занятие "Школьные принадлежности"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Патешина Юлия Юрьевна

Подгрупповое лексико-грамматическое занятие по теме "Школьные принадлежности". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Школьные принадлежности.

Цель: развитие связной речи через закрепление знаний о школьных принадлежностях.

Задачи:

Развивающие:

- уточнять знания воспитанников о школе.

- обогащать словарный запас воспитанников через закрепление в речи названий и назначений школьных принадлежностей.

- развивать связную речь;

- развитие артикуляционной и общей моторики;

- развитие фонематического слуха.

Образовательные:

- совершенствовать грамматический строй речи;

- образовывать существительные множественного числа;

- образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения;

- формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Воспитательные:

- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, бережного отношения к предметам. Формирование готовности к школе.

Словарь: школа, школьник, учитель, учеба, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ранец, встреча с первоклассниками. Просмотр документального фильма «Первоклассница».

Оборудование: мяч, картинка сюжетная, д\и «Четвертый лишний» (на каждого ребенка), предметные картинки (на каждого ребенка), интерактивная доска, мультимедийные презентации.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. (создание положительного эмоционального фона). Дети заходят в кабинет под музыку, возле доски становятся полукругом.

Логопед: здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. Потом дети передают друг другу мяч и приветствуют друг друга.

  1. Сюрпризный момент (электронное письмо).
  2. Ребята, нам пришло электронное письмо, давайте посмотрим, что в нем написано. Там много заданий. Давайте попробуем их выполнить. Согласны?
  3. Загадывание загадок.
  4. Молодцы. А теперь давайте назовем, какие предметы вы увидели

( спросить каждого):

Тетрадь - выдели первый и последний звук;

Ручка – сколько слогов в слове;

Карандаш – выдели  гласные звуки в слове;

Линейка – назови третий звук в слове;

Пенал – назови первый звук в слове;

Рюкзак – назови последний звук в слове.

  1. Как мы назовем эти предметы одним словом? (школьные принадлежности).
  2. Д\и «Для чего нужны школьные принадлежности?»

А как вы думаете, для чего нам нужны школьные принадлежности? (Тетрадь – для того, чтобы в ней писать; ручка – для того, чтобы писать, карандаш – для того, чтобы рисовать; пенал – для того, чтобы носить в нем ручки, карандаши, ластик, точилку; рюкзак – для того, чтобы в нем носить учебники, пенал, тетради; линейка – для того, чтобы чертить).

  1. Д\и «Четвертый лишний».
  2. Игра «Семейка слов» (давайте попробуем образовать слова одной семейки со слово «школа»).

- как называют мальчика, который учится в школе? Школьник.

- как называют девочку, которая учится в школе? Школьница.

- как называют детей, которые учатся в школе? Школьники.

- как называют комнату, в которой учатся дети? Класс.

- как называются книги, по которым учатся дети? Учебники.

- как называется здание, в котором учатся дети? Школа.

  1. Физ. минутка ( теперь мы с вами немного отдохнем. Будем повторять упражнения за школьником).
  2. Игра «Подбери слова действия»

Н-р: Ручкой … пишем.

Карандашом…

Ножницами…

Ластиком…

Красками…

Клеем…

Точилкой…

  1. Игра «Из чего, какой»

Карандаш из дерева - …

Ножницы из металла - …

Линейка из пластмассы - …

Портфель из кожи - …

Ластик из резины - …

Альбом из бумаги - …

  1. Игра «Скажи наоборот»

Этот карандаш острый, а тот …

Эта ручка длинная, а та …

Этот альбом толстый, а тот …

Этот учебник новый, а тот …

Этот ластик мягкий, а тот …

Этот пенал большой, а тот …

Эта тетрадь чистая, а та …

  1. Игра «Мы в школу пойдем и с собой возьмем» ( на школьные принадлежности вы хлопаете, на другие предметы – топаете).
  2. Составление рассказа по сюжетной картинке.
  3. Итог занятия.  Для чего дети ходят в школу? Почему так важно учиться?



Предварительный просмотр:

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи».

 Форма занятия: подгрупповая (старшая логопедическая группа)

 Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

 Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: листы с заданиями, сказочный герой мышонок Мыша, фишки для звукового анализа.

Ход логопедического занятия

  1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. – Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш мышонок собрался в путь. И вас, ребята, мышонок приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие артикуляционные упражнения. (появляется сказочный герой – игрушка мышонок Мыша).

 2. Артикуляционные упражнения.

 3. Сообщение темы. Ребята, какие звуки повторяются в словах Мыша и мышонок.? Верно, это звук [ш]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

4. Анализ артикуляции. — Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик. - А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык, поднимается к небу, за верхние зубы. - Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

 5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш мышонок Мыша шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Мышонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Мышонок Мыша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите мышонку Мыше все про звук [ш]. Какой он? 1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке). 2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками). 3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками).

7. Развитие фонематического слуха. - Мышонок Мыша, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мышонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.

8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. 

Игра «Рифмы». Идет мышонок Мыша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается: Ша-ша-ша- мама моет малыша. Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ши-ши-ши – на поляне малыши. Аш-аш-аш- дайте карандаш. Ош-ош-ош- у меня нож. Уш-уш-уш- теплый душ. Иш-иш-иш- у меня малыш. Ошка-ошка- на окошке кошка. Ишка-ишка маленькая мышка. - Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш].

 9. Определение позиции звука в словах. - Не успел мышонок Мыша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Мышонок поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра «Найди слово». Мышонок охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем мышонку определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

10. Физ. минутка. 

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все выше, выше,

Деревцо все ниже, ниже.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

11. Лексико-грамматические игры и упражнения. Образование относительных прилагательных: А после того, как Мыша поиграл, он любит вкусно покушать. Каша из пшена какая? Сок из вишни какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие»? Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.

 12. Игра «4-йлишний». - Мышонок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний». Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). На доску выставляются картинки с предметами:

13. Упражнение «Закончи предложение по картинкам». Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш].

У Миши новая … Папа едет на … Даша нашла … Маша помогает…

14. Загадки.

 А сейчас, ребята, мышонок Мыша приготовил для вас загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на доске) Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].

Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного, и устрой ему берлогу… (плюшевый мишка)

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается… (кошка)

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно .... (Шишек)

15. Итог логопедического занятия.



Предварительный просмотр:

ЗВУК О.

Тема: Овощи.

Цель: формировать у детей понятие «гласный звук». Познакомить детей с артикуляцией звук О, учить слышать его в словах и выделять из слова. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.  Закрепить знания детей об овощах, закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными. Составление рассказа - описания овоща с опорой на картинно – графический план.

Оборудование: корзинка с муляжами  овощей, фишки для звукового анализа, схемы для определения позиции звука и звукового анализа, зеркала, указка, красный гномик, артикуляционный профиль, картинно – графический план.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Припоминание и называние слов со звуком А.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Знакомство с темой занятия (выделение звука О из слов: овца, озеро, осень, облако).
  4. Произнесение звука О, наблюдение за артикуляцией, характеристика (понятие: «гласный звук»).
  5. Фонетическая зарядка: Что мы говорим, когда удивляемся? ( о-о-о).
  6. Дидактическая игра «Кто внимательней?» - выделение звука О на слух:

А) из ряда звуков: у, а, о, и, у, а, о, о, и.

Б) из обратных слогов: оп, ух, он, ал, ил, ох.

В) из слов: овощи, кастрюля, огурец, мышка, ручка, окно, осень, лето, бусы.

  1. Дидактическая игра «Третий лишний» ( дети должны назвать слово, в котором нет звука О): овощи, окна, стул;   осень, карандаш, Оля;   груша, облако, осы.
  2. Дидактическая игра «Где спрятался  звук?» ( определение позиции звука в словах): осень, картошка, облако.
  3. Физ. минутка.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

  1.  Логопед читает стихотворение.

Вместе с бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным вышел,

Помидор,

Чтоб не засох огуречик пышный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывал ноябрь

Кочерыжкой вкусной.

Логопед выкладывает на стол муляжи овощей.

Что я положила на стол? Как назвать это одним словом? Овощи. Сегодня мы поговорим об овощах .

  1.  Беседа об овощах.

-какие еще овощи мы знаем?

- где растут овощи?

- какие еще вы знаете овощи?

  1.  Игра «Повар».

Из овощей можно приготовить множество блюд. Какие вы знаете блюда из овощей? (супы, запеканки, салаты, каши; овощи можно жарить и есть в сыром виде, выжимать из них соки).

Суп из картофеля какой? сок из томата –

Сок из моркови - , салат из свеклы –

Запеканка из овощей - , суп из лука –

Салат из капусты - , каша из тыквы - .

  1.  Дидактическая игра «Большой – маленький»: картошка маленькая, а тыква – большая, огурец маленький, а кабачок – большой, капуста большая, а лук -  маленький.
  2.  Составление рассказа – описания овоща с опорой на картинно – графический план.

Сейчас мы будем описывать те овощи, которые вы достали из корзинки. У меня свекла. Послушайте мой рассказ.

Свекла – это овощ. Она бордовая, маленькая, круглая, твердая, шершавая. Из свеклы можно приготовить свекольный суп.

Дети по образцу составляют рассказы про овощи.

  1.  Пальчиковая гимнастика.

Не ленись моя лопатка,                          хлопки в ладоши.

Будет вскопанная грядка.

Грядку граблями пригладим,                пальчики как грабельки по столу водят

Все комочки разобьем,

Помидоры мы посадим,                         ладошки сжаты в кулачки, правый кулачок

А потом водой польем                           стучит по левому.

Лейка, лейка, лей, лей!                          сжимаем –разжимаем кулаки

Грядка, грядка, пей, пей!                       встряхиваем ладошки.

  1.  Звуковой анализ слова: АО
  2.  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

«Школа. Школьные принадлежности»

Воспитанники детских домов, как правило, отличаются низкой учебной мотивацией, несформированностью  предпосылок к учебной деятельности. Занятие направлено на формирование психологических предпосы...

Лексическая тема: Школьные принадлежности

Цель:продолжать расширять представления детей о школьных принадлежностях, активизировать словарь по теме. Задачи: 1). Воспитательные: - воспитывать умение слушать педагога и сверстников; - воспит...

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Игра-тренажер по лексической теме «Школьные принадлежности».

Предмет: Непосредственная образовательная деятельность. Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста. Практическое применение: Актуализация словарного запаса по теме «Школьные принадлежност...