Конспект логопедического занятия на тему "Звук [И"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект предназначен для детей старшей группы, включает в себя знакомство со звуком, механизмом его образования в игровой интересной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей
компенсирующей группе для детей с ТНР
Тема: «Звук [И]»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука [И];
- познакомить с понятием «многозначные слова».
Коррекционно-развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;
- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
- развитие логического мышление (составление целого из частей);
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: предметные картинки на звук [И], картинка с изображением весёлой девочки, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, фишки для звукового анализа, зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины) -
«Давайте дружно встанем в круг, ты - мой друг, и я - твой друг,
Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!»
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Логопед: Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения. (Выделение начального звука в слове «иголка»).
Есть иголки у ежа. Есть иголки для шитья.
Даже у зеленой ёлки есть колючие иголки.
Логопед: - Какое слово прозвучало несколько раз? (иголки).
Логопед: - Иголки одинаковые или разные? (разные) Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными. Посмотрите, пожалуйста, на картинки, где какие иголки? (ежовые, швейные, ёлочные).
Логопед: Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка - и- и- и- иголка (дети произносят). Вот ещё картинки, давайте их назовем, выделяя первый звук в словах: ИГРУШКИ, ИЗБУШКА, ИЗЮМ, ИНДЕЕЦ, ИРИС, ИРИСКИ, ИВА, ИНДЮК.
Игровой приём: «Тянем «ниточку» и медленно произносим слово». - Какой звук я выделяла голосом? Звук [И].
Сегодня мы познакомимся со звуком [И], но сначала отдохнем.
3. Физкультминутка «Индюк»
4. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед: - Итак, у нас сегодня в гостях звук [И]. Сейчас мы все вместе произнесём звук [и], для этого нам надо просто улыбнуться. Дети произносят вместе с логопедом и подгруппами.
Логопед: - Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Вопросы:
- Как вы думаете, этот звук длинный или короткий? Давайте проверим (тянут «ниточку»).
- Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
- Этот звук можно петь?
Логопед: - Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос. Много леттому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные». Звук [И] – гласный звук. Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
5. Упражнение с фишками.
Логопед: Послушайте загадку:
«И у дедушки есть. И у бабушки есть.
И у мамы есть. И у папы есть. И у нас есть.
Чтоб его узнать, надо вслух назвать» (Имя)
- Ребята, я буду читать загадку, а вы на каждую строчку выкладывайте одну фишку.
Сколько фишек вы отложили?
6. Игровое упражнение «Не ошибись!»
- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [И],
то хлопните в ладоши, а я на каждый хлопок буду выставлять одну карточку
Оля, Егор, Игорь, Алиса, Соня, Илья, Максим, Алена, Настя, Ира, Дима, Вика, Инна.
Логопед: - Кто из вас назовёт имена со звуком [И] в начале слова?
Теперь я попрошу вас соединить части картинки. Кого вы видите перед собой? (Лошади)
Логопед: - А как они подают голос? (И-и-го-го!) Какой звук вы услышали в этой
песенке? [и].
Логопед: Приготовьте свои пальчики (это лошадки) и ладошку (это дорожка).
По дорожке ровной гладкой скачут пальцы, как лошадки,
Цок, цок, цок, цок, скачет резвый табунок.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Я хочу рассказать вам сказку про двух братьев.
Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
Ик жил в маленьком домике, а Ищ – в больщущем домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
У Ика не рот, а …У Ика не нос, а …У Ика не глаз, а … У Ика не лоб, а…
А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …У Ища не глаз, а … У Ища не лоб, а…
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький
предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище. В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
8. Итог занятия.
Логопед:
- Сегодня вы познакомились со звуком [И]. - Можно ли этот звук петь? – Что нам помогает петь этот звук? (голос) - Как называются звуки, которые поются? (гласные).
Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет, звук получается гласный!
Логопед: - Давайте вспомним, с какими гласными звуками мы уже знакомы?
« Рот открыли не спеша, вдох – и тянем долго АААААА.
Посмотрели на звезду - сверху вниз слетает УУУУУУУ.
Ты друзей развесели и пропой тихонько ИИИИИИИИ.
Вы мне сегодня хорошо отвечали на вопросы, были внимательными и активными на занятии. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...