Бытовая адаптация
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Игнатьева Людмила Анатольевна

консультация на данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bytovaya_adaptatsiya.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДГОТОВКА ИХ К ОБУЧЕНИЮ.

Игнатьева Л.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

Имея некоторый опыт работы с аутичными детьми и опираясь на специальную литературу по вопросу раннего детского аутизма, мне хотелось бы поделиться своими соображениями по поводу подготовки таких детей к обучению.

Необходимо знать. Что семья, в которой растет ребенок с РДА, находится в состоянии постоянного стресса, поэтому здесь необходима помощь целой команды специалистов: врача-терапевта, врача-психоневролога, психолога, дефектолога и логопеда.

Особую проблему для ребенка представляет освоение навыков самообслуживания и бытового поведения. Поведение такого ребенка отличается крайней стереотипностью, поэтому необходимо раннее начало коррекционного обучения.

К сожалению, в нашей стране недостаточно практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые необходимы для адаптации детей с РДА в повседневной жизни.

За рубежом наибольших успехов достигли сторонники поведенческой терапии. Они предлагают оперантное обучение, направленное на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением.

Для обучения используются естественные ситуации. На первом этапе особое внимание уделяется формированию способности ребенка сосредоточиться на задании и следовать инструкциям взрослого. Так формируется позиция готовности, предваряющая любую совместную работу со взрослым. Но сохраняются трудности переноса сформированных навыков на внеурочную обстановку и зависимость от взрослого.

Прежде всего надо установить контакт с ребенком, исследовать его возможности, особенности и интересы, а затем приступить к работе по общей организации его поведения.

В отношениях между аутичным ребенком и его родителями или педагогами существует опасность гиперопеки. Ребенок-аутист старается привлечь помощь взрослого. Очень важно создать у ребенка ощущение успеха. Для этого нужно подключать его к самым легким операциям и хвалить.

При обучении важен ритм занятия. Тренировки должны быть короткими 3-5 минут, но необходимо, чтобы ребенок сразу испытывал успех.

На начальных этапах обучения главной задачей является общая организация поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания.

Сложность должна увеличиваться постепенно. Взрослый на первых порах действует на ребенка, управляя его руками.

Процесс усвоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения взрослых.

Перед специалистами, которые наблюдают ребенка с РДА, встает вопрос о его обучаемости, возможности подготовить такого ребенка к школе.

При интеллектуальной сохранности ребенка его следует подготовить к школе «по поведению». Многолетний опыт коррекционной работы позволяет утверждать, что все дети с синдромом РДА обучаемы и имеют сохранные интеллектуальные предпосылки.

Педагогу нужно установить эмоциональный контакт с ребенком. Занятия должны проводиться в определенном месте и в определенное время. Это поможет формированию учебного стереотипа.

Само занятие на первых порах может быть продолжением игры. Требования к организованности пока не предъявляются. В конце занятия надо похвалить ребенка устно-это приводит к усвоению роли ученика. Начинать занятие нужно с той деятельности, которая интересна ребенку.

И в учебной деятельности и в игре следует комментировать действия ребенка, придавая им определенный смысл.

На начальной стадии не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. В дальнейшем следует давать ребенку задания всегда в определенной последовательности, к которой он привыкнет.

Ребенку с РДА необходимы специальные занятия по моторному развитию – это формирует способности ребенка к произвольной организации движений собственного тела. Ему необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса, снятия эмоционального напряжения. Для этого рекомендуется бег, лыжи, бассейн.

Коме того надо использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику, лепку, вырезание из бумаги, нанизывание бус.

К развитию внимания и памяти аутичного ребенка следует отнестись особенно серьезно при его подготовке к школьному обучению. Предпосылки развития этих функций у детей с РДА абсолютно сохранны. Нужно учитывать, что даже простая информация часто не воспринимается такими детьми и не запоминается, если она специально не обыграна, не привязана к тому, что его интересует. Ребенок должен научиться запоминать временные последовательности событий, их смысловую связь, обусловленность человеческими отношениями.

Так следует проводить подготовку аутичного ребенка к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование соци...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

ВведениеВ последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальн...

«Социально-бытовая адаптация, как основное направление социализации детей с ОВЗ»

Формирование  у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости - это задача  общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. о...