Конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тарасюк Наталья Владимировна

Конспект совместного занятия по развитию речи  учителя-логопеда с воспитателем в подготовительной группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»

 

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия

 «Русская изба»

(подготовительная группа)

Учитель- логопед Тарасюк Н.В.

                                                   

Ачинск 2018

Цель: Продолжать знакомить с жилищем и бытом  наших предков.

Обобщить и систематизировать занятия с детьми о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.

Развивать интерес поговоркам, пословицам, хороводам. Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.

Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об обычаях, традициях русского народа.

2. Развивать коммуникативные, социальные навыки, творческие способности.

3. Приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям.

Ход

Сидит Красна девица (К.Д.), прядёт.

Входит воспитатель с детьми.

Д: Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные,

Гости желанные.

Логопед; Давайте поздороваемся.

Дети: Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам

Логопед; А что это у тебя, девица,такое в руках?

К.Д.: А ребята вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

К.д: Я из прошлого. Хотите посмотреть, как люди жили в старину, когда вас ещё не было, как жили ваши предки?А вы знаете кто такие предки? (Люди, которые жили много лет назад, ваши прапрадедушки и прапрабабушки)

 Благодаря моему волшебному веретену мы с вами отправимся в необычное путешествие:

Веретенце покружи

Да всю правду расскажи

Как жилось – былось всем людям

В прошлом веке покажи

(На экране слайд с изображением  России)

Логопед; Как называется наша страна? (Россия)

 А как она называлась раньше? (Русь)

(слайд с изображением славян)

 А называли наших предков – славяне или русичи. Как вы думаете в чем жили наши предки?

Логопед; раньше все люди жили в избах. Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами.

- Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами)

Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

К.Д: Заходите, гости дорогие в нашу избу русскую.

(Слаид с изображением избы) Дети садятся на лавки

Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Пройдя крылечко расписное,

Мы входим в сени.. Здесь темно,

И пахнет медом и травою!

Светёлка слева - тут тепло.

Логопед; Ребята, а что подсказывает нам, что это старинная изба?

Дети: Есть печь, деревянный стол, лавки.

Славянские семьи были большие, все друг друга любили и уважали.Электричества не было, поэтому вечерами зажигали лучину. Вот мы сейчас будем передавать её как символ семьи и называть, как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли членов семьи?

Игра «скажи ласково»

 Мама-матушка, батя-батюшка, сестра-сестрица, брат-братец. Внук- … внучка-.., дед-, баба-.. . тетя-…., дядя-…, папа-

Логопед; Основное пространствоизбы занимала печь. Есть пословица: «Печь всему голова» почему так говорят? ( Ответы детей)

Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Печь согревала избу, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали.Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.

К.Д: Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, напеки,

Обогрей, освети,

Помой и спаси,

В дом богатство принеси!

К.Д: В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ложки раньше были деревянные.И все  блюда получались удивительно вкусно. Давай те поиграем в игру, будем передавать ложку.

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»

 Каша из манки…

из гречки…

из риса…

из овса…

из перловки…

из кукурузы…

Пирог с капустой…

пирог с яблоками…

пирог с грибами…

пирог с мясом…

пирог с ягодами…

Логопед; Посмотрите внимательно, ребята, здесь вы видите предметы старины быта наших бабушек и дедушек (показывает ухват, кто знает как этот предмет называется?

А как вы думаете, почему он так называется? (Ухваты- это рогатые полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку)..

Давайте поставим нашу кашу в  чугунке, используя ухват, в печку

Логопед; А еще холодными вечерами собиралась молодежь возле печки, вместе пели, танцевали, играли.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Два ведущих делают ворота. Один «серебряное блюдечко», другой- «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним словом ворота опускаются, задерживая  одного из игроков.

Игрок: -«Золотые ворота, пропустите вы меня…»

Ответ:– «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь, наливное яблочко или серебряное блюдечко?

К.Д. А ну ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Не только  играла молодежь, но  упражнялась в красноречии. Ну- ка кто из вас скороговорки говорить горазд?

Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Логопед; Что значит эта пословица? (ответы детей)

А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.

1. Кашу маслом- (не испортишь).

2. Слышал звон - (да не знаешь где он).

3. Поспешишь - (людей насмешишь).

4. Попей чайку - (забудь тоску).

5. Делу время- (потехе час) .

- Пока детвора забавлялась,  взрослые работали. Как вы думаете, чем они занимались?

Мужчины работали в поле: сеяли хлеб, косили траву, заготавливали сено для домашних животных на зиму. А еще мастерили игрушки, детские колыбельки, посуду.

Женщины пекли хлеб, пряли, ткали, вышивали, вязали, шили.Русские люди никогда не боялись труда и всегда работали с радостью. Посмотрите на эти старинные костюмы.Сколько труда вкладывали люди в то, чтобы создать такую красоту!

 Швейных машинок не было, женщины шили все в ручную.   Чтобы рубахи выходили прочными, нужно было умело владеть ниткой и иголкой. Поэтому с раннего детства девочек обучали рукоделию.

КАК ТЕТУШКА РАССКАЗЫВАЛА О ТОМ, КАК ОНА ВЫУЧИЛАСЬ ШИТЬ

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь», а я всё приставала.

Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.

А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

К.Д. Дорогие наши гости !

Наше путешествие заканчивать пора,

Желаем вам радости, мира, добра!

Рефлексия. А что вам запомнилось больше всего? А какие старинные слова вы узнали?

У нас есть волшебное  веретено, которое вернет нас с вами из путешествия обратно в любимый детский сад.

«Веретенце покружи,

 в детский садик нас верни…»

Логопед; Я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к любой, даже самой маленькой частичке нашей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)

Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...

Конспект "Поморская изба"

Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...

Конспект "Русская изба"

Данный конспект занятия предназначен для патриотического воспитания...