на каждый пальчик и при этом по очереди называем, какой же пальчик массажируем. «Мы колечко надеваем и пальчик называем» – большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик)

    Логопед надевает на руку куклу и вместе с детьми выполняет массаж су-джок колечками.

    Логопед: молодцы, ребята, вспомнили названия пальчиков, а теперь задание от Квакуши: «Инструкцию слушай и выполняй, колечко на нужный пальчик надевай»: надеть колечко на средний палец правой руки, мизинчик левой, указательный правой и т.д.

    4. Развитие артикуляционной моторики.

    Логопед – ребята, возьмите зеркала и выполните артикуляционные упражнения вместе с Квакушей.

    (Логопед, используя куклу, показывает движения языка вверх, вниз , вправо – влево)

    Упражнения «Парус», «Мостик», «Часики»

     

    Логопед: выполнили вы, ребята, задания и мы снова очутились в гостях у феи Фонетики.  Перед нами город звуков, давайте вспомним, какие же звуки мы уже знаем. (цель: припоминание изученных гласных и согласных звуков.

    Дети дают полный ответ: в городе звуков есть улица Гласных звуков.

    Логопед: назовите их.

    Дети: А,О,У,И.

    Логопед: каким цветом мы обозначаем гласные звуки7

    Дети: красным.

    Логопед: Какие еще улицы есть в нашем городе?

    Дети: улица Твердых Согласных (называют их), Мягких согласных.

    Логопед: Ну что, Квакуша рада была с вами поиграть, только вот забыла она совсем, какие звуки произносит лягушка…подскажите, ребята.

    Дети: ква, ква.

    Логопед: правильно, а какой же первый звук мы слышим? (четко вместе с детьми еще раз произносят: «Ква, ква»)

    Дети: К, К.

    5. Знакомство со звуком.

    Произнесение звука [К] логопедом, с детьми хором и каждым ребенком индивидуально, наблюдение за звучанием и артикуляцией.

    Логопед: ребята, вспомните, если во рту воздух встречает преграду, значит, мы произносим какой звук?

    Дети: согласный.

    Логопед: правильно, какой он твердый или мягкий?

    Дети: твердый.

    Логопед: а теперь положите ручку на горлышко, произнесите звук [К]. Дрожит горлышко?

    Дети: нет, значит, звук глухой. 

    Логопед: правильно. Итак, звук [К]  - согласный, твердый, глухой. В нашем городе звуков он будет жить в каком домике?

    Дети: в синем.

    6.Работа в тетрадях.

    Логопед: ну, что ж ребята, открываем наши альбомы на страничке 22 и раскрашиваем одежду звука каким цветом)

    Дети: синим

    Логопед: а почему синим?

    Дети: потому что звук [К] твёрдый. (дети работают в тетради).

    7.Воспроизведение слоговых рядов. (Цель: развитие фонематического слуха)

    Логопед: а теперь, ребята, мы проверим, какая у вас память. Повторите правильно за мной цепочку слогов.

    Дидактическая игра «Запомни и повтори» (цель: развитие фонематического слуха и памяти)

    Каждый ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом.

    Ка-ко-ку-кы

    Ко-ку-кы-ка

    Ку-кы-ка-ко

    Кы-ка-ко-ку

    Ак-ок-ук-ык

    Ык-ак-ок-ук

    Ок-ык-ук-ак

    Ук-ак-ык-ок

     

    8. Дидактическая игра «Живые звуки» (цель: развитие навыков фонематического анализа)

    Логопед: послушайте слог АК. Сколько звуков вы слышите?

    Дети: два.

    Логопед: Назовите первый и дайте ему характеристику.

    Дети: Звук А – гласным, обозначаем красным цветом.

    Логопед: назовите второй звук:

    Ребёнок: [К] – согласный твердый, обозначаем синим цветом.

    Дети раскрашивают символы.

    Логопед:  теперь послушайте слог КА. Какие звуки вы услышали.

    Дети: [К] и [А].

    Дети раскрашивают одежду звуков соответствующими карандашами.

    9. Дидактическая игра «Укажи место звука» (цель: развитие умений определять место звука в слове)

    Логопед: чтобы наша речь была понятной, каждый звук в словах занимает свое место. Посмотрите на картинку и скажите, где находится звук [К]  – вначале, в середине или в конце слова

    Ребёнок: бочка. Звук [К] стоит в середине слова.

    Ребёнок: Рыбак. Звук [К] стоит в конце слова.

    Ребёнок: карандаши. Звук [К] стоит в начале слова. (Дети работают со схемами, закрашивают необходимую клеточку)

     10.Дидактическая игра «Выложи букву из ниток» цель – формирование оптического образа звука, развитие мелкой моторики)

    Логопед: ребята, давайте Квакуше приготовим подарок на память- выложим из ниточек буковку К.

    Дети на ковриках выкладывают букву из ниток.

    Логопед: молодцы, ребята, какие замечательные буквы у вас получились.

    11.Дидактическая игра «Вспомни слово».

    Логопед: ребята, посмотрите на картинку и назовите слова в которых есть звук [К].

    12. Итог занятия.

    Логопед: молодцы, ребята, скажите, с каким звуком мы сегодня познакомились?

    Дети: со звуком [К]

    Логопед: охарактеризуйте, какой он?

    Дети: Звук [К] -согласный, глухой, твердый

    Логопед: а чем мы еще сегодня с вами занимались?

    Дети: мы делали зарядку для язычка, работали с колечками, раскрашивали одежду звука, делали букву из ниток, называли слова наоборот.

    Логопед: интересно было с вами и Квакуше и за это она для вас приготовила подарок, который тоже начинается со звука К. Как вы думаете, какой?

    Дети: конфеты.

    Дети получают призы

     

    , кукла Квакуша, су-джок колечки, картинки,  альбомы по обучению грамоте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_k.docx1.05 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

    Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

    Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

    Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

    Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

    Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»

    Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по  обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...

    Конспект НОД по физическому развитию в группе компенсирующей направленности (коррекция речи) с использованием инновационных технологий на тему: «Путешествие в зимний лес»

    Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с использованием инновационных технологий. Программные содержание: - продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья дет...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности старшего возраста

    образовательная: показать знания детей о гласных звуках, умение определять  гласный звук в середине слова; выполнять слоговой анализ односложных, двусложных и трёхсложных слов; умение образовыват...