Конспект логопедического занятия на тему "Звук [И"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корнеева Светлана Владимировна

Конспект предназначен для детей старшей группы, включает в себя знакомство со звуком, механизмом его образования в игровой интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей

компенсирующей группе для детей с ТНР

Тема: «Звук [И]»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- дать понятие о механизме образования звука [И];    

- познакомить с понятием «многозначные слова».

Коррекционно-развивающие: 

- учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными и  увеличительными суффиксами;                                        

- развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;              

- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;          

- развитие логического мышление (составление целого  из частей);    

Коррекционно-воспитательная:   

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.        

Оборудование: предметные картинки на звук [И], картинка  с изображением весёлой девочки,  игра  «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ,  фишки для звукового анализа, зеркала.

                                                             

Ход занятия:

1. Организационный  момент.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины) -                                                                    

«Давайте дружно встанем в круг,  ты - мой друг, и я - твой друг,                                                                      

Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!»                                                                          

Давайте улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.                                    

Логопед: Сядьте, пожалуйста,  на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.  (Выделение начального звука в слове «иголка»).

Есть иголки у ежа. Есть иголки для шитья.

Даже у зеленой ёлки есть колючие  иголки.

Логопед: - Какое слово прозвучало несколько раз? (иголки).

Логопед: - Иголки одинаковые или разные? (разные) Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными. Посмотрите, пожалуйста,  на картинки, где  какие иголки? (ежовые, швейные, ёлочные).                                  

Логопед:  Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка -  и- и- и- иголка (дети произносят). Вот ещё картинки, давайте их назовем, выделяя первый звук в словах: ИГРУШКИ, ИЗБУШКА, ИЗЮМ, ИНДЕЕЦ, ИРИС, ИРИСКИ, ИВА, ИНДЮК.                                

Игровой приём: «Тянем «ниточку» и медленно произносим слово».                                                                                              - Какой звук я выделяла голосом? Звук [И].                                                                                        

Сегодня мы  познакомимся со  звуком [И], но сначала отдохнем.

3. Физкультминутка «Индюк»                                              

4. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед: - Итак, у нас  сегодня в гостях звук [И]. Сейчас мы  все вместе произнесём звук [и], для этого нам надо просто улыбнуться.  Дети произносят вместе с логопедом и подгруппами.

Логопед: - Какой красивый звукКогда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Вопросы: 

- Как вы думаете, этот звук длинный или короткий? Давайте проверим (тянут «ниточку»).

- Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?                                                                      

- Этот звук можно петь?                                                                                                                          

Логопед: - Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос. Много леттому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».  Звук [И] – гласный звук. Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

5. Упражнение с фишками.

Логопед: Послушайте загадку: 

«И у дедушки есть. И у бабушки есть.                                                                                                                      

И у мамы есть. И у папы есть. И у нас есть.                                                                                                          

Чтоб его узнать, надо вслух назвать» (Имя)                                                                                                                                            

- Ребята, я буду читать загадку, а вы  на каждую строчку выкладывайте  одну фишку.

Сколько фишек вы отложили?

6. Игровое упражнение «Не ошибись!»

- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [И],

то хлопните в ладоши, а я на каждый  хлопок буду выставлять одну карточку

Оля, Егор,  Игорь,  Алиса, Соня, Илья, Максим, Алена, Настя, Ира, Дима, Вика, Инна.

Логопед: - Кто из вас назовёт имена со звуком [И] в начале слова?

Теперь я попрошу вас соединить части картинки. Кого вы видите перед собой? (Лошади)                      

Логопед: - А как они подают  голос? (И-и-го-го!) Какой звук вы услышали в этой

песенке? [и].

Логопед: Приготовьте свои пальчики (это лошадки)  и ладошку (это дорожка).                                                                                                                                                                                

По дорожке ровной гладкой скачут пальцы, как лошадки,                                                              

Цок, цок, цок, цок, скачет резвый табунок.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.                                                                                                                             

Я хочу рассказать вам сказку про двух братьев.

Одного звали Ик, а другого – Ищ.                                                                                                                      

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)                                                                          

Ик  жил  в маленьком домике, а   Ищ – в больщущем  домище.                                                                                                                

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

Игровое упражнение «Закончи предложение»                                                                                                              

У Ика не рот, а …У Ика не нос, а …У Ика не глаз, а … У Ика не лоб, а…

А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …У Ища не глаз, а … У Ища не лоб, а…

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький

предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.  В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста. 

8. Итог занятия.

Логопед:

- Сегодня вы познакомились со звуком [И]. - Можно ли этот звук петь? – Что нам помогает петь этот звук?  (голос) - Как называются звуки, которые поются? (гласные).

Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных,                                                                                  

Голос участвует, голос поет, звук получается гласный!

Логопед: - Давайте вспомним, с какими гласными звуками мы уже знакомы?                                                    

« Рот открыли не спеша, вдох – и тянем долго   АААААА.                                                                  

Посмотрели на звезду -  сверху вниз слетает   УУУУУУУ.                                                                                

Ты  друзей развесели и пропой тихонько   ИИИИИИИИ.                                                                                                                               

Вы мне сегодня хорошо отвечали на вопросы, были внимательными и активными на занятии. Молодцы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...