Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chelovek-tvorets_2_1.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Родничок» комбинированного вида
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Конспект
открытого занятия
по развитию представлений
о человеке в истории и культуре
«Человек - творец»
старшая группа
Подготовила и провела:
воспитатель
Никитина
Татьяна Ивановна
г. Новокуйбышевск
Программное содержание:
- Знать и понимать, что предметы созданы руками человека. Они облегчают и улучшают нашу жизнь. Людей, которые умеют придумывать, создавать что-то новое, называют изобретателями, мастерами, творцами.
- Развивать речь детей, умение описывать предметы, использовать в речи пословицы и загадки.
- Вызвать интерес к технике. Уметь пользоваться несложной бытовой техникой (кофемолка).
- Воспитывать уважение к людям труда, желание самим что-то изобрести.
Предварительная работа:
- Рассказ воспитателя о жизни людей в древнем и современном мире с рассматриванием иллюстраций;
- Рассматривание картинок с изображением бытовой техники;
- Заучивание пословиц и загадок.
Словарь: человек-творец, мастер, изобретатель, бытовая техника, микроволновая печь, кофемолка, сахарная пудра.
Оборудование: ноутбук; электронное пособие (СD диск - слайды): «Бытовая техника», «Древние люди», «Деревня», «Мама стирает белье руками», предметные картинки с изображениями бытовой техники, игрушка «Домовенок Кузя»; веник, кофемолка, музыкальный центр, сахар, 2 стакана, колокольчик, магнитная доска, указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- (Дети сидят полукругом).
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем путешествовать во времени! Полетим на волшебном ковре-самолете! Но для этого нужно будет закрыть глаза, а открыть их только тогда, когда я скажу: «Прилетели!» Договорились? Ну что же, занимайте места на ковре-самолете! Закрывайте глаза!
Считаем: 3, 2, 1 - Пуск! Полетели!
(музыка)
Воспитатель: Вот мы с вами прилетели в далекое прошлое (слайд 1). Здесь живут...(древние люди). А живут они...(в пещерах).
- Да, ребята, древним людям жилось очень тяжело. У них не было жилищ, не
было сначала даже огня, чтобы согреться и приготовить пищу. Но постепенно
человек овладел огнем и научился готовить, приручил животных, и жизнь его
стала намного легче.
- Ребята, как же древние люди готовили себе пищу? (при помощи огня, на
костре).
- Да, но на костре готовить очень неудобно и долго. Давайте полетим туда, где
можно быстро приготовить пищу! Закрываем глаза! Считаем: 3, 2, 1! Пуск!
(музыка)
Воспитатель: Куда же мы попали? (в деревню) (слайд 2)
- Как вы думаете, где люди в деревне готовили пищу? (в печке) - (слайд 3)
- А как? (внутри разжигали дрова, печка нагревалась и в ней готовили еду)
- Но печка, дети, не совсем удобная - для нее нужны дрова, она может
засориться и тогда в доме будет дым. Нет! Давайте полетим дальше! Может
люди еще что-то изобрели? Закрываем глаза! Считаем: 3, 2, 1! Пуск! Полетели!
(музыка)
- О, а это уже совсем современный, всем знакомый бытовой прибор! (слайд 4)
Что это? (газовая плита)
- Вот на такой-то плите можно и суп сварить и картошку пожарить. Помогайте
мне, что еще можно приготовить?
- А в духовке? (пироги испечь, пряники, печенье)
- Ребята, а кто знает более современную плиту?
- В нее ставят мясо или пирог, включают кнопки, а когда вынимают - все уже готово (микроволновая печь)
- Правильно, такая печь называется микроволновой (слайд 5).
- Вот такую чудо-технику изобрел человек!!!
II. (Слышится чей-то голосок):
-Ой-ой-ой! (появляется домовенок Кузя - игрушка)
Воспитатель: Кто это? Да это же домовенок Кузя! Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, Кузя! Ой, ребята, он нам что-то принес (достает из-под стола ... веник).
- Что это, Кузя??? Зачем ты его принес? (Домовенок шепчет на ухо воспитателю).
- Ах, вот что! Ребята, домовенок Кузя живет в доме, помогает его охранять,
следит за порядком, чистотой. Но в его доме живет ленивая девочка, она не
знает для чего веник нужен! Она с ним играет и даже садится на веник верхом и
скачет на нем, как на лошадке!
- Давайте, дети, расскажем: для чего веник нужен? (подметать полы, мусор,
пыль...)
- Конечно! Кузя, расскажи девочке и научи ее пользоваться веником.
- Ребята, а чем же неудобен веник? (не всю пыль можно убрать; она поднимается, садится на мебель, вещи в комнате).
- А что же изобрел человек, чтобы облегчить этот труд? (пылесос – слайд 6)
- А почему он так называется, пы-ле-сос? (собирает, затягивает пыль, лишний
мусор...)
- Посмотрите, он похож на маленькое чудо с длинным хоботом. Чудо ходит по
полу, по ковру, собирает пыль и говорит:
«Я вдыхаю много пыли,
Чтобы все здоровы были!»
- Скажите, а что удобней: пылесос или веник?
- Почему? (пылесос собирает пыль и мусор сразу, пыль не разлетается и т. д.)
- Да, ребята, а сейчас человек изобрел такой пылесос, который не только
«глотает» пыль и мусор, но и моет различные предметы. - Вы видели такой пылесос? (слайд 7)
- Вот видите, дети, какие умные машины придумал и сотворил человек в наше
время! (слайд 8- «Мама стирает белье руками») - Что вы видите ?
- Чем стирает? (руками)
- Что изобрел человек, чтобы облегчить этот труд? (стиральную машину)
- Ребята, а ведь раньше не было стиральных машин, и люди стирали белье
руками в речке. Покажите, как стирали руками (дети показывают) - А затем стали стирать в деревянном корыте (слайд 9). А еще позднее, чтобы
лучше отстирывать белье стали стирать на стиральной доске (дети показывают)
- Согласитесь, ребята, что так стирать тяжело, неудобно, быстро устаешь! И
поэтому люди изобрели...(стиральную машину – слайд 10) - Что умеет делать стиральная машина? (стирать)
- Ребята, а есть еще стиральная машина-автомат! (слайд 11) Что умеет делать эта машина? (сама стирает, меняет воду, полощет белье, отжимает; человеку нужно только нажимать на кнопки)
- У кого дома есть такая стиральная машина? Ира, расскажи, как твоя мама
стирает на машине. - Дети, кто же изобрел стиральную машину? (человек)
- Да, ребята, именно человек изобрел умные машины, умные приборы, умные предметы, которые помогают нам дома, помогают трудиться, отдыхать, жить. Назовите умные машины, которые помогают нам дома (холодильник, пылесос, утюг, швейная машина и т.д.)
- Правильно, дети! Вот эти умные, различные предметы, приборы, которые помогают нам дома, в жизни называют ТЕХНИКОЙ! Что же мы называем ТЕХНИКОЙ (дети отвечают)
- А сейчас мы с вами отдохнем при помощи техники... Какой? (показываю на музыкальный центр).
- Да, дети, музыкальный центр – это тоже техника (включает муз. центр)
III. Физминутка
IV. Опыт «Умная машина».
Воспитатель: Так что же такое ТЕХНИКА? (умные машины, которые помогают нам дома)
- Давайте посмотрим, как работает...(достаю кофемолку) Что это? (кофемолка)
- Это тоже техника, ее тоже изобрел человек!
- Для чего служит кофемолка (перемалывает кофе)
- Правильно, а еще она перемалывает перец, орешки, а еще кофемолка
перемалывает ... сахар!!!
- Сейчас мы проведем опыт!!! Попробуем с помощью кофемолки получить из
сахарного песка - сахарную пудру!
- Что такое сахарная пудра? Не знаете? Вот сейчас мы с вами и узнаем! Давайте
рассмотрим сахарный песок. Посмотрите, он состоит из сахарных крупинок...
- Ну что ж, иди ко мне Алена, засыпай сахар в кофемолку, а Максим нажмет на кнопочку (ребенок нажимает, кофемолка перемалывает сахар)
- Давайте посмотрим, что же получилось? Были крупинки сахарные, а теперь их не стало! Получилась пудра - сахарная!!
- На что еще похожа пудра сахарная? (на муку)
- Ребята, сахарная пудра нужна в кулинарии! Хозяйки посыпают пудрой пироги, торты, кексы, печенье.
- Для чего нужна сахарная пудра?
- Вот какая умная машина- кофемолка!
- Итак, как я уже говорила, всю эту технику, умные машины, предметы, приборы изобрел человек. Его так и называют ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, МАСТЕР, ТВОРЕЦ.
- Как называют такого человека?
- О человеке изобретателе, творце, мастере сложено иного пословиц. Давайте
вспомним:
Дети: -Умные руки не знают скуки.
-Дело мастера боится.
-Каков мастер - такова и работа.
-Дерево дорого плодами, а человек - делами.
Воспитатель: Молодцы!
- Так что же такое «техника»? (умные машины, приборы, которые помогают
дома)
V. Дидактическая игра «Техника – не техника».
Воспитатель: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем. У меня здесь много картинок (показываю на доске). Внимательно их рассмотрите. Теперь Ира подойдет и выберет из всех картинок только те, на которых изображена ТЕХНИКА.
- Поняли задание? Картинки с техникой оставь на месте, а забери те картинки, на которых техника не изображена. Мы все будем смотреть, как Ира выполняет
задание и; если нужно, поможем ей (ребенок выполняет задание).
- Правильно ли Ира выполнила задание? Что не так сделала Ира?
- Какие картинки отобрала Ира? (не технику)
- А что осталось? Как можно все эти приборы, умные машины назвать одним
словом? (техника)
- Да, дети, это БЫТОВАЯ ТЕХНИКА, которой мы пользуемся каждый день дома, она облегчает нашу жизнь, наш быт.
VI. Дидактическая игра «Магазин бытовой техники». (Звенит колокольчик)
Воспитатель: Внимание, внимание! Открывается магазин! Магазин БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ! Посмотрите, дети, как много здесь бытовой техники!
- Ребята, это необычный магазин! Здесь продают технику не за деньги, только тому, кто правильно загадает загадку о бытовой технике. А можно и свою загадку придумать! Например: «Я хочу купить технику, которая умеет шить!» Что это, ребята? (швейная машина)
- Кто у нее будет первым покупателем? А мы с Кузей будем продавцами (дети играют в магазин, «покупают» бытовую технику, применяя знакомые им загадки или описывают нужный им предмет. Во время игры спрашиваю: «Алена, что ты купила? (холодильник). Для чего он нужен? (помогает сохранить продукты свежими) и т. д. Вот и раскупили всю технику.
АНАЛИЗ:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше чудесное путешествие! Сегодня мы с вами побывали и в далеком прошлом, и в настоящем времени. Узнали много нового интересного, полезного о чудо-технике. Вспомнили пословицы, придумывали загадки и даже провели опыт с кофемолкой! Молодцы, ребята! Я очень довольна вами!
ИТОГ:
- Так о чем же мы с вами сегодня говорили, дети? (о технике)
- Для чего она нужна?
- Дети, а есть и другая техника - это техника, которая окружает нас в жизни - на
улице, на заводах, на фабриках. Это троллейбусы, автобусы, трактора,
грузовики, роботы и т.д. Но об этом мы поговорим в другой раз.
- Дети, так кто же изобрел технику? (человек)
- Как мы называем такого человека? (изобретатель, мастер, творец)
- А когда вы вырастите, что вы хотели бы изобрести? (дети придумывают)
- Как вас тогда будут называть? (изобретатель, мастер, творец).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе
Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...
Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».
Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия на тему: «В гости к черепашке». Старшая группа.
В помощь педагогам старшей группы...
Творческая работа по развитию представлений о человеке в истории и культуре (2 младшая группа) На тему: «Мы умеем делать правильно»
«Мы умеем делать правильно» ЦельПознакомить детей с правилами поведения в отношениях с детьми и взрослыми.Учить детей здороваться, прощаться; говорить спасибо, пожалуйста, нельзя можно.Развивать ...
Конспект занятия по развитию речи "Стихотворение С. А. Есенина "Белая береза" в старшей группе.
Данная разработка помогает формировать устойчивый интерес к творчеству С. А. Есенина, знакомит детей с биографией великого русского поэта, стихотворением «Береза», с отражением поэзии Есенина в разных...
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: «История городецкой росписи» в старшей группе.
В октябре было проведено занятие по рисованию в старшей группе на тему: "Знакомство с городецкой росписью". Хочу поделиться информацией, которая помогла в проведении данного занятия....
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.
Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...