Систематичность - залог положительного результата
консультация по логопедии по теме

Алена Валерьевна Чегодаева

Первое родительское собрание в 2018 - 2019 учебном году и, наверное, главное. На нём представлены результаты обследования звукопроизносительной стороны речи детей средних, старших и подготовительных групп. Обозначены направления работы учителя-логопеда и роль родителей в преодолении речевых дефектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

        

        

Родительское собрание.

Систематичность – залог положительного результата

 

Дата проведения: 16 октября 2018 г.

Учителя-логопеды: А.В. Кристя,

                                 О.А. Докшина.

Заводоуковск , 2018 г.

План проведения
1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. В чем заключается работа логопеда детского сада?
3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей средних - подготовительных групп за сентябрь 2018 г..
4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
5. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».


Содержание.
1.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи».

 Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. В чем же заключается работа логопеда детского сада?
Работа осуществляется по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в  форме индивидуальных и подгрупповых  занятий с детьми, зачисленными на логопедические занятия. Кроме того, воспитатели работают над автоматизацией звуков детей с ОВЗ и детей-инвалидов по тетради взаимодействия (в  удобное для педагога время).
3. Работа  логопеда делится на 3 периода. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода –
обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком индивидуально, результаты обследования занесены в протоколы и речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

 Что же выявило обследование речи?

Обследовано 246 воспитанников. По результатам диагностики выявлено 113 детей, имеющих нарушения звукопроизношения  (свистящих, шипящих звуков, сонорных звуков). Зачислено на логопедические занятия 67 воспитанников. И 8 детей на платную дополнительную услугу. Большую часть детей, посещающих занятия через ПМПК имеют логопедический диагноз «Общее недоразвитие речи» разного уровня (I, II, III). Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять рассказ с развернутыми предложениями.

Примеры:

  1. Слова обобщения: лук, свекла, морковь, капуста – это «фукты?»
  2. Юбка, кофта, брюки, носки, платье – это «вещи».

Назови домашних животных: «Киська, сабака» …

«Кошка, собака, попугай».

«Кошка, собака, мышка».

«Кошка, черепаха, хомячок».

Назови мебель: «Это где игьюськи езат… скаф! Каёпки … и всё».

«Кловать, кухня, комната».

«Белая, черная, розовая с цветочками».

 «Платье, шорты».

  1. Слова-антонимы: высокий – «маленький», короткий – «большая», широкое – «низкое», толстая книга – «худенькая».
  2. Образование прилагательных от существительных:

Шкаф из дерева – «деревянный»,

Чашка из фарфора – «стеклянная»,

Шапка из шерсти – «мягкая»,

Машина из металла – «метальная»

  1. Умение образовать множественное число от единственного: кровать – кровати, гнездо – «гнезды», ухо -  «ухи».
  2. Умение образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного:

Ключ – ключик,

Пуговица – «пуговица»,

Пчела – «пчечёлка».

И, на основании,  выше изложенных недостатков речевого развития у ребенка не сформирована связная речь. Пример: «Они гуяи в есу. Насъи ёзыка. Сняли кепку. Комии мооком и яйцом».

Или «Были два мальчика: Антоша и Федя. Антоша и Федя пошли в лес погулять. И они нашли по дороге домой ежа колючего. Они его покормили и дали попить. Потом принесли домой. Так ёж стал жить домашним питомцем».

Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. И ни в коем случае не нужно советоваться друг с другом. Все дети разные, речевые нарушения разные, сроки преодоления дефектов тоже разные: кому-то достаточно и 6 месяцев, и 1 год, а кому-то 2 и 3 года. Но результативность всегда будет лучше, если соблюдать систему, т.е. не пропускать дни занятий просто без уважительной причины.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные
правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (обведение по точкам, рисование и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

5. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Для Вас проведет второй учитель-логопед нашего Детского сада Докшина Ольга Андреевна.

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.



Предварительный просмотр:

В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках, в индивидуальной тетради. Так родителям легче отслеживать динамику развития собственного ребенка.

        Длительность коррекционной работы по исправлению звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.

        Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов.

  1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:
  • развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
  • развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).

Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.

  1. Постановка звука

Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем-логопедом с помощью специальных приемов.

        Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом в виде зарисовки и описания в тетради «Артикуляция звука».

  1. Автоматизация поставленных звуков – один из самых длительных и сложных этапов.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения – к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.

Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:

  • автоматизация звука в слогах;
  • автоматизация в словах;
  • автоматизация в специально подобранных фразах;
  • автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком;
  • автоматизация в обычной разговорной речи.

На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.

Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно, тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е. более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к  нормальному произнесению.

  1. Этап дифференциации смешиваемых звуков

Основная задача данного этапа заключается в том, что воспитать у ребенка прочный звук уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

        Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.

C:\Users\1\Desktop\0_76382_cab241f0_XL.jpg

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Последовательность работы

по коррекции нарушений звукопроизношения»

Разработала: учитель-логопед

А.В. Кристя

Заводоуковск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, ...

Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам свой мастер-класс и поделиться опытом работы по исследовательской деятельности, где постоянно находятся новые, интересные, необычные способы решения поставленн...

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ. Образовательные результаты освоения программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. (%) (2020-2021г).

Мониторинг  (Достижение обучающихся) разработан коллективом МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка" по Инновационной программе  "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"  под ред. Н.Е. Веракса (2020-202...

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...