Конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тарасюк Наталья Владимировна

Конспект совместного занятия по развитию речи  учителя-логопеда с воспитателем в подготовительной группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»

 

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия

 «Русская изба»

(подготовительная группа)

Учитель- логопед Тарасюк Н.В.

                                                   

Ачинск 2018

Цель: Продолжать знакомить с жилищем и бытом  наших предков.

Обобщить и систематизировать занятия с детьми о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.

Развивать интерес поговоркам, пословицам, хороводам. Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.

Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об обычаях, традициях русского народа.

2. Развивать коммуникативные, социальные навыки, творческие способности.

3. Приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям.

Ход

Сидит Красна девица (К.Д.), прядёт.

Входит воспитатель с детьми.

Д: Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные,

Гости желанные.

Логопед; Давайте поздороваемся.

Дети: Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам

Логопед; А что это у тебя, девица,такое в руках?

К.Д.: А ребята вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

К.д: Я из прошлого. Хотите посмотреть, как люди жили в старину, когда вас ещё не было, как жили ваши предки?А вы знаете кто такие предки? (Люди, которые жили много лет назад, ваши прапрадедушки и прапрабабушки)

 Благодаря моему волшебному веретену мы с вами отправимся в необычное путешествие:

Веретенце покружи

Да всю правду расскажи

Как жилось – былось всем людям

В прошлом веке покажи

(На экране слайд с изображением  России)

Логопед; Как называется наша страна? (Россия)

 А как она называлась раньше? (Русь)

(слайд с изображением славян)

 А называли наших предков – славяне или русичи. Как вы думаете в чем жили наши предки?

Логопед; раньше все люди жили в избах. Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами.

- Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами)

Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

К.Д: Заходите, гости дорогие в нашу избу русскую.

(Слаид с изображением избы) Дети садятся на лавки

Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Пройдя крылечко расписное,

Мы входим в сени.. Здесь темно,

И пахнет медом и травою!

Светёлка слева - тут тепло.

Логопед; Ребята, а что подсказывает нам, что это старинная изба?

Дети: Есть печь, деревянный стол, лавки.

Славянские семьи были большие, все друг друга любили и уважали.Электричества не было, поэтому вечерами зажигали лучину. Вот мы сейчас будем передавать её как символ семьи и называть, как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли членов семьи?

Игра «скажи ласково»

 Мама-матушка, батя-батюшка, сестра-сестрица, брат-братец. Внук- … внучка-.., дед-, баба-.. . тетя-…., дядя-…, папа-

Логопед; Основное пространствоизбы занимала печь. Есть пословица: «Печь всему голова» почему так говорят? ( Ответы детей)

Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Печь согревала избу, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали.Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.

К.Д: Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, напеки,

Обогрей, освети,

Помой и спаси,

В дом богатство принеси!

К.Д: В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ложки раньше были деревянные.И все  блюда получались удивительно вкусно. Давай те поиграем в игру, будем передавать ложку.

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»

 Каша из манки…

из гречки…

из риса…

из овса…

из перловки…

из кукурузы…

Пирог с капустой…

пирог с яблоками…

пирог с грибами…

пирог с мясом…

пирог с ягодами…

Логопед; Посмотрите внимательно, ребята, здесь вы видите предметы старины быта наших бабушек и дедушек (показывает ухват, кто знает как этот предмет называется?

А как вы думаете, почему он так называется? (Ухваты- это рогатые полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку)..

Давайте поставим нашу кашу в  чугунке, используя ухват, в печку

Логопед; А еще холодными вечерами собиралась молодежь возле печки, вместе пели, танцевали, играли.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Два ведущих делают ворота. Один «серебряное блюдечко», другой- «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним словом ворота опускаются, задерживая  одного из игроков.

Игрок: -«Золотые ворота, пропустите вы меня…»

Ответ:– «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь, наливное яблочко или серебряное блюдечко?

К.Д. А ну ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Не только  играла молодежь, но  упражнялась в красноречии. Ну- ка кто из вас скороговорки говорить горазд?

Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Логопед; Что значит эта пословица? (ответы детей)

А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.

1. Кашу маслом- (не испортишь).

2. Слышал звон - (да не знаешь где он).

3. Поспешишь - (людей насмешишь).

4. Попей чайку - (забудь тоску).

5. Делу время- (потехе час) .

- Пока детвора забавлялась,  взрослые работали. Как вы думаете, чем они занимались?

Мужчины работали в поле: сеяли хлеб, косили траву, заготавливали сено для домашних животных на зиму. А еще мастерили игрушки, детские колыбельки, посуду.

Женщины пекли хлеб, пряли, ткали, вышивали, вязали, шили.Русские люди никогда не боялись труда и всегда работали с радостью. Посмотрите на эти старинные костюмы.Сколько труда вкладывали люди в то, чтобы создать такую красоту!

 Швейных машинок не было, женщины шили все в ручную.   Чтобы рубахи выходили прочными, нужно было умело владеть ниткой и иголкой. Поэтому с раннего детства девочек обучали рукоделию.

КАК ТЕТУШКА РАССКАЗЫВАЛА О ТОМ, КАК ОНА ВЫУЧИЛАСЬ ШИТЬ

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь», а я всё приставала.

Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.

А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

К.Д. Дорогие наши гости !

Наше путешествие заканчивать пора,

Желаем вам радости, мира, добра!

Рефлексия. А что вам запомнилось больше всего? А какие старинные слова вы узнали?

У нас есть волшебное  веретено, которое вернет нас с вами из путешествия обратно в любимый детский сад.

«Веретенце покружи,

 в детский садик нас верни…»

Логопед; Я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к любой, даже самой маленькой частичке нашей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)

Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...

Конспект "Поморская изба"

Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...