Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Никитина Татьяна Ивановна

    Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят  с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_chelovek-tvorets_2_1.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 1 «Родничок» комбинированного вида

    городского округа Новокуйбышевск Самарской области

                                         

    Конспект

    открытого занятия

    по развитию представлений

    о человеке в истории и культуре

    «Человек - творец»

    старшая группа

    Подготовила и провела:

    воспитатель

    Никитина

    Татьяна Ивановна

    г. Новокуйбышевск

    Программное содержание:

    1. Знать и понимать, что предметы созданы руками человека.  Они облегчают  и улучшают нашу жизнь. Людей, которые умеют придумывать, создавать что-то новое, называют изобретателями, мастерами, творцами.
    2. Развивать речь детей, умение описывать предметы, использовать в речи пословицы и загадки.
    3. Вызвать интерес к технике. Уметь пользоваться несложной бытовой техникой (кофемолка).
    4. Воспитывать уважение к людям труда, желание самим что-то изобрести.
      Предварительная работа:
    1. Рассказ воспитателя о жизни людей в древнем и современном мире с рассматриванием иллюстраций;
    2. Рассматривание картинок с изображением бытовой техники;
    3. Заучивание пословиц и загадок.

    Словарь: человек-творец, мастер, изобретатель, бытовая техника,  микроволновая печь, кофемолка, сахарная пудра.

    Оборудование: ноутбук; электронное пособие (СD диск - слайды): «Бытовая техника»,   «Древние люди», «Деревня», «Мама стирает белье руками», предметные картинки с изображениями бытовой техники, игрушка «Домовенок Кузя»; веник, кофемолка, музыкальный центр, сахар, 2 стакана,  колокольчик, магнитная доска, указка.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1.  (Дети сидят полукругом).

    Воспитатель:  Сегодня, ребята, мы будем путешествовать во времени! Полетим на волшебном ковре-самолете! Но для этого нужно будет закрыть глаза, а открыть их только тогда, когда я скажу: «Прилетели!» Договорились? Ну что же, занимайте места на ковре-самолете!  Закрывайте глаза!  

    Считаем: 3,  2,  1  - Пуск!  Полетели!

      (музыка)

    Воспитатель: Вот мы с вами прилетели в далекое прошлое (слайд 1). Здесь живут...(древние люди). А живут они...(в пещерах).

    - Да, ребята, древним людям жилось очень тяжело. У них не было жилищ, не
    было сначала даже огня, чтобы согреться и приготовить пищу. Но постепенно
    человек овладел огнем и научился готовить, приручил животных, и жизнь его
    стала намного легче.

    - Ребята, как же древние люди готовили себе пищу? (при помощи огня, на
    костре).

    - Да, но на костре готовить очень неудобно и долго. Давайте полетим туда, где
    можно быстро приготовить пищу! Закрываем глаза! Считаем: 3, 2, 1!  Пуск!
    (музыка)

    Воспитатель:  Куда же мы попали? (в деревню) (слайд 2)

    - Как вы думаете, где люди в деревне готовили пищу? (в печке) - (слайд 3)

    - А как? (внутри разжигали дрова, печка нагревалась и в ней готовили еду)

    - Но  печка, дети,  не  совсем  удобная  - для  нее  нужны дрова,  она  может
    засориться и тогда в доме будет дым. Нет! Давайте полетим дальше! Может
    люди еще что-то изобрели? Закрываем глаза! Считаем: 3, 2, 1! Пуск! Полетели!
    (музыка)

    - О, а это уже совсем современный, всем знакомый бытовой прибор! (слайд 4)
    Что это? (газовая плита)

    - Вот на такой-то плите можно и суп сварить и картошку пожарить. Помогайте
    мне, что еще можно приготовить?

    - А в духовке? (пироги испечь, пряники, печенье)

    - Ребята, а кто знает более современную плиту?

    - В нее ставят мясо или пирог, включают кнопки, а когда вынимают - все       уже готово (микроволновая печь)

    -  Правильно, такая печь называется микроволновой (слайд 5).

    - Вот такую чудо-технику изобрел человек!!! 

    II. (Слышится чей-то голосок):

    -Ой-ой-ой! (появляется домовенок Кузя - игрушка)

    Воспитатель:  Кто это? Да это же домовенок Кузя! Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, Кузя! Ой, ребята, он нам что-то принес (достает из-под стола ... веник).

    - Что это, Кузя??? Зачем ты его принес? (Домовенок шепчет на ухо воспитателю).

    - Ах, вот что! Ребята, домовенок Кузя живет в доме, помогает его охранять,
    следит за порядком, чистотой. Но в его доме живет ленивая девочка, она не
    знает для чего веник нужен! Она с ним играет и даже садится на веник верхом и
    скачет на нем, как на лошадке!

    - Давайте, дети, расскажем: для чего веник нужен? (подметать полы, мусор,
    пыль...)

    - Конечно! Кузя, расскажи девочке и научи ее пользоваться веником.

    - Ребята, а чем же неудобен веник? (не всю пыль можно убрать; она поднимается, садится на мебель, вещи в комнате).

    - А что же изобрел человек, чтобы облегчить этот труд? (пылесос – слайд 6)

    - А почему он так называется, пы-ле-сос? (собирает, затягивает пыль, лишний
    мусор...)

    - Посмотрите, он похож на маленькое чудо с длинным хоботом. Чудо ходит по
    полу, по ковру, собирает пыль и говорит:

    «Я вдыхаю много пыли,

    Чтобы все здоровы были!»

    • Скажите, а что удобней: пылесос или веник?
    • Почему? (пылесос собирает пыль и мусор сразу, пыль не разлетается и т. д.)
    • Да, ребята, а сейчас человек  изобрел такой  пылесос,  который  не только
      «глотает» пыль и мусор, но и моет различные предметы.
    • Вы видели такой пылесос? (слайд 7)
    • Вот видите, дети, какие умные машины придумал и сотворил человек в наше
      время! (слайд 8- «Мама стирает белье руками»)
    • Что вы видите ?
    • Чем стирает?    (руками)
    • Что изобрел человек, чтобы облегчить этот труд? (стиральную машину)
    • Ребята, а ведь раньше не было стиральных машин,    и люди стирали белье
      руками в речке. Покажите, как стирали руками (дети показывают)
    • А затем стали стирать в деревянном корыте (слайд 9). А еще позднее, чтобы
      лучше отстирывать белье стали стирать на стиральной доске (дети показывают)
    • Согласитесь, ребята, что так стирать тяжело, неудобно, быстро устаешь! И
      поэтому люди изобрели...(стиральную машину – слайд 10)
    • Что умеет делать стиральная машина?     (стирать)
    • Ребята, а есть еще стиральная машина-автомат! (слайд 11) Что умеет делать эта машина? (сама стирает, меняет воду, полощет белье, отжимает; человеку нужно только нажимать на кнопки)
    • У кого дома есть такая стиральная машина? Ира, расскажи, как твоя мама
      стирает на машине.
    • Дети, кто же изобрел стиральную машину?   (человек)
    • Да, ребята, именно человек изобрел умные машины, умные приборы, умные предметы, которые помогают нам дома, помогают трудиться, отдыхать, жить. Назовите умные машины, которые помогают нам дома (холодильник, пылесос, утюг, швейная машина и т.д.)
    • Правильно, дети! Вот эти умные, различные предметы, приборы, которые помогают нам дома, в жизни называют ТЕХНИКОЙ! Что же мы называем ТЕХНИКОЙ (дети отвечают)
    • А сейчас мы с вами отдохнем при помощи техники... Какой? (показываю на музыкальный центр).
    • Да, дети, музыкальный центр  – это тоже техника (включает муз. центр)

    III. Физминутка

    IV. Опыт «Умная машина».

    Воспитатель: Так что же такое ТЕХНИКА? (умные машины, которые помогают нам дома)

    - Давайте посмотрим, как работает...(достаю кофемолку) Что это? (кофемолка)

    - Это тоже техника, ее тоже изобрел человек!

    - Для чего служит кофемолка (перемалывает кофе)

    - Правильно,   а  еще   она  перемалывает   перец,   орешки,   а  еще   кофемолка

    перемалывает ... сахар!!!

    - Сейчас мы проведем опыт!!! Попробуем с помощью кофемолки получить из

    сахарного песка - сахарную пудру!

    - Что такое сахарная пудра? Не знаете? Вот сейчас мы с вами и узнаем! Давайте

    рассмотрим сахарный песок. Посмотрите, он состоит из сахарных крупинок...

    - Ну что ж, иди ко мне Алена, засыпай сахар в кофемолку, а Максим нажмет на кнопочку (ребенок нажимает, кофемолка перемалывает сахар)

    - Давайте посмотрим, что же получилось? Были крупинки сахарные, а теперь их не стало! Получилась пудра - сахарная!!

    - На что еще похожа пудра сахарная? (на муку)

    - Ребята, сахарная пудра нужна в кулинарии! Хозяйки посыпают пудрой пироги, торты, кексы, печенье.

    - Для чего нужна сахарная пудра?

    - Вот какая умная машина- кофемолка!

    - Итак, как я уже говорила, всю эту технику, умные машины, предметы, приборы изобрел человек. Его так и называют ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, МАСТЕР, ТВОРЕЦ.

    - Как называют такого человека?

    - О человеке изобретателе, творце, мастере сложено иного пословиц. Давайте

    вспомним:

    Дети:    -Умные руки не знают скуки.

    -Дело мастера боится.

    -Каков мастер - такова и работа.

    -Дерево дорого плодами, а человек - делами.

    Воспитатель: Молодцы!

    - Так что же такое «техника»? (умные машины, приборы, которые помогают

    дома)

    V. Дидактическая игра «Техника – не техника».

    Воспитатель: Правильно, а сейчас  мы с вами поиграем.  У  меня  здесь  много   картинок (показываю на доске). Внимательно их рассмотрите. Теперь Ира подойдет и выберет из всех картинок только те, на которых изображена ТЕХНИКА.

    - Поняли задание? Картинки с техникой оставь на месте, а забери те картинки, на которых техника не изображена. Мы все будем смотреть, как Ира выполняет

    задание и; если нужно, поможем ей (ребенок выполняет задание).

    - Правильно ли Ира выполнила задание? Что не так сделала Ира?

    - Какие картинки отобрала Ира? (не технику)

    - А что осталось? Как можно все эти приборы, умные машины назвать одним

    словом? (техника)

    - Да, дети, это БЫТОВАЯ ТЕХНИКА, которой мы пользуемся каждый день дома, она облегчает нашу жизнь, наш быт. 

    VI. Дидактическая игра «Магазин бытовой техники». (Звенит колокольчик)

    Воспитатель: Внимание, внимание! Открывается магазин! Магазин БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ! Посмотрите, дети, как много здесь бытовой техники!

    - Ребята, это необычный магазин! Здесь продают технику не за деньги, только тому, кто правильно загадает загадку о бытовой технике. А можно и свою загадку придумать! Например: «Я хочу купить технику, которая умеет шить!» Что это, ребята? (швейная машина)

    - Кто у нее будет первым покупателем? А мы с Кузей будем продавцами (дети играют в магазин, «покупают» бытовую технику, применяя знакомые им загадки или описывают нужный им предмет. Во время игры спрашиваю: «Алена, что ты купила? (холодильник). Для чего он нужен? (помогает сохранить продукты свежими) и т. д. Вот и раскупили всю технику.

    АНАЛИЗ:     

    Воспитатель: Вот и подошло к концу наше чудесное путешествие! Сегодня мы с вами побывали и в далеком прошлом, и в настоящем времени. Узнали много нового интересного, полезного о чудо-технике. Вспомнили пословицы, придумывали загадки и даже провели опыт с кофемолкой! Молодцы, ребята! Я очень довольна вами!

    ИТОГ:     

    - Так о чем же мы с вами сегодня говорили, дети? (о технике)

    - Для чего она нужна?

    - Дети, а есть и другая техника - это техника, которая окружает нас в жизни - на
    улице,   на заводах,   на  фабриках.   Это   троллейбусы,   автобусы,   трактора,
    грузовики, роботы и т.д. Но об этом мы поговорим в другой раз.

    - Дети, так кто же изобрел технику? (человек)

    - Как мы называем такого человека? (изобретатель, мастер, творец)

    - А  когда вы  вырастите,  что     вы  хотели  бы  изобрести?  (дети придумывают)

    - Как вас тогда будут называть? (изобретатель, мастер, творец).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

    Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

    Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».

    Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....

    Творческая работа по развитию представлений о человеке в истории и культуре (2 младшая группа) На тему: «Мы умеем делать правильно»

    «Мы умеем делать правильно» ЦельПознакомить детей с правилами поведения в отношениях с детьми и взрослыми.Учить детей здороваться, прощаться; говорить спасибо, пожалуйста, нельзя можно.Развивать ...

    Конспект занятия по развитию речи "Стихотворение С. А. Есенина "Белая береза" в старшей группе.

    Данная разработка помогает формировать устойчивый интерес к творчеству С. А. Есенина, знакомит детей с биографией великого русского поэта, стихотворением «Береза», с отражением поэзии Есенина в разных...

    Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звук С-Ш» в старшей группе

    Конспект занятия по развитию речи«Звуковая культура речи: звук С-Ш» в старшей группеОбразовательная область: речевое развитие.  Интеграция образовательных областей: познавательно...

    Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в старшей группе

    Цель:Умение понимать и осознавать  эмоциональное состояние человека (мимика, жесты).Способность проявлять свои чувства.Умение применять силу воли в определенных ситуациях.Уметь слушать товарища и...