Логопедическое занятие в микрогруппе по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях: «Сказочный песок»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Комарова Марина Александровна

Логопедическое занятие с элементами пескотерапии по автоматизации звука "Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказочный песок25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

дошкольное отделение №2

Логопедическое занятие в микрогруппе

по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях:

 «Сказочный песок»

Выполнила:

учитель-логопед

Комарова Марина Александровна

г. Москва,  Троицк

2017г.

Цель. Закрепление правильного произношения звука [л] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи.

Коррекционно – образовательные.

  1. Формирование навыка определения смысловой основы предложения, упражнение в согласовании слов в предложении.
  2. Уточнение написания буквы Л.

Коррекционно – развивающие.

  1. Развитие умения выделять звук [л] в слогах, словах.
  2. Закрепление умения делить слова на слоги.
  3. Закрепление умения определять место звука [л] в словах.
  4. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, мышления. 
  5. Формирование у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно – воспитательные.

  1. Воспитание познавательного интереса к занятиям.
  2. Формирование навыка сотрудничества, умения слушать собеседника.

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, песочница с песком, игрушки – гномики, предметные картинки со звуком [л], камни красного и голубого цвета, почтовые телеграммы, влажные салфетки.


Ход занятия

  1. Организационный этап:

Логопед. - Сегодня у нас необычный урок, а урок сказка. Мы с вами отправимся в сказочную страну, в этой стране много песка, но живут там удивительные гномики. Мы с ними познакомимся, будем учиться чётко произносить звук Л в слогах, словах и предложениях.

-Перед вами пустыня, кругом один песок, чтобы попасть в эту страну надо быть сильными и выполнять зарядку

Артикуляционная гимнастика  (дети выполняют упражнения)

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроется дверь

(приоткрыть рот окошко  – пальцы сжать в кулаки)

Мы туда без труда  попадём

 на волшебном ковре самолёте

(лопаточка – пальцы широко оттопырить)

 На летучем большом корабле.

(чашечка – пальцы подбрасывают песок)

Или с бабой ягой на метле.

(часики – пальцами двигаем ритмично влево вправо)

На плоту по молочной реке

И верхом на коньке горбунке

Можно в сказку взлететь на жар птице

(качели – пальцами в такт движения языка двигать по песку)

Можно на колобке закатиться

(вкусное варенье – пальцы круговое движение по песку)

Можно въехать, как слон на еже.

(пожевать язык – пальцы сжимаются -разжимаются)

Ой, мы в сказке уже.

  1. Основной этап

- В некотором царстве, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой).  На берегу реки жили братья-гномики (ставятся игрушки гномики).

Жили эти гномики 
В чудесном домике
 
В доме том была труба,
 
Дым из неё валил всегда.
Было и окно,
 
Нарисуй, какое оно (ребенок на песке рисует дом, трубу, дым, окно).

Жили гномы, не грустили, 
Друг за другом бегали,
 

Прыгали, скакали, 
Весело играли (ребенок выполняет пальчиковую гимнастику по тексту)

- Очень они любили делать «Секретики» друг для друга.

Давай поможем братьям отыскать эти «Секретики».


- Ты секретик ищи, из песка откопай,
 
что нарисовано, называй (ребенок отыскивает в песке картинки, в названии которых есть звук «л» и называет их).
 
- Какой общий звук слышится в этих словах? (-Звук [л]).

Звук [л] любимый звук наших гномиков.

  1. Характеристика звука [л] с опорой на таблицу:

Давайте вспомним, где должен находится язычок.

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается.

Покраям  языка

Воздух пробирается.

«Л» получится певучий

Твёрдый, звонкий и могучий!

  1. Упражнение на развитие фонематического слуха «Звуковая мозаика».

- В домике у гномиков хранились самоцветы, они их часто доставали и в «Звуковую мозаику» играли. Поиграем?

- Если услышишь в слоге звук (л), красный камушек клади, не услышишь – синий.

ла, во, лу,

мо, лы, за,

ло, ны, лэ.

- Если в слове услышишь звук (л), то красный камушек клади, не услышишь – синий.

Тучка, ручка, лук,

лось, козы, ламы

Коса, белка, самоцветы.

  1. Изолированное произнесение звука [л]. Упражнение «Собери самоцветы»

Молодцы! А теперь обратно красные камушки клади и звук «Л»  произноси.

  1. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Есть у гномиков скала – ла-ла-ла.

 - Я начну, а вы закончите рифмовку.

Ла-ла-ла - вот стоит ска...ла.
Лу-лу-лу - заберемся на ска.....лу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас  занес.....ло!
Лы-лы-лы - как слезем со ска......лы?

  1. Автоматизация звука [л] в словах.
  • Игра «Подарки».

- Гномики очень подарки любили и часто подарки друг другу дарили: Я тебе подарю куклу. Я за куклу дам тебе стол. Они предлагают и вам поиграть с ними.

  • Игра «Разложи подарки по коробкам».

 - Подарки все перепутались. Давайте их разложим по коробкам. В первую положим подарки, где звук [л] в начале слова, во вторую коробку, где звук в середине слова, и в третью, где звук в конце слова.

  • Динамическая пауза

Сделаем во дворике – поскользить по поверхности песка
Из песочка домики
Все, что только захотим – 
создать отпечатки кулачков
Из песка мы смастерим.
Хочешь, будет колобок – 
выполняется круговое движение, рисование на песке.
А быть может теремок – 
рисуем отдельным пальцем крышу дома
Можно сделать белый гриб – 
рисуем двумя пальцами гриб
А быть может разных рыб – 
поскользить ребром ладони по песку.
Рыбки весело резвятся – 
постучать каждым пальцем по песку
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся – 
сжать пальцы в кулак
То зароются в песке. – 
«зарыться» всей ладонью в песок

  1. Граматическая игра с мячом «Один-много»

-Гномики хотят научить нас одной игре. Они называют один предмет, а вы говорите, как будет много:

Дупло-дупла

Пчела-пчелы

Акула-акулы

Игла-иглы

Стекло-стекла

Кукла-кулы

  1. Автоматизация звука[Л] в предложениях.

Игра «Почта»

-Наши гномики очень веселые. 
Любят гномики все узнавать,
В открытках друг - другу об этом писать.
Но гномики так спешили,
 
Что много ошибок они допустили.
 
Давай гномикам  поможем исправить ошибки:

- В открытке написано «Пол вымыл Милу». А как правильно сказать?

 (ребенок исправляет предложения).

1.Велосипед ехал на Володе.

2.На яблоке висит яблоня.

3.Пол упал на стул.

4.Кукла играла с Милой.

5.Блокнот купил папу.

6.На бутылке стоит полка.

7.Ёлка купила папу.

8.Голубь ловил Павла.

  1. Связь звука и буквы.

Напомните, какой звук мы сегодня чаще других произносили во время нашего путешествия?

Звук [л] обозначается буквой «Л».

-Давайте, украсим букву Л (цветным песком).

  1. Итог занятия

-  Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. 
- Что понравилось больше всего во время нашего путешествия?

- Что было сложным?

 Рефлексия «Колокольчик»

На доске расположены гномики. Я предлагаю подарить гномам колокольчик. Веселый подарим в том случае – если вы считаете, что сделали всё отлично и у вас хорошее настроение; грустный подарим в том случае – если вы считаете, что вы не справились с заданием, или вам было трудно и у вас грустное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»

Вашему вниманию предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»....

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить зву...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях и предложениях».

Задачи:1 Коррекционно-обучающие:- автоматизировать правильное произношение звука «С»;- учить точно и полно отвечать на вопросы;- формировать лексико-грамматический строй и связную речь (со...