Конспект занятия по развитию речи "Лесные истории"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Крогульская Елена Алексеевна

В конспекте представлен материал для формирования и закреплениялексико-грамматических категорий по лексическим темам "Лес", "Деревья", "Грибы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Лесные истории» (подготовительная группа)

Цель: расширение и систематизация представлений детей об осенних изменениях в природе на основе лексических тем «Осень», «Деревья», «Грибы».

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять образование множественного числа существительных, прилагательных и глаголов;

- согласовывать прилагательные с существительными;
- закреплять составление предложений с предлогами
 от, под;

- совершенствовать навык образования сложных слов;

- образовывать однокоренные слов к существительному «гриб»;

- согласовывать числительные и прилагательные с существительными;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать связную речь;

- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;

- развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением;

- развивать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости;

- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней;

- воспитывать коммуникативные навыки, чуткое и внимательное отношение друг к другу;

Здоровьесберегающие задачи:

- создавать гигиенические условия, способствующих формированию у детей здорового образа жизни;

- следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.

Словарь:

Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, туча, дождь, ветер, холод, листья, трава, лес, деревья, дуб, береза, осина, рябина, ива, ель, сосна, грибы, боровик, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, лисичка, масленок, рыжик, волнушка, опенок.

Прилагательные: осенний, холодный, серый, мелкий, сильный, желтый, оранжевый, фиолетовый, розовый, крепкий,

Глаголы: дуть, набегать, моросить, наступать, желтеть, опадать, собирать, срывать, искать, вырастать, надевать, согревать, прибегать.

Оборудование: мяч, магнитная доска, картинки деревьев и силуэты на магнитах, картинки грибов на магнитах, разрезные картинки в конвертах, столы, стулья, музыкальная запись.

Предварительная работа:

- наблюдение природных явлений;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение художественных произведений;

- беседы о лесе;

Ход занятия:

  1. Орг. момент: дети входят в зал, приветствуют гостей, встают полукругом:

Учитель-логопед:

- Отгадайте загадку:         Солнце светит иногда,

Тучи на небе всегда,

Дождь поливает.

Когда это бывает?        (Осенью)

- Назовите все вместе осенние месяцы. А теперь передавайте друг другу мяч и по очереди называйте осенние месяцы.

- Присаживайтесь на стулья (стулья стоят полукругом)

2. Игровое упр-е «Назовите во множестве»

Давайте назовем, что происходит осенью; назовите во множестве:

- Холодный ветер дует, а …холодные ветра дуют.

- Серая туча набегает, а …серые тучи набегают.

- Мелкий дождь моросит, а …мелкие дожди моросят.

- Сильный холод наступает, а…сильные холода наступают.

- Осенний лист желтеет, а…осенние листья желтеют.

- Желтый лист опадает, а …желтые листья опадают.

3. – В зал под музыку «влетает» сорока (переодетый ребенок):

- Ой-ой-ой! Беда! Беда! Ой-ой-ой!

- Подожди, сорока, не кричи! Что случилось?

- В осеннем лесу беда! Там происходят какие-то странные истории! Все перепуталось! Ничего не понимаю! Нужна помощь!

- Ребята, поможем сороке-белобоке разобраться с лесными историями?

Координация речи с движением

Быстро встаем, 
Куртки и шапки из шкафа берем,
Шапки на голову мы надеваем,
Перчатки на пальчики натягиваем,
Ножки в сапожках согреваем,
Время не теряем и

И за сорокой в лес прибегаем.

- Возьмитесь за руки (под музыку дети за Сорокой «змейкой» передвигаются по залу).

4. Дид/игра «Найди дерево по тени»

– Ребята, посмотрите! Правда, странная история! От деревьев остались только тени. Помогите найти деревья! (на магнитной доске тени деревьев)

- На столе разложены плоскостные деревья; дети по очереди подходят, берут картинки и присоединяют на доску, проговаривают.

- Эта тень от дуба. Эта тень от березы. Эта тень от осины. Эта тень от рябины. Эта тень от ивы. Эта тень от ели. Эта тень от сосны.

5. – В осеннем лесу не только деревья растут. Давайте расскажем, как лесные зверушки искали грибы.

Координация речи с движением и развитие творческого воображения

«За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали – рыжики срывали.

Лисички бежали – лисички собирали.

Скакали зайчатки – искали опятки.

Медведь проходил –

Мухомор раздавил.

6. - В это время учитель-логопед расставляет на доске под деревьями картинки грибов.

        Подойдите - ка поближе,
Наклонитесь – ка пониже,
Что там под березой?
Что там под осиной?
Подберезовик, подосиновик,
Сыроежка и волнушка,
Просятся в лукошко.

- Сорока «подлетает» и кричит:

- Ой-ой-ой! Опять какая-то странная история! Помогите!

- Подожди, сорока, не кричи! Ребята сейчас помогут.

- Ребята, и правда! Посмотрите, что произошло! Грибы перепутались! Выросли не на своих местах! Ведь известно, что деревья и грибы дружат и помогают друг другу. Даже названия у грибов «говорящие» - где грибы растут или на что похожи.

Помогите разобраться, распутайте эту историю.

Дид/игра «Где вырос гриб»

- Дети по очереди подходят к доске, переставляют грибы и рассказывают:

- Под дубом вырос белый гриб – боровик

- Под березой вырос подберезовик.

- Под осиной вырос подосиновик.

- Под елью вырос масленок.

- Под сосной выросла волнушка.

- Около пенька выросли опята.

- На полянке выросли лисички и сыроежки.

7. Дид/игра «Закончи предложение»

- А теперь все вместе поиграем – закончите предложение:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной,

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для …грибов.

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле…грибница!

Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные …грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и … грибище!

8. – Ребята, вы хотите тоже грибы пособирать? Возьмите стулья и пересядьте за столы. Соберите грибы из разрезных картинок. Сорока, ты тоже присоединяйся к ребятам.

- Расскажите, какие грибы вы собрали и сколько:

- Я собрал три фиолетовые сыроежки.

- Я собрал да крепких боровика

- Я собрала пять маленьких опят. И т.д.

9. Итог занятия.

– Сорока, смотри, какие ребята молодцы! И запутанные лесные истории распутали и грибов набрали.

Сорока: - Спасибо большое за помощь! Я вам тоже грибы припасла.

Сорока отдает учителю-логопеду корзинку с печеньем-грибочками.

Все прощаются и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: «Фруктовая история»

закрепление знаний детей о фруктах; обучение детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; закрепление правильного употребления в речи имен существительных в творительном падеже; раз...

Конспект занятия по развитию речи.Тема: "Образование названий детёнышей. История в зимнем лесу."

конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Книжкины истории».

Цель: закрепить знания детей по теме «Книги». Программное содержание.  Задачи.      Учить применять полученные знания в специально подготовленной обстановке. Ут...

Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят  с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

Конспект занятия по развитию речи "История Паучка"

Этот конспект напомнит воспитанникам о важности соблюдения элементарных правил вежливости и повседневном этикете, познакомит с классификацией предметов по группам: транспорт, животные птицы, продукты,...

Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)

Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...