Готовимся к постановке звуков. Логопедический массаж
статья по логопедии (старшая группа)

Николаева Светлана Николаевна

Логопедический массаж в домашних условиях с использованием сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299125.wmfC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299125.wmfГотовимся к постановке звуков.

                                                    Логопедический массаж.

В  образовании  звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие,  диафрагма).                          Вы знали?

Самыми активными органами артикуляционного (речевого) аппарата являются язык и губы.

      ( Внимание! Язык считается самой сильной мышцей нашего организма,   поэтому его очень трудно тренировать!)

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gif Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения и для каждого звука речи принимает свою позу (не всегда правильную и звук искажается или не произносится). В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Движения языка (кончика, корня или боковых краёв) во многом зависят от тонуса его мышц.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gifУ детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи)  осложнённые диагнозом  (н-р: дизартрия)  часто наблюдается повышенный, либо пониженный тонус мышц языка. В этих случаях  показан логопедический массаж.  

!Родители часто думают, что это некие манипуляции касающиеся только языка.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gif Логопедический массаж бывает:  ручным,  зондовым и аппаратным, включает в себя классический массаж воротниковой зоны,  мышц шеи и лица, непосредственную работу с языком.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0301252.wmfЛогопедический массаж должен производиться по назначению врача-невролога в случаях, когда из-за нарушения мышечного тонуса логопед не может сразу приступить к постановке звуков – требуется предварительная подготовка артикуляционного (речевого) аппарата.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gifПосле того, как специалист (невролог, логопед) определит состояние мышц речевого аппарата, по его рекомендациям, некоторые приёмы массажа могут проводить родители в домашних условиях.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gifПредложенная сказка  – это интересная, форма проведения массажа в домашних условиях. Она рассчитана для детей с дизартрией, ринолалией и моторной алалией с повышенным тонусом языка.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gifПроводить массаж-сказку рекомендуется 1-2 раза в день в течение 10 – 14 дней. Выполнять действия необходимо с помощью ватной палочки, фигурно-ребристой поверхности зубной щётки для языка, медицинского шпателя, обвернутого бинтом или хорошо промытого пальца (лучше использовать медицинские перчатки).

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gifПри проведении массажа ребёнок должен сидеть в удобной для него позе. Взрослый должен находиться напротив ребенка. С детьми старшего дошкольного  возраста  можно/нужно (для осознанного зрительного контроля ребёнка за языком) использовать зеркало.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14691_.gifВ процессе массажа (иметь носовой платок или салфетки) по мере необходимости  просим ребёнка избавиться от обильного слюноотделения (вытираем, глотаем). Для создания положительного эмоционального фона говорим: « Слюни текут у всех! Мы их просто сейчас уберём!» И это правда!

        Следуя рекомендациям логопеда и используя предложенную сказку, можно помочь нормализовать мышечный тонус языка и  сократить время C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0234131.wmf по подготовке речевого аппарата к постановке отсутствующих/нарушенных звуков.                                                    

                                                 

 Литература:

  1. Филичева Т.Б., Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – М.: 1989. – 221с.
  2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М: Просвещение, 1989
  3. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. Диалоги невролога и логопеда о детской речи.- «Издательство «ДИЛЯ», 2013
  4. Сказка – игра: учитель–логопед  Никитина Кристина Владимировна

 5.   http://www.aif.ru/health/life/33854)

                       

                                            Заяц и его друзья

(сказка – игра)

/Артикуляторная поза:    губы  улыбаются  и рот широко открыт, язык лежит на нижней губе/

По большой дорожке (проведение прямых, параллельных линий вдоль поверхности языка) через маленькую полянку (проведение прямых, параллельных линий поперёк поверхности языка) шел Зайчик горох собирать (волнистые  движения вдоль поверхности языка).

Собрал горох (точечно – вибрационные движения по всей поверхности языка), положил в корзиночку и понёс зайчатам. Вдруг посыпался горох из корзиночки (быстрые точечные движения по всей поверхности языка). Расстроился зайчик.

Прилетел Воробей, стал горох собирать, клевал – клевал (быстрые точечные движения по всей поверхности языка) – не смог собрать.

Пришел Медведь, рыл – рыл, все перерыл (проведение волнистых линий поперёк поверхности  языка) – не собрал.

Пришла Лиса, все подмела, все собрала (поглаживающие движения по всей поверхности  языка). Обрадовался зайчик, поблагодарил  друзей и пошёл домой.

Дома Зайчата угостились горошком и решили написать письмо друзьям. Взяли бумагу, ручку и пишут: «Дорогие Воробей, Медведь и Лиса! Большое вам спасибо!» (проведение волнистых линий вдоль и поперёк всей  поверхности языка). Письм шло – шло (круговые движения по всей поверхности языка), наконец пришло (похлопывающее движение).

Друзья читают: «Дорогие Воробей, Медведь и Лиса! Большое вам спасибо!» (проведение волнистых линий вдоль и поперёк всей  поверхности языка). От этого письма приятно и радостно им стало. Друзья захлопали в ладоши и стали танцевать (хаотичные, волнистые движения по всей поверхности языка). После шумного веселья Воробей, Медведь и Лиса разошлись по домам (поглаживающие движения по всей поверхности  языка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука «Р» с использованием зондового массажа.

Цели:Коррекционно-развивающие:- выполнять артикуляционные упражнения  в полном объеме;- при помощи массажа  стимулировать мышцы артикуляционной мускулатуры;- формировать длительную и направл...

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...