Конспект занятия "Дикие животные и их детеныши"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Турбина Лариса Викторовна

 Занятие по формированиюлексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_dikie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 занятия

по формированию

лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

на тему:   «Дикие животные и их детеныши»

в подготовительной к школе логопедической группе

Тема: Образование имен существительных с суффиксами  -ОНОК-, -ЕНОК-,

            -АТ-, -ЯТ-, -ИХ-, -ИЦ-.

Цели:  Образование имен существительных с суффиксами  -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-, -ИХ-, -ИЦ-; развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить   детей  с  суффиксами  -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-, -ИХ-, -ИЦ-, -ИК-;
  •  формировать навыки словообразования существительных с  суффиксами  -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-, -ИХ-, -ИЦ-, -ИК-, по предметным картинкам, по прослушанному тексту;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительные операции сравнения и умозаключения;
  • закрепить навыки составления предложений по заданной схеме и употребления предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА»;
  • активизировать словарный запас по теме «Дикие животные», упражнять в образовании существительных множественного числа именительного падежа, развивать диалогическую речь;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к живой природе;

Оборудование: картинки с различными частями тела диких животных (по количеству детей), иллюстрация к сказке «Как олененку маму искали» (из пособия Н.В.Нищевой «Развивающие сказки», изображения диких животных  и их детенышей (белка – бельчонок, лисица – лисенок, волчица – волчонок,  медведица – медвежонок, волчица – волчонок, зайчиха – зайчонок, ежиха – ежонок, барсучиха – барсучонок, оленуха – олененок, лосиха – лосенок), мяч, схемы предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА», демонстрационная и раздаточные схемы предложений, фишки.

Ход занятия: а) организационный момент – «Сядет тот, кто назовет дикое животное по части его тела» (на столах у детей картинки с изображением различных частей диких животных).

б) сообщение темы занятия – логопед просит детей назвать одним словом животных, которых они сейчас называли.

Дети: Это дикие животные, они живут в лесу.

Логопед: Сегодня я расскажу вам историю о том, что произошло в одном лесу.  Ее рассказала мне одна девочка. Эта история называется «Как олененку маму искали».

в) рассказывание логопедом сказки Н.В.Нищевой «Как олененку маму искали»  (на доску выставляется иллюстрация к сказке из пособия Н.В.Нищевой «Развивающие сказки» (СПб.: Детство-пресс, 2002).

Речевой материал: «Однажды одна девочка собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она знала, что в лесу надо вести себя очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и дрожащий тоненький хвостик. Он жалобно тянул:

- Мама! Мама!

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

- Что случилось? Ты потерялся?

- Да, я потерял маму.

- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыжий хвостик?

- Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

- Наверное, твоя мама носит коричневую шубу?

- Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

- я знаю, у твоей мамы есть колючки на спине.

- Нет, продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

- Нет! Нет! – зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

- Может быть, у твоей мамы полоски на мордочке? – поинтересовалась она.

- Нет же, - неожиданно засмеялся малыш. – Где же вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще и с белыми полосками на мордочке?

- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на полянку выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой».

г) беседа по сказке – (логопед задает вопросы и корректирует ответы детей).

Логопед: Куда однажды собралась девочка?

Дети: Однажды девочка собралась на прогулку в лес.

Логопед: Что неожиданно услышала девочка?

Дети: Девочка услышала, что кто-то жалобно плачет.

Логопед: Кто же это был?

Дети: Плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик.

Логопед: Кто пришел на помощь малышу?

Дети: На помощь малышу пришли лесные мамы.

Логопед: Назовите лесных мам.

Дети: Белка, медведица, ежиха, зайчиха, барсучиха.

Логопед: Чем закончилась лесная сказка?

Дети: На полянку выбежала мама оленуха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой.

д) подбор существительных, обозначающих детенышей животных, согласование их с прилагательными – дидактическое упражнение «Найди свою маму». Логопед выставляет на доску картинку с изображением белки и произносит: «Я рыжая, пушистая, проворная белка. Где мой детеныш?». Ребенок (по желанию) выходит к столу логопеда и выбирает из картинок, лежащих на столе, изображение бельчонка, выставляет его на доску рядом с изображением белки и произносит: «Я рыжий, пушистый, проворный бельчонок. Моя мама - белка» (предварительно логопед обращает внимание детей на то, что в своих ответах они должны назвать слова-признаки, обозначающие детеныша). Аналогично проводится работа с парами картинок: лисица – лисенок, волчица – волчонок,  медведица – медвежонок, волчица – волчонок, зайчиха – зайчонок, ежиха – ежонок, барсучиха – барсучонок, оленуха – олененок, лосиха - лосенок.

е) физкультминутка «На водопой» (проводится 2 раза).

Как-то раз лесной тропой                         (Идут по кругу друг за другом.)

Звери шли на водопой.                                      

За мамой лосихой топал лосенок,             (Идут, громко топая.)

За мамой лисицей крался лисенок,             (Крадутся на носочках.)

За мамой ежихой катился ежонок,          (Двигаются в полуприседе.)

За мамой медведицей шел медвежонок,   (Идут вперевалку.)

За мамою белкой скакали бельчата,         (Двигаются прыжками.)

За мамой зайчихой – косые зайчата,        (Прыгают, сделав ушки из ладоней.)

Волчица вела за собою волчат,                  (Крадутся большими шагами.)

Все мамы и дети напиться хотят.         (Поворачиваются в круг и «лакают».)

ж) образование существительных, обозначающих детенышей животных множественного числа именительного падежа - дети и логопед стоят в кругу лицом друг к другу. Логопед объясняет, что у диких животных чаще всего бывает много детенышей и предлагает поиграть в игру «Один – много» с мячом. Логопед кидает одному из детей мяч и называет  детеныша дикого в единственном числе, ребенок ловит мяч, и, возвращая его логопеду, называет это же слово во множественном числе.

Речевой материал: лисенок – лисята, волчонок – волчата, медвежонок – медвежата, лосенок – лосята, ежонок – ежата, бельчонок – бельчата, барсучонок – барсучата, зайчонок – зайчата, олененок – оленята, рысенок – рысята.

з) составление предложений по заданной схеме и образцу с использованием существительных с суффиксами -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ- и схем предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА» - дети садятся за столы.

Логопед: Лесные малыши, как и все ребята на свете, очень любят играть в разные игры, например, в прятки. Они прячутся в лесу в разных местах. Попробуйте составить предложения о том, где могут прятаться детеныши. В этом вам помогут предлоги, которые вы знаете. Назовите их (на доску вывешиваются схемы предлогов). (Дети называют предлог и поясняют его пространственное значение).

Схемы предлогов:

             «В»                        «НА»                      «ПОД»                        «ЗА»

Логопед: Предложения мы будет составлять вот по этой схеме. Обратите внимание, что первое слово в предложении – это слово-признак, которое отвечает на вопрос: «Какой?», второе предложение – это слово-предмет, обозначающий детеныша, третье слово – это слово-действие «спрятался», четвертое слово – это слово-предлог, пятое слово – это слово-предмет, обозначающий, где именно спрятался малыш. Я придумала вот такое предложение: Рыжий бельчонок спрятался в дупле.

Схема предложения:

  Рыжий            бельчонок        спрятался           в          дупле           .

Дети выкладывают на столах схему предложения и составляют предложения по схемам, используя предлоги и слова-признаки. За каждый правильный ответ дается фишка. Затем проводится проверка работы и дается оценка ответов каждого ребенка, выполнявшего задание.

и) итог занятия, оценка деятельности детей - Логопед: Вы прекрасно справились со всеми заданиями? О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие задания выполняли? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было трудно выполнять? Кого из ребят можно похвалить? (ответы детей).

Затем логопед дает оценку работе каждого ребенка и всей группы в целом и объявляет окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши»

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Домашние животные и их детеныши»...

Конспект игровой образовательной ситуации Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема занятия: «Дикие животные и их детеныши»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа  Тема занятия: «Дикие животные и их детеныши» Образовательные области:   речевое развитие, познание, социально-коммукативно...

Конспект занятия "Домашние животные и их детеныши"

Занятие направлено продолжать учить детей различать взрослых животных и их детенышей, учить называть и сравнивать домашних животных  по величине- «большой» и «маленький&raq...

Конспект занятия Домашние животные и их детеныши""

Систематизация представлений о животном мире проходит в рамках одной  из общепринятых классификаций. Мы подразделяем животных не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком. Иными ...

Занятие "Дикие животные и их детеныши"

Предлагаю Вам, коллеги занятие по познвательному развитию "Дикие животные и их детеныши" для старшей группы....

Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста. Тема: «Домашние животные и их детеныши»....

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов и их детеныши» для детей старшей и подготовительной группы

Занятие для детей старшего и подготовительного возраста.Цели:Уточнить представления о диких животных наших лесов.Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие ж...